9 сентябрь 2016
Статья 6 из 16 ( Материал id: 616 Журнал id: 106397 )
Страница № 21

Новые правила порядка формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов

12 сентября 2016 г. вступило в силу постановление № 434, которое вносит изменения и дополнения в Положение № 1553. Учитывая значимость строительной отрасли для белорусской экономики, с целью обеспечить, с одной стороны, соблюдение интересов подрядчика и учесть при формировании цены происходящие инфляционные процессы, а с другой – соблюсти интересы заказчика и не допустить необоснованного роста цен, порядок ценообразования в строительной отрасли довольно жестко регулируется законодательством.

Мы освещаем новые требования, предъявляемые к порядку формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, и иные новшества, которые следует учитывать организациям, сталкивающимся с договорами строительного подряда и осуществлением государственных закупок.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553» (далее – постановление № 434).

Документ:

Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553).

Способы определения договорной (контрактной) цены

Условие о договорной (контрактной) цене или способе ее определения – это существенное условие договора строительного подряда (п. 1 ст. 696 ГК; абзац пятый п. 10 Правил № 1450).

Договорная (контрактная) цена работ может определяться двумя способами (абзац четвертый п. 3 Правил № 1450):

1) по результатам проведения процедур закупок при строительстве. Случаи, когда проведение процедур закупок при строительстве является обязательным, установлены Указом № 591. Порядок организации и проведения процедур закупок определен Положением № 88. Проведение при строительстве государственных закупок (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) регулируется Законом № 419-З;

2) по соглашению сторон договора строительного подряда (возможно, когда проведение процедур закупок при строительстве не обязательно).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Документ:

Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591).

Документ:

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее Закон № 419-З).

 

Обратите внимание! Разъяснение по вопросу применения с 1 января 2016 года к проведению процедур закупок при строительстве. норм Указа № 591 и Закона № 419-З дано в Письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве», согласно которому после 1 января 2016 г. государственные закупки при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника без применения норм Указа № 591. Вместе с тем Указ N 591 и принятое в его развитие постановление № 88 действуют в отношении закупок при строительстве за счет иных источников финансирования, не предусмотренных Законом № 419-З.

 

Особенности формирования договорной (контрактной) цены при обязательном проведении закупок

Цена подрядных работ (строительства объекта, выполнения строительных, специальных, монтажных работ) (абзац третий подп. 1.1 п. 1 Указа № 361; п. 8 Положения № 1553):

во-первых, определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком;

во-вторых, является неизменной (неизменная договорная (контрактная) цена) до завершения строительства. Это означает, что ее изменение допускается только в случаях, прямо предусмотренных п. 10 Положения № 1553, а именно при изменении:

– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

– налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

– стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);

– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

– индексов цен в строительстве, по данным Белстата, за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;

– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

 

 

 

Отдельные основания для корректировки неизменной цены устанавливаются при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой, а именно:

– изменение налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

– изменение прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

– изменение сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 361).

 

 

Обратите внимание! Постановлением № 434 введено еще одно основание для корректировки неизменной цены: теперь подрядчики обязаны скорректировать неизменную цену в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. Если работы были предварительно оплачены, то денежные средства, не использованные на цели строительства, должны быть возвращены заказчику.

 

Полагаем, что поскольку в постановлении № 434 не указано иное, а также с учетом ст. 392 ГК, указанная обязанность подрядчика распространяется на договоры строительного подряда, действующие на момент вступления в силу постановления № 434, независимо о того, когда они были заключены.

Перечень случаев, когда возможна корректировка неизменной цены, является исчерпывающим.

Цена заказчика

Для понимания механизма формирования неизменной договорной (контрактной) цены важное значение имеют такие установленные Положением № 1553 понятия, как «цена заказчика» и «цена предложения подрядчика».

Цена заказчикастартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (абзац второй п. 2 Положения № 1553).

Цена заказчика формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Поскольку с момента начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства может пройти довольно продолжительное время, установлен порядок корректировки цены заказчика (п. 3 Положения № 1553). Этот порядок зависит от продолжительности периода между датой начала разработки сметной документации и датой фактического начала строительства.

Если указанный период составляет от 6 до 24 месяцев (до 12 сентября 2016 г. – от 6 до 12 месяцев), то цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства путем применения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства. В указанном случае повторно проходить государственную экспертизу сметной документации не требуется.

 

 

Обратите внимание! До 12 сентября 2016 г. при пересчете цены заказчика на фактическую дату начала строительства применялись индексы цен в строительстве, по данным Белстата, по графе «Строительно-монтажные работы» (письмо Минстройархитектуры № 10-01/4145).

Документ:

письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.05.2014 № 10-01/4145 «О разъяснении» (далее – письмо Минстройархитектуры № 10-01/4145).

 

Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства составляет более 24 месяцев (до 12 сентября 2016 г. – свыше 12 месяцев), то сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства. Причем в данном случае необходимо повторное прохождение государственной экспертизы в установленном порядке.

Если же период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства, указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, то для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства в указанный период, а также в период нормативного срока строительства до его завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики (абзац второй подп. 1.1 п. 1 Указа № 361).

Постановление № 434 изменило сроки, когда необходим пересчет сметной документации и прохождение государственной экспертизы. В связи с этим после его принятия у субъектов, занятых в строительстве, возникли многочисленные вопросы.

Разъяснение

Минстройархитектуры разъяснило, что если на дату вступления в силу постановления № 434 (12 сентября 2016 г.) заказчиком не может быть завершен пересчет сметной документации и осуществлены процедуры закупки и (или) заключения договора строительного подряда, а также не обеспечено фактическое начало строительства, то в целях недопущения дополнительного расходования бюджетных средств и иных средств заказчика, направляемых на пересчет сметной документации, по решению заказчика пересчет сметной документации и определение цены заказчика на фактическую дату начала строительства в порядке, предусмотренном п. 3 действующей до 12 сентября 2016 г. редакции Положения № 1553, может не производиться (письмо Минстройархитектуры № 04-3-01/9514).

Документ:

письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.08.2016 № 04-3-01/9514 «О разъяснении» (далее – письмо Минстройархитектуры № 04-3-01/9514).

Цена предложения подрядчика

Цена предложения подрядчика – цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), рассчитанная на основании проектной, в т.ч. сметной, документации подрядными организациями – претендентами на заключение договора строительного подряда (абзац третий п. 2 Положения № 1553).

Цена предложения подрядчика формируется на основании представляемой заказчиком проектной, в т.ч. сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов по форме согласно приложению 1 к Положению № 1553 (п. 4 Положения № 1553).

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства, указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п. 5 Положения № 1553).

 

Сравните! До 12 сентября 2016 г. Положение № 1553 устанавливало, что цена предложения подрядчика может определяться одним из следующих методов:

1) ресурсным методом, т.е. путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве;

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Минстройархитектуры;

3) путем сочетания двух указанных выше методов.

Со вступлением в силу норм постановления № 434 у подрядчиков появилась возможность определять цену путем применения к стоимости подрядных работ, определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости, от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства и в пределах нормативного срока строительства прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики.

По мнению специалистов строительной отрасли, данный метод особенно актуален при формировании цены предложения по объектам, проектная документация на которые составлена на основании типовых проектов и проектов повторного применения.

Фактическая стоимость подрядных работ

В целях конкретизации абзацев четвертого и пятого подп. 1.1 п. 1 Указа № 361 и п. 62 Правил № 1450 введено определение фактической стоимости подрядных работ, а также конкретизированы некоторые вопросы, связанные с экономией подрядчика.

Под «фактической стоимостью подрядных работ» понимаются фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном подрядчиком в цене предложения, на основании которой по результатам выбора заказчиком подрядчика сформирована неизменная цена (абзац девятый п. 2 Положения № 1553).

В случае, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше неизменной цены при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией, подрядчик сохраняет право на оплату работ согласно неизменной цене, предусмотренной договором строительного подряда. Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.

 

Обратите внимание! Данные правила не действуют, если подрядные работы выполняются при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. В этом случае, если фактическая стоимость подрядных работ ниже неизменной цены, то неизменная цена подлежит корректировке в сторону уменьшения (абзац 13 п. 10 Положения № 1553).

 

Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:

– изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в т.ч. сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);

– снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда);

– снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;

– завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ);

– принятия подрядчиком иных мер.

Таким образом, обновленные правила формирования неизменной договорной (контрактной) цены на период строительства создают более логичный порядок и позволяют достичь согласованности между упомянутыми нормативными правовыми актами.

Надежда Газдюк, заместитель директора

ОДО «Центр юридических услуг»

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!