Осуществляем закупки в сфере информатизации
Осуществление закупок в такой специфической сфере, как информатизация, имеет отличия от общеустановленного порядка проведения государственных закупок. Отличия имеются как на начальном этапе (основанием госзакупок в сфере информатизации являются государственные программы информатизации и их подпрограммы), так и в дальнейшем, например, при сравнении предложений участников и заключении договора. Подробнее об этих особенностях расскажем в материале.
Справочно:
информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений (ст. 1 Закона об информатизации).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информатизации).
Одним из нормативных актов, действующих в сфере информатизации, является Указ № 531. Его нормы распространяются не только на государственные органы (включая республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица (в т.ч. учреждения образования, здравоохранения, культуры)), но и на хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. В соответствии с определенной Указом № 531 терминологией все перечисленные органы и организации объединены термином «государственные органы и организации».
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее – Указ № 531).
Что относится к мероприятиям в сфере информатизации
Указом № 531 установлен целый ряд обязательных требований к организации и проведению мероприятий в сфере информатизации.
При этом в ряде случаев приобретение программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования также относится к мероприятиям в сфере информатизации.
Отнесение проводимых закупок к мероприятиям в сфере информатизации осуществляется на основании Перечня.
Документ:
перечень мероприятий, которые относятся к сфере информатизации, утвержденный постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5 «О перечне мероприятий в сфере информатизации» (далее – Перечень).
Так, к мероприятиям в сфере информатизации относятся приобретение программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет более 30 тыс. базовых величин (п. 3 Перечня).
Особо отметим, что для целей применения данной нормы источник финансирования закупки значения не имеет. Соответственно при осуществлении таких закупок государственными органами и организациями они будут относиться к мероприятиям в сфере информатизации независимо от того, за счет каких средств (собственных или бюджетных) они будут финансироваться.
Исключение согласно Перечню составляют мероприятия, связанные:
– с техническим обслуживанием, ремонтом, заменой вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования;
– развитием государственной системы правовой информации Республики Беларусь, распространением (предоставлением) государственных информационно-правовых ресурсов;
– приобретением комплектующих изделий для производства и использования в производстве телекоммуникационного и компьютерного оборудования, иного оборудования, включающего в свой состав телекоммуникационное и компьютерное оборудование;
– управлением технологическим оборудованием для обеспечения его функционирования;
– производством и трансляцией теле- и радиопередач;
– осуществлением операторами и поставщиками услуг электросвязи деятельности по развитию сетей электросвязи;
– развитием и использованием Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь;
– обеспечением национальной безопасности;
– проведением государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты.
Требования к закупкам в сфере информатизации
При организации и проведении мероприятий в сфере информатизации государственные органы и организации обязаны соблюдать ряд обязательных требований.
Так, мероприятия в сфере информатизации государственные органы и организации вправе осуществлять только на основании соответствующих программ, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац второй п. 7 Указа № 531). При реализации таких мероприятий руководителями государственных органов и организаций по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь должны быть назначены лица, ответственные за их реализацию.
Государственные программы информатизации, а также другие государственные программы в части мероприятий в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 тыс. базовых величин за весь срок их реализации подлежат согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (п. 2 Указа № 531). Что касается прочих программ информатизации, то они подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации (абзац пятый п. 4 Указа № 531).
Справочно:
Министерство связи и информатизации Республики Беларусь (далее – Минсвязи).
Обратите внимание! Финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не согласованных в соответствии с вышеуказанными нормами Указа № 531, не допускается.
Мероприятия в сфере информатизации, включенные в государственные программы информатизации, могут финансироваться как из средств государственных внебюджетных фондов, так и за счет иных источников, не запрещенных законодательством (абзац четвертый п. 7 Указа № 531).
Таким образом, любая закупка программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, стоимость годовой потребности закупки которых составляет более 30 тыс. базовых величин, осуществляемая государственными органами и организациями, вне зависимости от источника ее финансирования относится к мероприятиям в сфере информатизации. И для проведения такой закупки она должна быть включена в государственную программу информатизации либо в иную программу (государственную, отраслевую).
Кроме того, при включении данного мероприятия в государственную программу такая закупка подлежит согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь. Если же закупка будет включена в отраслевую программу, то она должна быть согласована с Минсвязи.
Процедуры закупок в сфере информатизации в зависимости от источника финансирования
Независимо от того, финансируются закупки за счет бюджетных или иных средств, закупки, относящиеся к мероприятиям в сфере информатизации, включаются в соответствующие программы и проводятся с соблюдением требований Указа № 531. Процедуры закупок и порядок их проведения зависят от источника финансирования закупки.
Так, в случае финансирования закупки за счет собственных средств организации такая закупка проводится в порядке, определенном постановлением № 229.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Если же закупка полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, то такая закупка должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, с особенностями, определенными Указом № 612.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее – Указ № 612).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 359).
С 5 октября 2017 г. единым организатором процедур государственных закупок в сфере информатизации является Минсвязи (п. 3 Указа № 359). Соответственно все процедуры государственных закупок, осуществляемых в рамках мероприятий программ информатизации, осуществляются исключительно Минсвязи.
Отметим, что кроме непосредственного проведения процедур государственных закупок в сфере информатизации, Минсвязи обязано осуществлять ряд функций в данной сфере, в частности:
– координировать проведение государственных закупок;
– обеспечивать выработку единой политики и определение единообразного подхода к их проведению, вести реестр процедур государственных закупок и заключенных по их результатам договоров;
– осуществлять мониторинг итогов проведения государственных закупок.
До 1 января 2016 г. государственные закупки осуществлялись путем проведения (подп. 1.4 п. 1 Указа № 612):
– открытого конкурса;
– закрытого конкурса;
– процедуры запроса ценовых предложений при пороговом значении ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств;
– процедуры закупки из одного источника в случаях, предусмотренных законодательством.
С 1 января 2016 г. данная норма прекратила свое действие и для проведения государственных закупок в сфере информатизации применяются все процедуры, предусмотренные законодательством о государственных закупках.
Техзадание обязательно
Обязательным условием для проведения процедуры государственных закупок в сфере информатизации является их осуществление на основании технических заданий по мероприятиям программ информатизации (далее – технические задания), получивших положительные заключения государственной научно-технической экспертизы (подп. 1.5 п. 1 Указа № 612).
Обязанность разработки таких заданий возложена на заказчиков мероприятий программ информатизации. Техническое задание должно быть разработано до начала проведения государственной закупки и содержать:
– наименование мероприятий, цели, ожидаемые результаты и показатели эффективности их реализации, экономический и (или) социальный эффект от реализации мероприятий;
– основные этапы реализации с указанием перечня товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках мероприятий программ информатизации, в т.ч. связанных с проведением исследований и разработок, а также с указанием объема финансирования их закупок. При этом для создаваемых и приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств указываются требуемые функциональные, технические, технологические и другие характеристики;
– сведения о предполагаемых владельце, операторе, пользователях программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
– информацию о потребностях в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий программ информатизации, выполнения работ (оказания услуг) по технической поддержке и сопровождению программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, а также источники финансирования;
– требования к квалификации и опыту работы лиц, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), необходимых для реализации мероприятий;
– требования к уровню производственной, научной, конструкторско-технологической базы, необходимой для реализации мероприятий.
Обратите внимание! Типовая форма технического задания утверждена совместным постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Минсвязи от 16.01.2015 № 2/4.
Для подготовки технических заданий заказчики мероприятий программ информатизации вправе привлекать на договорной основе научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в т.ч. зарубежных (подп. 1.7 п. 1 Указа № 612).
Технические задания утверждаются заказчиками, после чего должны быть представлены единому организатору для направления их в Государственный комитет по науке и технологиям для проведения государственной научно-технической экспертизы.
Конкурсные документы
Заказчики при разработке документов, представляемых участникам для подготовки предложений на участие в процедурах государственных закупок по мероприятиям программ информатизации, обязаны учитывать требования, изложенные в технических заданиях, получивших положительные заключения государственной научно-технической экспертизы. Кроме того, если государственная закупка в сфере информатизации осуществляется путем проведения конкурса, то конкурсные документы дополнительно подлежат согласованию с Минсвязи.
До начала оценки предложений должна быть проведена проверка квалификационных данных участников (подп. 1.10 п. 1 Указа № 612). При этом заказчики вправе повторно требовать от участников подтверждения их квалификационных данных. Предложения участников, отказавшихся подтвердить или не подтвердивших свои квалификационные данные, отклоняются.
Особенности сравнения предложения участников
Подпунктом 1.12 п. 1 Указа № 612 установлены обязательные критерии оценки и сравнения предложений участников, которые подлежат обязательному применению при проведении процедур государственных закупок в сфере информатизации, помимо критериев, определенных иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок.
К таким критериям относятся:
– наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
– уровень функциональных и технических характеристик создаваемых информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
– объем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых заказчикам мероприятий программ информатизации;
– обеспечение обучения работе с информационной системой, включая продолжительность такого обучения;
– выполнение не менее 85 % объема работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).
Отметим, что объем работ (услуг) определяется как общая стоимость работ (услуг) без учета НДС.
Обратите внимание! Заказчики вправе устанавливать и иные дополнительные критерии оценки предложений участников, кроме установленных законодательством.
В то же время удельный вес каждого из критериев должен определяется путем установления процентного соотношения между ними. При этом удельный вес каждого из нижеуказанных критериев должен составлять не менее 30 % (часть третья подп. 1.12 п. 1 Указа № 612). К таким критериям относятся:
– цена предложения;
– наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.
Если в предложениях участников планируется создание или использование объектов интеллектуальной собственности, не предусмотренных техническими заданиями, то заказчики вправе обратиться к единому организатору для направления предложений участников в Государственный комитет по науке и технологиям для оценки соответствия этих предложений целям мероприятий, включенных в программы информатизации.
Заказчикам также предоставлено право делегировать свои полномочия, предусмотренные Указом № 612, государственным органам и организациям, реализующим программы информатизации (подп. 1.14 п. 1 Указа № 612).
Существенные условия договора
Указом № 612 определены существенные условия договоров, заключаемых для реализации мероприятий программ информатизации, подлежащих включению в такие договоры помимо иных условий, установленных законодательством. Так, обязательному включению в указанные договоры подлежат следующие условия (подп. 1.15 п. 1 Указа № 612):
– определение обладателя (обладателей) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении договора;
– условие о передаче исходного текста компьютерной программы, созданной при выполнении договора, заказчику;
– требования к уровню используемой производственной, научной, конструкторско-технологической базы;
– объем выполняемых (оказываемых) исполнителем работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей);
– обязательство исполнителя по обеспечению технической поддержки, сопровождения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.
В завершение отметим, что нормы Указа № 612 не распространяются на отношения, связанные с государственными закупками:
– товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу Указа № 612;
– работ (услуг) в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований;
– услуг, связанных с развитием и обеспечением эксплуатации Автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов.
Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120