Новое в требованиях к участникам госзакупок, в порядке определения заказчика и формировании списка тех, кто не допускается к участию в госзакупках
Новый Закон определил единые требования к участникам процедур госзакупок; изменил подход к формированию списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; уточнил правовой статус заказчика и организатора, а также функции, которые выполняет только заказчик, и т.д. Об этих и некоторых других нововведениях в сфере госзакупок речь пойдет в статье.
Напомним, что по новым правилам госзакупки будут проводиться с 1 июля 2019 г.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новый Закон).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).
Участники и требования к участникам
Подход к определению участника в новом Законе остался прежним. Так, участником признается любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП):
– представившее предложение, – в случае проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;
– принимающее участие в биржевых торгах;
– получившее от заказчика предложение о заключении договора, – в случае проведения процедуры закупки из одного источника (п. 1 ст. 16 нового Закона).
В отличие от Закона о госзакупках, в новом Законе установлены единые требования к участникам (п. 2 ст. 16 нового Закона).
Напомним, на сегодняшний день законодательством о государственных закупках установлены требования к составу участников (п. 3 ст. 14 Закона о госзакупках, подп. 1.18 п. 1 Указа № 590, постановлением № 206) и требования к квалификационным данным участников (ст. 15 Закона о госзакупках). Новым Законом вместо установления требований к составу и требований к квалификационным данным участников вводится единая категория – требования к участнику.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206).
Так, новый Закон предъявляет следующие требования к участникам (п. 2 ст. 16):
1. Соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т.ч. ИП, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. По сути, речь идет о том, что заказчик устанавливает предусмотренные законодательством требования к участникам, обусловленные специфичностью деятельности, связанной с предметом государственной закупки, например наличие специального разрешения (лицензии), наличие сертификата или аттестата соответствия и пр.
2. Соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Советом Министров Республики Беларусь. Это может быть осуществлено в целях повышения эффективности госзакупок (ст. 9 нового Закона), а также для целей проведения конкурса с ограниченным участием (п. 3 ст. 31 нового Закона).
3. Отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юрлицо или ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). Соответствие данному требованию подтверждается по-разному (в зависимости от резидентства участника):
– участниками, являющимися резидентами, – путем включения в предложение заявления об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в Интернете – http://www.portal.nalog.gov.by/debtor/;
– участниками, не являющимися резидентами, – документами об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения;
4. Юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) есть на официальном сайте для размещения информации о государственных закупках (www.icetrаde.by). Соответствие данному требованию и всем указанным ниже подтверждается заявлением участника.
5. Юрлицо или ИП не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь http://www.portal.nalog.gov.by/ngb/.
6. Юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в т.ч. консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.
7. Юрлицо или ИП не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки.
8. Физлицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся ИП.
9. Юрлицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо), ИП не должен находиться в стадии прекращения деятельности. На сегодняшний день соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=Find.
10. В отношении юрлица или ИП не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юрлицо, ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). На сегодня соответствующая информация для целей ее проверки заказчиком (организатором) размещена на официальном сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве https://bankrot.gov.by/Home/Index.
11. Юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение – случаи заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности.
12. Юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Новый подход к формированию списка поставщиков, не допускаемых к участию в госзакупках
Новым Законом (ст. 17) изменен подход к формированию списка поставщиков, не допускаемых к участию в госзакупках.
Во-первых, это касается срока, в течение которого субъект может находиться в таком списке, – он увеличен до 2 лет со дня включения в данный список.
Во-вторых, изменились основания для включения в данный список. К ним, в частности, относятся случаи, когда подлежат включению:
1. Юридические и физические лица, в т.ч. ИП, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями.
В Законе о госзакупках речь идет об отказе от заключения договора, который должен быть подтвержден постановлением суда или письменным отказом участника-победителя от заключения договора (подп. 5.1 п. 5 Инструкции № 34).
В новом Законе это не «отказ», а «уклонение». Соответственно письменный отказ участника-победителя как таковой может отсутствовать, тогда как факт уклонения может иметь место.
Документ:
Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 34 (далее – Инструкция № 34; список поставщиков, не допускаемых к участию в госзакупках).
2. Юридические и физические лица, в т.ч. ИП, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры, в случае расторжения таких договоров.
3. Юридические и физические лица, в т.ч. ИП, с которыми заказчики расторгли договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, представляемыми для подготовки предложения, или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре государственной закупки, по результатам которой заключен договор. Соответственно для реализации права на односторонний отказ заказчику обращение в суд не потребуется (п. 3 ст. 420 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Помимо этого, новый Закон ввел еще одно основание для включения субъекта в список.
Так, если предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств по договору, то участник-победитель, участник процедуры закупки из одного источника должны обеспечить:
– перечисление денежных средств заказчику до заключения договора;
– предоставление банковской гарантии не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора (п. 3 ст. 26 нового Закона).
В свою очередь, при неперечислении денежных средств в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств или отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в названный список.
При непредоставлении банковской гарантии в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. При неперечислении денежных средств в установленный срок заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) подлежит включению в названный список (п. 4 ст. 26 нового Закона).
В-третьих, если в Законе о госзакупках отсутствует обязанность заказчика включать субъекта в список поставщиков, не допускаемых к участию в госзакупках, то в новом Законе заказчик (организатор) должен направить информацию о юридическом или физическом лице, в т.ч. ИП, подлежащем включению в список, в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (далее – уполномоченный орган) в течение 1 месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора.
В-четвертых, предусмотрены случаи, когда включение в список не производится, а именно если юрлицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с пп. 1 и 4 приложения к новому Закону. Это касается приобретения:
– услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий (п. 1 приложения к новому Закону);
– товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами;
– товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами (п. 4 приложения к новому Закону).
Правовой статус заказчика и организатора
В новом Законе уточнены правовой статус заказчика, функции, которые выполняет только заказчик, а также правовой статус организатора.
Так, предусмотрено, что для выполнения функций, установленных новым Законом и иными актами законодательства о государственных закупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок (п. 1 ст. 12 нового Закона).
Обратите внимание! Вместо предусмотренных Законом о госзакупках «профессиональных навыков в области государственных закупок» (п. 1 ст. 11 Закона о госзакупках), в новом Законе речь идет о том, что такой работник должен обладать соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок, что подтверждается с учетом требований ТК и КоО.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КоО).
В новом Законе сохранены совместные закупки, когда два и более заказчика по письменному соглашению, определяющему их права, обязанности и ответственность, могут совместно проводить процедуры государственных закупок однородных товаров (работ, услуг). При этом договоры с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), выбранными в результате совместно проведенных процедур государственных закупок, заключает каждый из заказчиков (п. 3 ст. 12 нового Закона).
Также устранена проблема определения вида процедуры госзакупки при ее проведении несколькими заказчиками. Так, при проведении двумя и более заказчиками совместных процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг), а также при централизации государственных закупок вид процедуры государственной закупки определяют заказчики (организатор) исходя из ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, приобретаемого в рамках процедуры государственной закупки (п. 2 ст. 18 нового Закона).
Помимо этого в новом Законе предусмотрены правила, когда Президентом Республики Беларусь полномочия на проведение процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) для нескольких государственных органов, бюджетных организаций, а также на заключение договоров, их исполнение, в т.ч. на приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), обеспечение их оплаты, могут быть возложены на государственный орган (организацию) либо несколько государственных органов (организаций) (п. 1 ст. 30 нового Закона). Соответственно при необходимости реализации данной нормы указанные субъекты подчиняются нормам, регламентирующим права и обязанности заказчика.
Даже если привлекается организатор, ряд функций в таком случае должен осуществлять и сам заказчик. Это касается определения потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки, требований к участникам, существенных условий договора и заключение договора (часть вторая п. 1 ст. 13 нового Закона).
Также предусмотрены правила для централизации госзакупок, когда определяется организатор для такой централизации (пп. 2, 3 ст. 13 нового Закона). В действующем законодательстве нормы аналогичного содержания предусмотрены Указом № 590.
Требования к составу комиссии по государственным закупкам
В новом Законе предусмотрен единообразный подход к периодичности изменения состава постоянно действующей комиссии и к самому составу комиссии для заказчика и для организатора.
Так, периодичность изменения состава постоянно действующей комиссии, а также члены такой комиссии определяются заказчиком (организатором) самостоятельно. Заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки (п. 2 ст. 14 нового Закона). В данном случае обучение по образовательным программам подтверждается с учетом требований КоО. Кроме того, согласование с уполномоченным органом образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок тем организациям, которые будут осуществлять такое обучение, является обязательным.
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95