Платные услуги бюджетного учреждения: как организовать
Вопрос правильной организации оказания платных услуг важен для бюджетного учреждения, поскольку, с одной стороны, его деятельность регламентирована и контролируется значительно строже, чем деятельность негосударственного субъекта хозяйствования, а с другой – в коммерческом обороте оно несет такую же ответственность, как и все остальные участники, статус государственного учреждения не дает никакой особой защиты.
В статье рассматриваются правовая основа оказания платных услуг такими учреждениями и порядок их организации.
Какие услуги являются платными для бюджетных организаций
Бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (п. 2 ст. 79 БК).
Документ:
Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – БК).
Как видно, платные услуги должны соответствовать предмету деятельности бюджетного учреждения, во всяком случае не выходить за рамки обычной его деятельности. Например, в учреждении образования существует платная секция велосипедного спорта. Имея достаточную техническую базу, оно планирует оказывать населению услуги по ремонту велосипедов. Такая услуга, как ремонт техники не является образовательной, поэтому она не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения образования, если считать, что такое учреждение создано в целях реализации государственных образовательных программ и иных образовательных услуг. Следовательно, оказание учреждением образования этой услуги для населения на платной основе будет считаться неправомерным.
Платная услуга – это услуга, оказываемая бюджетным учреждением за дополнительную плату сверх своей основной деятельности, реализуемой бесплатно, направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в таких услугах. Это может быть как деятельность, обычная для данного учреждения, спрос на которую повышен (например, углубленное изучение иностранного языка в учреждениях образования или ультразвуковая диагностика в медицинских учреждениях), так и новая, не осуществляемая ранее, но находящаяся в рамках профессиональной сферы (например, организация обучающих курсов музеем; услуги ксерокопирования в школе и т.п.).
Обратите внимание! Рассматриваемые организации вправе также сдавать свободные помещения или иное имущество в аренду. Это не услуги, но способ получения дополнительного дохода.
Правовое основание оказания платных услуг
Оказание платных услуг бюджетными учреждениями допускается специальными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность конкретного вида учреждений:
– для учреждений образования – ст. 138 КО; п. 24 Положения № 150; п. 14 Положения № 283;
– медицинских учреждений – Положением № 182;
– учреждений физической культуры и спорта – ст. 31 Закона № 125-З; Инструкцией № 6;
– социальных учреждений – постановлением № 1218.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КО).
Документ:
Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение № 150).
Документ:
Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (далее – Положение № 283).
Документ:
Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 (далее – Положение № 182).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 125-З).
Документ:
Инструкция об организации и предоставлении платных физкультурно-оздоровительных услуг населению, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 25.03.2013 № 6 (далее – Инструкция № 6).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг» (далее – постановление № 1218).
Документы, на основании которых оказываются платные услуги
Для самого учреждения таким основанием являются 2 локальных нормативных правовых акта:
1) устав учреждения;
2) положение о платных услугах конкретного учреждения.
Предварительно работники самого учреждения на основе изучения спроса граждан и организаций на оказание платных услуг определяют виды и составляют перечень платных услуг.
Устав учреждения должен содержать положения об оказании платных услуг, это вытекает из п. 2 ст. 279 ГК. Если в действующем уставе учреждения нет таких положений, то следует подготовить изменения в устав и согласовать их с учредителем.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Решения о создании и ликвидации государственных учреждений принимают:
– Президент Республики Беларусь;
– Правительство Республики Беларусь;
– государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь;
– республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
– местные исполнительные и распорядительные органы.
Эти же органы утверждают уставы создаваемых учреждений.
Также бюджетное учреждение должно разработать и утвердить (а при необходимости – согласовать с учредителем) положение о платных услугах конкретного учреждения с учетом специфики организации его деятельности.
В положении следует предусмотреть разделы:
– о видах оказываемых за плату услуг;
– форме и существенных условиях договора на оказание платных услуг;
– порядке оказания услуг (предварительное заключение договора, представление документов, формирование групп, сроки начала и окончания услуги и т.д.);
– оплате услуг (сроки, вносимые суммы, условия о предоплате, возможности рассрочки, предоставлении скидок и т.д.);
– порядке распоряжения средствами, поступившими от оказания платных услуг.
До начала оказания таких услуг руководитель учреждения издает приказ, в котором указывает конкретные виды платных услуг и дату начала их оказания. Этим же приказом утверждается кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг, списки получателей услуг (при необходимости), график или расписание оказания услуг с указанием помещения, а также иные документы, необходимые для организации такой деятельности.
Договор об оказании платных услуг
Бюджетные учреждения в большинстве случаев оказывают платные услуги на основании типовых договоров, таких как:
– Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99;
– типовые формы договоров об оказании различных услуг Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 632 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17»;
– форма договора возмездного оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2013 № 11, и др.
Но далеко не для всех случаев существует типовой договор, например, типовой договор оказания услуг учреждениями здравоохранения отсутствует. В этой ситуации учреждению самому следует разработать и утвердить форму договора. К нему необходимо применять правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК.
Существенным условием такого договора, в отсутствие которого договор считается незаключенным, является только условие, определяющее конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 733 ГК). В связи с этим данное условие должно быть максимально конкретизировано в договоре, т.е. нужно указать, какие именно действия должен совершить исполнитель. Для этого необходимо определить:
– вид услуг;
– их объем (продолжительность оказания, количество получателей услуг и пр.);
– другие характеристики:
место оказания услуг;
объекты, на которые направлено оказание услуг;
требования, которым должны соответствовать услуги, в т.ч. по качеству;
точные действия исполнителя по договору и др.
Стоимость платных услуг
При осуществлении учреждением деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (если иное не предусмотрено законодательством).
Нормативное регулирование порядка расходования внебюджетных средств в настоящее время регламентирует Положение № 641, которое и определяет направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетного учреждения.
Документ:
Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Правительство, государственные органы (организации), содержится в приложении 1 к Указу № 72.
Так, порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги определен Инструкцией № 14. Но тарифы для некоторых отдельных услуг регулируются специальными актами. Например, предельные максимальные тарифы на услуги по лабораторной диагностике установлены постановлением № 16, а на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), услуги по лучевой диагностике – постановлением № 15.
Документ:
Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 (далее – Инструкция № 14).
Документ:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 16 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике» (далее – постановление № 16).
Документ:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 15 «Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг» (далее – постановление № 15).
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
121
-
112
-
107
-
105
-
104
-
104