3 март 2018
Статья 4 из 28 ( Материал id: 1203 Журнал id: 116555 )
Страница № 6

Новеллы Декрета № 8 сквозь призму валютного законодательства

Декрет № 8, вступающий в силу 28 марта 2018 г., направлен на развитие Парка высоких технологий (далее – ПВТ), инновационной сферы и построение современной цифровой экономики в Республике Беларусь. Однако новшества, которые он вводит, будут существовать не сами по себе, а в рамках уже имеющегося правового регулирования, в частности валютного.

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8).

 

Является ли криптовалюта, включая биткоины и токены, иностранной валютой в свете валютного законодательства Республики Беларусь?

Нет, если подходить к ее пониманию строго по букве закона.

Иностранной валютой являются, помимо денежных средств в виде банкнот и монет, средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно– финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь (ст. 1 Закона № 226– З). Криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п. 4 приложения 1 к Декрету № 8). Следовательно, криптовалюта не является иностранной валютой по законодательству Республике Беларусь.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226– З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 226– З).

 

Разрешены ли расчеты между физическим лицом и субъектом валютных операций с использованием криптовалюты?

Да, но только в ограниченных случаях.

Первой проблемой является отнесение криптовалюты к категории «товар». К какому виду активов можно отнести криптовалюту, большинство государств мира до сих пор не определились. Законодательство Республики Беларусь в различных нормативных правовых актах по– разному определяет понятие «товар». Учитывая один из подходов, распространенных в США и других странах, с большой долей условности криптовалюту можно все же назвать товаром.

Второй проблемой является определение места получения и передачи криптовалюты. Поскольку относительно данного вопроса законодательство ничего не определяет, это значит, что передача и получение осуществляются на территории Республики Беларусь. Следовательно, имеет место валютная операция, осуществляемая на территории Республики Беларусь, которая подпадает под действие пп. 29 и 31 Правил № 72. Данные нормы не разрешают приобретать (отчуждать) товар (в данном случае токены) за иностранную валюту.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).

 

Однако письмом Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2011 № 31– 13/803 разрешено получение иностранной валюты безналичным переводом из– за пределов Республики Беларусь физическим лицам – резидентам – по сделкам, заключенным с субъектами валютных операций – нерезидентами и предусматривающим передачу субъектам валютных операций – нерезидентам товаров. Также письмом Национального банка Республики Беларусь от 12.03.2015 № 31– 12/273 разрешено получение субъектами валютных операций – резидентами иностранной валюты, поступившей из– за пределов Республики Беларусь в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории Республики Беларусь), по сделкам, заключенным с физическими лицами – нерезидентами и предусматривающим передачу физическим лицам – нерезидентам товаров.

Таким образом, поскольку мы рассматриваем криптовалюту как товар, приобретение (отчуждение) токенов за иностранную валюту, осуществляемые между физическим лицом и субъектом валютных операций законодательством Республики Беларусь разрешены только в 2 случаях:

1) получение иностранной валюты безналичным переводом из– за пределов Республики Беларусь физическими лицами – резидентами – по сделкам продажи токенов субъектам валютных операций – нерезидентам;

2) получение субъектами валютных операций – резидентами иностранной валюты, поступившей из– за пределов Республики Беларусь в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории Республики Беларусь), по сделкам продажи токенов физическим лицам –  нерезидентам.

 

Разрешены ли сделки с криптовалютой между субъектами валютных операций?

Да, с учетом ограничений валютного законодательства.

Оператор криптоплатформы, который является субъектом валютных операций – резидентом, вправе открывать любые счета за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям без каких– либо ограничений (подп. 2.3 п. 2 Декрета № 8). Но для субъектов валютных операций – резидентов ограничения есть: для открытия и использования счетов за рубежом установлен и уведомительный, и разрешительный порядок (гл. 8 Правил № 72).

Декрет № 8 также разрешил оператору криптоплатформы совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, направленные на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту. Однако общеизвестно, что в валютном законодательстве действует правило: запрещено все, что прямо не разрешено. Частично валютные операции между субъектами валютных операций – резидентами разрешены Законом № 226– З, Правилами № 72, отдельными актами Национального банка. Анализ валютного законодательства позволяет сделать вывод, что субъекты валютных операций– резиденты не вправе рассчитываться иностранной валютой по сделкам, направленным на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за иностранную валюту.

Что касается сделок нерезидентов, то если рассматривать криптовалюту как товар, купля– продажа криптовалюты может рассматриваться в качестве текущих валютных операций, осуществляемых нерезидентами без ограничений.

 

Важно! В п. 6 приложения 1 к Декрету № 8 после раскрытия термина «оператор обмена криптовалют» уточняется, что сделки (операции) по покупке и продаже цифровых знаков (токенов) с резидентами Республики Беларусь совершаются только в белорусских рублях. Как видим, данная норма в совокупности с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 8 должным образом вписывается в проводимую политику «дедолларизации».

 

Как применяются нормы Указа № 178 к операциям, проводимым резидентами ПВТ?

Практически не применяются (п. 21 Положения о ПВТ).

При этом в рамках осуществления внешнеторговой деятельности резиденты ПВТ обеспечивают поступление выручки на счета и завершение каждой внешнеторговой операции в соответствии с заключенными договорами (а не со сроками, установленными валютным законодательством).

Резиденты ПВТ по внешнеторговым операциям при списании и (или) поступлении денежных средств на их счета представляют в банк, небанковскую кредитно– финансовую организацию Республики Беларусь, в которых открыты эти счета, документы (сведения) по таким внешнеторговым операциям, оформленные в порядке, предусмотренном Положением о ПВТ. В этом случае установлен особый льготный порядок оформления первичных учетных документов, например:

– единолично составлять первичный учетный документ;

– оформлять 2 и более однородные хозяйственные операции, совершенные в один календарный месяц, одним первичным учетным документом, в т.ч. составленным единолично;

– использовать в качестве первичного учетного документа исходящий от нерезидента Республики Беларусь и составленный на иностранном языке документ (информацию), в т.ч. полученный (полученную) по электронным каналам связи.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

Документ:

Положение о Парке высоких технологий, утвержденное Декретом № 8 (далее – Положение о ПВТ).

 

Простая письменная форма сделки, в т.ч. внешнеэкономической, совершаемой с участием резидента ПВТ, считается соблюденной, если предложение заключить договор, в т.ч. в виде программного кода, электронного или иного сообщения, сделанного с использованием электронной или иной связи, информационных систем или информационных сетей, принято в соответствии с п. 3 ст. 408 ГК или иным способом, установленным актами законодательства или предложением заключить договор, независимо от наличия в таком предложении подписи, в т.ч. электронной цифровой подписи, если обстоятельства заключения договора позволяют определить, что оно исходит от стороны по договору.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Для целей Положения о ПВТ к публичной оферте, совершенной в простой письменной форме, относятся пользовательское соглашение, общие условия сотрудничества и иные документы (информация), программный код, размещенные в открытом доступе в Интернете, содержащие существенные условия договора и предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, независимо от наличия в таких документах (информации) подписи, электронной цифровой подписи.

 

Какие еще льготы предоставлены резидентам ПВТ при совершении валютных операций?

Резиденты ПВТ освобождаются от оффшорного сбора в отношении объектов обложения оффшорным сбором при расчетах за рекламные, маркетинговые, посреднические услуги, а также при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества (п. 27 Положения о ПВТ).

Требования, установленные законодательством Республики Беларусь в отношении иностранной безвозмездной помощи, не распространяются на импорт резидентами ПВТ товаров, предназначенных для временного использования на территории Республики Беларусь в целях осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 Положения о ПВТ, и помещенных под таможенный режим временного ввоза (п. 35 Положения о ПВТ).

Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ (п. 38 Положения о ПВТ). Очень прогрессивная и важная норма, однако, как и с отменой целевой покупки иностранной валюты, немного запоздалая в свете предстоящей тотальной отмены обязательной продажи.

 

Как решаются спорные и непонятные вопросы, связанные с новыми терминами и понятиями Декрета № 8?

Правительству Республики Беларусь совместно с государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» предоставлено право разъяснять вопросы применения Декрета № 8 в части использования в гражданском обороте криптовалют и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн). Компетенция Национального банка в части реализации норм Декрета № 8 распространяется на вопросы, связанные с установлением требований к правилам внутреннего контроля банков и небанковских кредитно– финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Национальный банк внесет необходимые дополнения в нормативные правовые акты, учитывающие особенности проведения банками и небанковскими кредитно– финансовыми организациями расчетов денежными средствами по операциям клиентов, связанным с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов) (см.: информационное сообщение «О разъяснении Национальным банком норм Декрета Президента № 8 «О развитии цифровой экономики»«, размещенное 12 января 2018 г. на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь).

 

Денис Сафаревич, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!