Особенности размещения рекламы на транспортных средствах
Наружная реклама является одним из наиболее эффективных средств привлечения внимания к продукту. Разместить такую рекламу можно не только на билбордах и досках объявлений, но также и на транспортных средствах. О том, как это правильно сделать, куда обращаться за разрешением и согласованием, вы узнаете из данного материала.
Реклама на транспортном средстве не является наружной рекламой!
К наружной рекламе относится реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах (абз. 4 ст. 2 Закона о рекламе).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-3 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Справочно:
объектом рекламирования могут быть продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, другие игровые, рекламные и другие мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Реклама на транспортном средстве не является наружной рекламой. Под средством для размещения наружной рекламы законодатель понимает техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства (абз. 17 ст. 2 Закона о рекламе).
Порядок размещения рекламы на транспортных средствах, таких как автомобиль, трамвай, троллейбус, колесный трактор, автопоезд, регламентирован иным нормативным правовым актом – Положением № 1497.
Документ:
Положение о порядке размещения (распространения) и согласования наружной рекламы, рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Положение № 1497).
Рекомендация
Если перед организацией стоит выбор, размещать рекламу на стационарных носителях на улице или на общественном транспорте, то советуем выбирать последнюю, так как при практически одинаковом способе воздействия ее оформление занимает меньше времени.
Запомните требования, запрещающие размещать рекламу на транспортном средстве
Одно из главных правил размещения рекламы на транспортном средстве: она не должна подвергать других участников дорожного движения опасности (п. 1 ст. 14 Закона о рекламе).
Во избежание возникновения опасной ситуации на дороге реклама на транспортном средстве не должна:
– занимать более половины площади окрашенной поверхности кузова транспортного средства, на которое она нанесена, препятствовать визуальному восприятию цвета транспортного средства, обозначенного в регистрационных документах;
– размещаться (распространяться) на стеклах транспортного средства;
– перекрывать внешние световые приборы, регистрационные знаки, информационные надписи, символы, а также ограничивать обзорность с места водителя и видимость в направлении движения;
– иметь сходство в части изображения, цвета, места расположения с цветографическими схемами окраски специальных транспортных средств или транспортных средств оперативного назначения, а также с изображениями дорожных знаков или опознавательных знаков транспортных средств;
– размещаться (распространяться) с использованием покрытия и (или) элементов, обладающих световозвращающим и светоотражающим (зеркальным) эффектом;
– сопровождаться звуком, за исключением размещения (распространения) такой рекламы внутри салонов транспортных средств (абз. 2–9 п. 4 Положения № 1497).
Ограничения по размещению рекламы на транспортном средстве
Нельзя размещать рекламу на специальных транспортных средствах. К ним относятся транспортные средства:
– для коммунального хозяйства и содержания дорог;
– используемые для перевозки детей, денежной выручки и ценных грузов;
– оперативного назначения;
– перевозящие опасные грузы;
– борта которых имеют наклонную белую полосу.
Еще одним ограничением является запрет на установку в целях рекламы каких-либо световых приборов, не предусмотренных изготовителем транспортного средства, равно как и установку на нем иного дополнительного оборудования в целях рекламы.
Пример
Индивидуальный предприниматель прикрепил к крыше принадлежащего ему на праве собственности автомобиля пластиковую пирамиду с рекламой своей профессиональной деятельности. ГАИ письменным предписанием обязала его снять данное сооружение. Индивидуальный предприниматель подал жалобу, в которой указал, что на основании п. 3 ст. 14 Закона о рекламе он вправе размещать рекламу на своем собственном транспортном средстве без всяких разрешений и согласований. Жалоба удовлетворена не была на основании того, что размещение на транспортном средстве объектов и приспособлений, не предусмотренных конструкцией данного транспортного средства, запрещено без оформления соответствующих документов и регистрации переоборудования в порядке, установленном Положением № 1849.
Документ:
Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849 (далее – Положение № 1849).
Получаем соответствующие разрешения
Размещение рекламы на транспортных средствах допускается только при наличии разрешения. Оно выдается исполнительным и распорядительным органом по месту регистрации транспортного средства (ст. 13 и 14 Закона о рекламе). Организация, индивидуальный предприниматель или гражданин, осуществляющий адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, желающие разместить рекламу на транспортном средстве, обращаются в соответствующий территориальный исполнительный комитет (Минский городской, городской, районный) в порядке, указанном ниже.
Перечень документов, необходимых в этом случае, установлен п. 9.13 единого перечня административных процедур.
Документ:
единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – единый перечень административных процедур).
Заполняем заявление (его форма утверждена Положением № 1497). К заявлению прилагаются следующие документы (см. таблицу):
Наименование |
Содержание документа и количество экземпляров |
Макет рекламы |
Макет оформляется в 3 экземплярах на бумажном носителе формата А4. Выполняется в цвете. На макете располагается вся информация о производителе или продавце товара (работы, услуги) в соответствии с требованиями ст. 10 Закона о рекламе |
Фотографии |
2 фотографии транспортного средства с обозначением места размещения рекламы. На фотографии должны быть хорошо видны тип, марка, модель, государственный номер транспортного средства, его цвет |
Копия документа об изготовлении рекламы |
Возможна копия договора об изготовлении рекламы или копия письма об изготовлении рекламы. Изготовителем рекламы товара, производимого на территории Республики Беларусь, размещаемой (распространяемой) на транспортном средстве, являются организация Республики Беларусь и (или) граждане Республики Беларусь |
Копия документа, подтверждающего право на использование изображения людей в рекламе |
Этот документ требуется, если в рекламе на транспортном средстве используются изображения людей. Возможна копия договора о выполнении работы гражданином Республики Беларусь по рекламированию такого товара или об использовании изображения гражданина Республики Беларусь в такой рекламе и копия паспорта гражданина Республики Беларусь либо копия договора об оказании услуги модельным агентством, действующим на территории Республики Беларусь, по предоставлению модели (гражданина Республики Беларусь) для участия в рекламировании товара |
Копия документа о государственной регистрации |
Если в рекламе содержатся сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, то потребуется копия документа, подтверждающего государственную регистрацию этой организации или индивидуального предпринимателя |
Копия документа, подтверждающего статус иностранного или международного юридического лица |
Если в рекламе содержится информация об иностранной или международной организации, то потребуется копия документа, подтверждающего регистрацию этого лица. Возможно, копия легализованной выписки из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения |
Копия документа о регистрации товарного знака или знака обслуживания на иностранном языке |
Если в рекламе содержится товарный знак (знак обслуживания) на иностранном языке, то потребуется копия указанного документа |
Информация о местах и сроках размещения рекламы |
Этот документ оформляется изготовителем или распространителем рекламы, но может быть подан и рекламодателем |
Справочно:
если в рекламе содержится информация о лекарственных средствах, иных товарах, методах, средствах, работах и услугах в медицинской области, биологически активных добавках к пище, а также информация о положительном эффекте товаров при заболеваниях или расстройствах здоровья, то для согласования такой рекламы на транспортном средстве потребуется представить копию документа о согласования рекламы в Министерстве здравоохранения.
Справочно:
если в рекламе содержится информация о ветеринарных услугах, то для согласования такой рекламы на транспортном средстве потребуется представить копию документа о согласовании в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
Справочно:
если в рекламе содержится информация о трудоустройстве граждан Республики Беларусь за границей, то для согласования такой рекламы на транспортном средстве потребуется представить копию согласования в Министерстве внутренних дел.
Справочно:
если в рекламе содержится информация об учебе граждан Республики Беларусь за границей, то для согласования такой рекламы на транспортном средстве потребуется представить копию согласования в Министерстве образования.
Сроки согласования размещения рекламы
Общий срок согласования размещения рекламы на транспортном средстве установлен в 20 дней (п. 9.13 единого перечня административных процедур).
По истечении указаного срока заявитель получает документ о согласовании размещения рекламы или письменный мотивированный отказ в таком согласовании. Если требуются дополнительные согласования в других органах, то срок согласования продлевается до 1 месяца (абз. 2 п. 7 Положения № 1497).
Рекомендация
Основными причинами отказов в согласовании макетов рекламы являются документы или сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы, а также если реклама на транспортном средстве не соответствует требованиям законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов. Поэтому проверьте подготовленные для согласования документы в части сведений о лицензиях, разрешениях и иных согласованиях, предоставленные лицом, размещающим рекламу.
Если вы получили отказ в согласовании рекламы на транспортном средстве, рекомендуем предпринять все меры для устранения причин отказа и повторно обратиться за получением согласования.
Справочно:
перечень оснований для отказа в согласовании размещения рекламы на транспортном средстве содержится в п. 9 Положения № 1497.
Ответственность за нарушения при размещении рекламы
Если будет выявлен факт размещения рекламы, не соответствующей макету или несогласованной, рекламодатель (или собственник транспортного средства – в случае уклонения рекламодателя) получит предписание об удалении такой рекламы с транспортного средства от местного распорядительного и исполнительного органа.
Предписание должно быть исполнено в течение 3 рабочих дней со дня его получения (иной срок может быть предусмотрен в предписании). В противном случае лицо привлекается к административной ответственности и подвергается наложению штрафа в размере: на гражданина – от 5 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 50 БВ (ч. 1 ст. 12.15 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
152
-
147
-
127
-
127
-
123
-
120