Новые правила порядка формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов
12 сентября 2016 г. вступило в силу постановление № 434, которое вносит изменения и дополнения в Положение № 1553. Учитывая значимость строительной отрасли для белорусской экономики, с целью обеспечить, с одной стороны, соблюдение интересов подрядчика и учесть при формировании цены происходящие инфляционные процессы, а с другой – соблюсти интересы заказчика и не допустить необоснованного роста цен, порядок ценообразования в строительной отрасли довольно жестко регулируется законодательством.
Мы освещаем новые требования, предъявляемые к порядку формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, и иные новшества, которые следует учитывать организациям, сталкивающимся с договорами строительного подряда и осуществлением государственных закупок.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553» (далее – постановление № 434).
Документ:
Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553).
Способы определения договорной (контрактной) цены
Условие о договорной (контрактной) цене или способе ее определения – это существенное условие договора строительного подряда (п. 1 ст. 696 ГК; абзац пятый п. 10 Правил № 1450).
Договорная (контрактная) цена работ может определяться двумя способами (абзац четвертый п. 3 Правил № 1450):
1) по результатам проведения процедур закупок при строительстве. Случаи, когда проведение процедур закупок при строительстве является обязательным, установлены Указом № 591. Порядок организации и проведения процедур закупок определен Положением № 88. Проведение при строительстве государственных закупок (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) регулируется Законом № 419-З;
2) по соглашению сторон договора строительного подряда (возможно, когда проведение процедур закупок при строительстве не обязательно).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее Закон № 419-З).
Обратите внимание! Разъяснение по вопросу применения с 1 января 2016 года к проведению процедур закупок при строительстве. норм Указа № 591 и Закона № 419-З дано в Письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве», согласно которому после 1 января 2016 г. государственные закупки при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника без применения норм Указа № 591. Вместе с тем Указ N 591 и принятое в его развитие постановление № 88 действуют в отношении закупок при строительстве за счет иных источников финансирования, не предусмотренных Законом № 419-З.
Особенности формирования договорной (контрактной) цены при обязательном проведении закупок
Цена подрядных работ (строительства объекта, выполнения строительных, специальных, монтажных работ) (абзац третий подп. 1.1 п. 1 Указа № 361; п. 8 Положения № 1553):
во-первых, определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком;
во-вторых, является неизменной (неизменная договорная (контрактная) цена) до завершения строительства. Это означает, что ее изменение допускается только в случаях, прямо предусмотренных п. 10 Положения № 1553, а именно при изменении:
– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
– налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
– стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);
– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– индексов цен в строительстве, по данным Белстата, за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;
– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
Отдельные основания для корректировки неизменной цены устанавливаются при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой, а именно:
– изменение налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
– изменение прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– изменение сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 361).
Обратите внимание! Постановлением № 434 введено еще одно основание для корректировки неизменной цены: теперь подрядчики обязаны скорректировать неизменную цену в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. Если работы были предварительно оплачены, то денежные средства, не использованные на цели строительства, должны быть возвращены заказчику.
Полагаем, что поскольку в постановлении № 434 не указано иное, а также с учетом ст. 392 ГК, указанная обязанность подрядчика распространяется на договоры строительного подряда, действующие на момент вступления в силу постановления № 434, независимо о того, когда они были заключены.
Перечень случаев, когда возможна корректировка неизменной цены, является исчерпывающим.
Цена заказчика
Для понимания механизма формирования неизменной договорной (контрактной) цены важное значение имеют такие установленные Положением № 1553 понятия, как «цена заказчика» и «цена предложения подрядчика».
Цена заказчика – стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (абзац второй п. 2 Положения № 1553).
Цена заказчика формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.
Поскольку с момента начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства может пройти довольно продолжительное время, установлен порядок корректировки цены заказчика (п. 3 Положения № 1553). Этот порядок зависит от продолжительности периода между датой начала разработки сметной документации и датой фактического начала строительства.
Если указанный период составляет от 6 до 24 месяцев (до 12 сентября 2016 г. – от 6 до 12 месяцев), то цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства путем применения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства. В указанном случае повторно проходить государственную экспертизу сметной документации не требуется.
Обратите внимание! До 12 сентября 2016 г. при пересчете цены заказчика на фактическую дату начала строительства применялись индексы цен в строительстве, по данным Белстата, по графе «Строительно-монтажные работы» (письмо Минстройархитектуры № 10-01/4145).
Документ:
письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.05.2014 № 10-01/4145 «О разъяснении» (далее – письмо Минстройархитектуры № 10-01/4145).
Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства составляет более 24 месяцев (до 12 сентября 2016 г. – свыше 12 месяцев), то сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства. Причем в данном случае необходимо повторное прохождение государственной экспертизы в установленном порядке.
Если же период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства, указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, то для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства в указанный период, а также в период нормативного срока строительства до его завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики (абзац второй подп. 1.1 п. 1 Указа № 361).
Постановление № 434 изменило сроки, когда необходим пересчет сметной документации и прохождение государственной экспертизы. В связи с этим после его принятия у субъектов, занятых в строительстве, возникли многочисленные вопросы.
Разъяснение
Минстройархитектуры разъяснило, что если на дату вступления в силу постановления № 434 (12 сентября 2016 г.) заказчиком не может быть завершен пересчет сметной документации и осуществлены процедуры закупки и (или) заключения договора строительного подряда, а также не обеспечено фактическое начало строительства, то в целях недопущения дополнительного расходования бюджетных средств и иных средств заказчика, направляемых на пересчет сметной документации, по решению заказчика пересчет сметной документации и определение цены заказчика на фактическую дату начала строительства в порядке, предусмотренном п. 3 действующей до 12 сентября 2016 г. редакции Положения № 1553, может не производиться (письмо Минстройархитектуры № 04-3-01/9514).
Документ:
письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.08.2016 № 04-3-01/9514 «О разъяснении» (далее – письмо Минстройархитектуры № 04-3-01/9514).
Цена предложения подрядчика
Цена предложения подрядчика – цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), рассчитанная на основании проектной, в т.ч. сметной, документации подрядными организациями – претендентами на заключение договора строительного подряда (абзац третий п. 2 Положения № 1553).
Цена предложения подрядчика формируется на основании представляемой заказчиком проектной, в т.ч. сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов по форме согласно приложению 1 к Положению № 1553 (п. 4 Положения № 1553).
Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства, указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п. 5 Положения № 1553).
Сравните! До 12 сентября 2016 г. Положение № 1553 устанавливало, что цена предложения подрядчика может определяться одним из следующих методов:
1) ресурсным методом, т.е. путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве;
2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Минстройархитектуры;
3) путем сочетания двух указанных выше методов.
Со вступлением в силу норм постановления № 434 у подрядчиков появилась возможность определять цену путем применения к стоимости подрядных работ, определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости, от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства и в пределах нормативного срока строительства прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики.
По мнению специалистов строительной отрасли, данный метод особенно актуален при формировании цены предложения по объектам, проектная документация на которые составлена на основании типовых проектов и проектов повторного применения.
Фактическая стоимость подрядных работ
В целях конкретизации абзацев четвертого и пятого подп. 1.1 п. 1 Указа № 361 и п. 62 Правил № 1450 введено определение фактической стоимости подрядных работ, а также конкретизированы некоторые вопросы, связанные с экономией подрядчика.
Под «фактической стоимостью подрядных работ» понимаются фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном подрядчиком в цене предложения, на основании которой по результатам выбора заказчиком подрядчика сформирована неизменная цена (абзац девятый п. 2 Положения № 1553).
В случае, когда фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше неизменной цены при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией, подрядчик сохраняет право на оплату работ согласно неизменной цене, предусмотренной договором строительного подряда. Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.
Обратите внимание! Данные правила не действуют, если подрядные работы выполняются при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. В этом случае, если фактическая стоимость подрядных работ ниже неизменной цены, то неизменная цена подлежит корректировке в сторону уменьшения (абзац 13 п. 10 Положения № 1553).
Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:
– изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в т.ч. сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);
– снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда);
– снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;
– завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ);
– принятия подрядчиком иных мер.
Таким образом, обновленные правила формирования неизменной договорной (контрактной) цены на период строительства создают более логичный порядок и позволяют достичь согласованности между упомянутыми нормативными правовыми актами.
Надежда Газдюк, заместитель директора
ОДО «Центр юридических услуг»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119