Налоговое планирование с точки зрения белорусского законодательства: грамотное использование закона или нарушение обязанности платить налоги?
В настоящее время термин «налоговое планирование» в белорусском законодательстве почти не используется*, хотя в профессиональной среде он получил устойчивое признание. Нередко его рассматривают как составную часть более широкого понятия «налоговая оптимизация», но и последняя также не имеет нормативного закрепления. Все эти финансовые меры зачастую находятся «на грани фола», т.е. линия, отделяющая бережливость от нарушения, иногда достаточно тонкая, иногда граничащая с правонарушением.
Две стороны налогового планирования
Традиционно избежание налога (англ. tax avoidance) осуществляется правомерными средствами, именуемыми налоговым планированием, которое представляет собой неотъемлемую часть управленческой деятельности (регистрация в юрисдикциях с льготным режимом налогообложения, выбор гражданско-правовой модели заключаемых договоров и т.п.). Их последствие – уплата налога в сумме, минимальной из возможных, причем с юридической точки зрения такие действия полностью законны**.
Но есть и другая сторона таких действий: уклонение от налогообложения (англ. tax evasion), которое представляет собой незаконные действия – сокрытие доходов, несвоевременную уплату налогов, незаконное использование налоговых льгот и т.п. (сокрытие объектов налогообложения, использование подложных документов, создание ложных «фактов», влекущих возврат налога, и др.).
Уклонение от налогообложения преследуется по закону всегда, так как образует состав уголовного преступления или административного правонарушения, тогда как избежание налогообложения в рамках налогового планирования обычно преступлением или правонарушением не является, но может влечь за собой пересчет налоговой базы.
Таким образом, цель – платить меньше налогов, как правило, не является незаконной, а вот средства ее достижения могут быть наказуемыми.
Справочно:
в различных странах используются различные способы борьбы с агрессивным налоговым планированием:
«сделки по шагам» – игнорирование налоговыми органами промежуточных операций между определенными сторонами и учет только конечного результата;
«деловая цель» – хозяйственная операция имеет любую хозяйственную цель, но не налоговую экономию;
«существо над формой» – приоритет экономического содержания сделки над правовой формой;
«злоупотребление законом» – запрет использования налоговых схем, формально законных, но не отражающих действительную сущность операций.
Отечественное законодательство о налоговом планировании
Одним из прав налогоплательщика является использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства, при раздельном налоговом учете соответствующих объектов (подп. 1.4 п. 1 ст. 21 НК). Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами законодательства и международными договорами преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере, в виде (ст. 43 НК):
• освобождения от налога, сбора (пошлины);
• дополнительных налоговых вычетов при определении налоговой базы или скидки;
• понижения налоговых ставок;
• возмещения суммы уплаченного налога;
• в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Помимо льгот наше законодательство закрепляет широкий перечень инструментов налогового планирования, включая выбор:
• благоприятной налоговой юрисдикции;
• зоны (территории) со специальным налоговым режимом (СЭЗ, ПВТ, ИП «Великий камень» и др.);
• организационно-правовой формы юридического лица;
• создания (в т.ч. путем слияния, разделения, выделения, присоединения и т.п.) взаимосвязанной группы компаний;
• одного из особых режимов налогообложения (УСН, единый налог и т.п.), а также опции в учетной политике организации;
• различных гражданско-правовых договоров с целью минимизации налоговых обязательств.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Средства уменьшения налогов, зависящие только от применяющих субъектов
С инструментами, которые государство контролирует, проблем обычно не возникает (предоставление льгот при регистрации в администрации СЭЗ или ПВТ либо после получения разрешения Нацбанка на совершение валютных операций, уплаты оффшорного сбора и т.п.). Сложнее со случаями, например, использования договоров, поскольку они происходят без участия государственных органов (принцип свободы договора – ст. 391 ГК), за исключением разве что участия суда в разрешении споров.
Самыми популярными договорными средствами оптимизации налогообложения (налогового планирования) являются:
• замена одного вида договора другим*, в т.ч. с целью создания так называемого налогового щита за счет роста затрат, уменьшающих налоговую базу, замена капитального финансирования долговым, начисление амортизации и т.п.;
• появление в качестве стороны договора нерезидента с возможностью применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения, ставки НДС 0 % и т.п.;
• изменение налоговой базы (как в сторону уменьшения, так и увеличения) и прочее манипулирование расходами и затратами с целью перевода прибыли в более благоприятные налоговые юрисдикции (так называемое трансфертное ценообразование);
• передача на аутсорсинг лицам с особым или льготным режимом налогообложения (в т.ч. ИП) отдельных трудовых функций, включая управление;
• разделение затрат в рамках группы компаний с созданием центров прибыли (как правило, с льготами);
• замена дивидендов (облагаемых, как правило, дважды) заработной платой или вознаграждением в натуральной форме; продажи имущества предприятия – продажей долей (акций);
• манипулирование налоговым статусом постоянного представительства нерезидента через произвольное позиционирование его функций под формулировки налогового законодательства или, наоборот (в зависимости от структуры доходов и расходов), замена налога на доходы нерезидента налогом на прибыль постоянного представительства и т.п.
Все перечисленные случаи относятся к «пограничным», т.е. формально они законны, но у налоговых органов есть право их оспаривать и (или) корректировать налоговую базу.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Ограничение государством возможностей минимизировать налоги
К таким способам относятся:
1. Специальные механизмы, предусмотренные налоговым законодательством: принципы определения цены на товары для целей налогообложения (трансфертное ценообразование) (ст. 30¹ НК); особенности отнесения процентов по долговым обязательствам и отдельных видов затрат (расходов) к затратам (расходам), учитываемым при налогообложении (так называемая тонкая капитализация) (ст. 131¹ НК) и др.
В указанных случаях налоговые органы вправе контролировать соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен. Контроль осуществляется посредством камеральных и иных проверок, в ходе которых плательщику предлагается скорректировать налоговую декларацию (расчет) либо представить экономическое обоснование примененной цены и соответствующую документацию, развернутый перечень которой приведен в п. 9 ст. 30¹ НК.
При применении ст. 131¹ НК рассчитывается так называемый коэффициент капитализации – предельное соотношение долг/капитал (плечо финансового рычага), которое не может превышать 3:1 для нерезидентов и 1:1 для резидентов – взаимозависимых лиц. Точнее, это не запрет, но в случае превышения при исчислении налога на прибыль затраты и внереализационные расходы не уменьшают размер налоговой базы, а относятся на финансовые результаты. То есть ставится барьер на пути использования процентов и некоторых видов услуг в качестве замены дивидендов.
Справочно:
в отличие от применения трансфертного ценообразования, где инициатива исходит от налоговых органов, расчет тонкой капитализации должен производиться плательщиком самостоятельно.
2. Гражданско-правовые средства, а именно признание сделки недействительной. ГК предоставляет право любому заинтересованному лицу предъявить в суд требования об установлении факта ничтожности сделки (в т.ч. суд по своей инициативе) и специально указанным лицам – о признании оспоримой сделки недействительной (пп. 2–3 ст. 167 ГК; пп. 3–4 постановления Пленума ВХС № 26). Налоговые органы также вправе направлять в суд иски (заявления) о признании сделок (договоров) недействительными (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 81 НК).
Документ:
постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» (далее – постановление Пленума ВХС № 26).
Срок исковой давности по оспоримым сделкам – 1 год, а по ничтожным – 10 лет (ст. 182 ГК). Однако в настоящее время налоги и иные обязательные платежи с субъектов хозяйствования не взыскиваются, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет (подп. 5.4 п. 5 Декрета № 7).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
3. Особые полномочия, предоставленные налоговым органам Указом № 488: налоговые органы не оспаривают саму сделку и не обращаются в суд, но вправе самостоятельно признать не имеющим юридической силы первичный учетный документ, если имеются доказательства, опровергающие факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Последствия – пересчет налоговой базы (исключение затрат, увеличение доходов и т.п.).
Сфера действия Указа № 488 определена двусмысленно: с одной стороны, декларируется борьба с лжепредпринимательскими структурами и фиктивными сделками, совершенными лишь «на бумаге», с другой – из самого текста Указа № 488 это не вытекает. Использованные формулировки охватывают и мнимые, и притворные сделки, а также оставляют возможность для переквалификации в налоговых целях одной сделки в другую, т.е. борьбы с налоговым планированием.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Ответственность за применение рискованных средств налогового планирования
1. Уголовная ответственность чаще всего назначается за уклонение от уплаты налогов, сборов (ст. 243 УК).
Под данное преступление попадают следующие способы уклонения (п. 3 постановления Пленума ВС № 1):
• сокрытие налоговой базы – умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения;
• умышленное занижение налоговой базы – внесение в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений;
• уклонение от представления налоговой декларации (расчета) – умышленное непредставление ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности;
• внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений – умышленное указание в ней любых, не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2015 № 1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)» (далее – постановление Пленума ВС № 1).
Как видим, объективная сторона преступления по ст. 243 УК характеризуется совершением деяний, противоправных самих по себе. Налоговое же планирование, как правило, – это выбор оптимальной «интеллектуальной схемы»: вначале – правовой и организационной формы хозяйственной операции, затем ее адекватное отражение в бухгалтерских проводках и на основании данных нефальсифицированных первичных учетных документов и регистров – в налоговой отчетности.
Что касается субъективной стороны преступления по ст. 243 УК, то, по мнению специалистов, данное преступление совершается умышленно и только с целью уклонения от уплаты сумм налогов, сборов. Неосторожная вина исключает уголовную ответственность*.
2. Административная ответственность. Ее основой является ст. 13.6 КоАП, которая в отличие от УК распространяется не только на физических (должностных) лиц, но и на организации и ИП, а также на неосторожные действия.
Обратите внимание! Способ совершения правонарушения значения не имеет, но отсутствие средств на счете налогоплательщика освобождает от административной ответственности.
Применительно к налоговым правонарушениям речь идет о правилах ведения бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности и т.п. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо соответствующего органа, причем сомнения толкуются в пользу первого (пп. 2 и 4 ст. 2.7 ПИКоАП). Составлять протоколы об административном правонарушении и рассматривать дела вправе налоговые органы и органы КГК (ст. 3.7, 3.13, 3.30 ПИКоАП).
3. Принудительное исполнение налогового обязательства + пени на основании решения (распоряжения, постановления) руководителя налогового органа (его заместителя) согласно ст. 55–59 НК, т.е. во внесудебном порядке. Точнее говоря, это не меры ответственности, а взыскание должного. Даже пеня за просрочку исполнения налогового обязательства в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка за каждый день просрочки (ст. 52 НК) выполняет не столько обеспечительную, сколько компенсационную функцию. Презумпция невиновности (как и в уголовном, и в административном) в налоговом праве не действует, наличие вины (в форме умысла или неосторожности) налоговому органу доказывать не надо. Однако презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта установлена при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности (п. 3 Указа № 376). Обжалование решений налоговых органов осуществляется плательщиком в вышестоящий налоговый орган (ст. 85–87 НК) и(или) в суд (ст. 227–230 ХПК).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Резюме
Уклонение от уплаты налогов является уголовным преступлением или административным правонарушением. Оба они являются виновными деяниями, но преступление может быть только умышленным, а правонарушение – как умышленным, так и неосторожным.
Налоговое планирование (так как оно понимается на практике) – это правомерное использование предоставленных законодательством налоговых льгот, лакун, а также неясности или нечеткости предписаний НПА, по которым решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Налоговое планирование само по себе не является преступлением (правонарушением), если не содержит в себе других элементов противоправных деяний. Но правовые риски доплаты налогов исключать нельзя, так как у налоговых органов имеется арсенал специальных средств (признание сделки недействительной в суде, меры по предотвращению трансфертного ценообразования, налоговой переквалификации тонкой капитализации и т.п.) для борьбы с ними.
Сергей Овсейко,
канд. юрид. наук, канд. экон. наук
* Редкое исключение составляют документы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, упоминающие должности и должностные инструкции специалиста по налоговому планированию. См.: отдельные выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159; ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.06.2017 № 33, и др.
** Иногда государство даже само санкционирует такие действия, заключая соглашения об избежании двойного налогообложения, хотя цель их несколько другая: устранение налоговой дискриминации одних плательщиков перед другими, а не создание им льгот.
* Например, замена договора аренды на договор лизинга – практика, распространенная в период существования многочисленных льгот по лизингу. Замена договора аренды на договор лизинга позволяет претендовать на снижение налоговой базы за счет увеличения расходов. Другими популярными видами договоров для таких целей являются договоры комиссии, доверительного управления имуществом, переработки давальческого сырья и т.п.
* Лукашов А. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей // ИПС «Бизнес-инфо». По его мнению, неосторожная вина, исключающая уголовную ответственность по ст. 243 УК, может проявляться в арифметических ошибках, ошибочном применении норм налогового права при исчислении налоговой базы (например, ввиду неправильного толкования вновь принятого нормативного акта, по-новому определяющего порядок ее исчисления) и в иных подобных нарушениях, не связанных с наличием прямого умысла. В т.ч. они могут быть обусловлены невысоким профессиональным уровнем лиц, осуществляющих бухгалтерский и налоговый учет, различным толкованием норм налогового права, имеющих отношение к исчислению налоговой базы, и другими причинами.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
101
-
97
-
96
-
96
-
96