Особенности создания и ликвидации субъектов хозяйствования в 2017 году: комментарий изменений, внесенных Декретом № 2
Часть норм Декрета № 2, в основном касающаяся деятельности государственных органов, вступила в силу 3 марта 2017 г. (абзацы 15–18 подп. 1.1, абзац третий подп. 1.2 п. 1, пп. 2–5 Декрета № 2). Основные же нормы, меняющие правила создания и ликвидации субъектов хозяйствования, вступили в силу 3 сентября 2017 г.
Изменения, вступившие в силу в марте
1. Регистрирующие органы наделены новыми правами, в частности правом осуществлять определенную деятельность для возможности передачи необходимой информации, связанной с регистрацией юридических лиц, банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (в первую очередь для открытия текущего (расчетного) счета), а также государственным органам (подп. 2.6 п. 2 Декрета № 1).
Обратите внимание! Есть вероятность, что ваши персональные данные, предоставленные регистрирующему органу, теперь могут быть доступны любому государственному органу.
2. Облисполкомы и Минский горисполком вправе передавать полномочия своим структурным подразделениям для принятия решений о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (подп. 2.7 п. 2 Декрета № 1).
3. Субъекты хозяйствования, не имеющие долгов и начавшие процедуру ликвидации до 1 января 2011 г., но не могущие ее завершить в силу отсутствия ряда документов, исключаются регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) (абзац первый п. 4 Декрета № 1).
Справочно: (верстальщику: расположить строго напротив предыдущего абзаца)
ранее в таком порядке исключались из ЕГР юридические лица, решение о ликвидации которых принято до 1 февраля 2009 г. Теперь срок изменен на 1 января 2011 г.
В таком порядке ранее могли исключаться только субъекты хозяйствования, решение о ликвидации которых принято регистрирующим органом или хозяйственным судом. Теперь данную норму исключили, и под такую льготную форму исключения из ЕГР могут попасть в т.ч. юридические лица, решение о ликвидации которых принято самими учредителями или собственником имущества юридического лица.
4. Если решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования принято до 3 марта 2017 г., то такая ликвидация (прекращение деятельности) осуществляется в порядке, действовавшем ранее (до вступления в силу Декрета № 2) (абзац первый п. 2 Декрета № 2).
5. Если решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования принято до 3 марта 2017 г. и до указанной даты включительно государственные органы не представили в отношении них справки или сведения, указанные в абзацах втором, четвертом и пятом части первой п. 9 Положения о ликвидации, то субъект хозяйствования вправе представить в соответствующие органы аудиторское заключение или отчет, полученный на основании заключенного с аудиторской организацией договора оказания аудиторских услуг. Представить указанные документы он должен не позднее 20 рабочих дней со дня заключения договора оказания аудиторских услуг (абзац второй п. 2 Декрета № 2).
Вышеизложенное, безусловно, является положительным моментом для тех, кто принял решение о ликвидации до вступления в силу Декрета № 2.
Документ:
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).
Изменения, вступившие в силу в сентябре
1. Самым обсуждаемым нововведением является возможность открыть счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) через регистрирующий орган (абзац шестой подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1).
Во-первых, субъектами, которые вправе инициировать направление регистрирующим органом в банк информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета, являются:
– собственник имущества;
– учредители юридического лица;
– гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Упоминаний о лице, уполномоченном действовать от имени этого юридического лица, в подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1 не имеется. Следовательно, если регистрацию субъекта хозяйствования может осуществлять представитель, то полномочий на инициирование открытия счета через регистрирующий орган у него нет.
Обратите внимание! Если вы обратитесь в юридическую фирму за услугой создания и регистрации юридического лица, то будьте готовы к тому, что часть действий придется совершать самостоятельно.
Во-вторых, регистрирующий орган отправляет в банк информацию, необходимую для открытия текущего (расчетного) банковского счета, в виде электронного документа. Использование электронного документа здесь является ключевым фактором. В противном случае это была бы лишняя нагрузка на и без того загруженные регистрирующие органы.
Справочно:
взаимодействие регистрирующих органов и банков осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 № 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие».
В-третьих, не урегулирован вопрос, как и кто будет выбирать банк, в котором открывается счет. Из подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1 вытекает, что банк указывается в заявлении.
В-четвертых, изменился также перечень документов, которые субъект хозяйствования должен представить в банк для открытия счета (подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1).
В настоящее время при открытии счета не подается карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Однако в абзаце седьмом подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1 говорится о том, что банк осуществляет свидетельствование подлинности таких подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати.
2. Как уже было сказано, субъекты хозяйствования в процессе ликвидации могут подать в государственные органы аудиторское заключение.
С целью уточнения данного нововведения Декрет № 1 дополнен подп. 2.8, определяющим перечень сведений, которые должны быть проверены аудитором.
В связи с этим дополнен перечень информации, которую необходимо указать в заявлении, представляемом при ликвидации юридического лица при самоликвидации (по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)) (п. 7 Положения о ликвидации).
Обратите внимание! Данные сведения необходимо будет указывать в заявлении и при прекращении деятельности ИП.
3. Документы, указанные в п. 14 Положения о регистрации, можно будет подать как в бумажном, так и в электронном виде (п. 13 Положения о регистрации). При этом веб-портал ЕГР исключен как средство для представления документов для регистрации в электронном виде.
Для обеспечения государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, теперь будет использоваться единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), расположенный по адресу: portal.gov.by.
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).
4. Содержание заявления о государственной регистрации субъекта хозяйствования существенно изменилось (п. 19 Положения о регистрации).
В частности, исключена необходимость подтверждения того, что учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств. В то же время добавлено положение о том, что в отношении собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве ИП, не имеется неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в т.ч. с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Можно сказать, что эта замена обусловлена существующими отношениями в части неисполнения собственниками имущества, участниками своих обязательств при ликвидации своих прошлых юридических лиц.
Также в заявлении теперь необходимо подтверждать, что на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом подп. 1.1 п. 1 Указа № 488.
Обратите внимание! При подаче заявления о регистрации и подписании его лицом иным, чем учредитель или руководитель юридического лица, его полномочия должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью (абзац 19 п. 19 Положения о регистрации). Ранее в такой ситуации нотариального удостоверения не требовалось.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
5. Обжаловать осуществление (неосуществление) регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей теперь можно в течение 3 лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации. Ранее такого срока установлено не было.
6. Дано новое (более расширенное) понятие дохода относительно признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной (примечание к абзацу третьему п. 26 Положения о регистрации).
Так, под доходом понимается сумма выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения, в т.ч. затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения, а также уплаченных налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не относящихся к таким затратам. При осуществлении операций по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) выручка определяется с учетом дохода от таких операций. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
Обратите внимание! При признании регистрации субъекта хозяйствования недействительной на основании представленных при регистрации ложных сведений теперь суд обязательно будет учитывать характер допущенных нарушений, наличие умысла в представлении ложных сведений, наличие ущерба, причиненного государству, гражданам, юридическим лицам (абзац второй п. 26 Положения о регистрации).
Данное нововведение характеризуется обдуманным подходом к признанию регистрации недействительной, особенно в части наличия умысла в представлении ложных сведений
7. Установлены временны́е ограничения на обращение заинтересованных органов в суд для признания регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя недействительной.
Так, уполномоченные органы вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с соответствующими исками в течение 3 лет с даты государственной регистрации субъекта хозяйствования или с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (абзац седьмой п. 26 Положения о регистрации).
8. Коммерческая организация (или ИП) теперь может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа, если она не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд, а не 12, как было ранее (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации).
Обратите внимание! Также исключена обязанность направлять налоговому органу сообщение о причинах неосуществления такой деятельности.
9. Исключено ограничение в 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), в течение которого субъект хозяйствования из ЕГР не исключается, если в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации. Теперь, если контрольно-надзорные органы находят любое из вышеуказанных нарушений и в регистрирующие органы поступила об этом письменная информация, независимо от срока его выявления, субъект хозяйствования из ЕГР не исключается.
Справочно:
регсистрирующие органы до момента вступления в законную силу новой редакции Декрета № 1 какие-либо комментарии по нему не дают.
10. Масштабные изменения произошли в вопросах прекращения и приостановления деятельности ИП.
Деятельность ИП прекращается в порядке, установленном Положением о ликвидации, или приостанавливается в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 20 Положения о ликвидации).
В период приостановления в установленном законодательством порядке деятельности индивидуального предпринимателя его регистрационный номер сохраняется в ЕГР.
Осущетвление предпринимательской деятельности, операций по банковским счетам ИП, совершение им сделок в период приостановления деятельности запрещаются, за исключением операций по банковским счетам, связанных с поступлением денежных средств на счет индивидуального предпринимателя в качестве исполнения перед ним обязательств по договорам, заключенным до приостановления им своей деятельности, и осуществлением расчетов с работниками (работающими), заключившими трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с ИП до приостановления им своей деятельности (абзац 10 п. 20 Положения о ликвидации).
Подведем итоги: по большому счету, вышеуказанные изменения являются реакцией на развитие отношений, связанных с регистрацией и ликвидацией субъектов хозяйствования, основанной на накопленном в этой сфере опыте.
Эвелина Дубовик, старший преподаватель
кафедры финансового права и правового регулирования
хозяйственной деятельности БГУ,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»
Денис Бойба, юрист