11 ноябрь 2017
Статья 7 из 19 ( Материал id: 1082 Журнал id: 115100 )
Страница № 25

Минимизируем риски при организации закупок за счет собственных средств

В условиях неопределенности, присущих процедурам закупок за счет собственных средств, организации, применяющие постановление № 229, рискуют потерять не только время, но и деньги (понести убытки). Как этого избежать, рассмотрим в статье.

 

К организациям, применяющим постановление № 229, относятся:

– республиканские унитарные предприятия;

– государственные органы;

– государственные объединения;

– иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;

– хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.

При организации закупок необходимо:

– распределить полномочия и определить ответственных должностных лиц;

– утвердить локальные нормативные правовые акты;

– соблюсти сроки, установленные для различных стадий проведения процедур закупок, и т.д.

Приведем более подробно действия, которые необходимо осуществить на всех этапах проведения процедур закупок за счет собственных средств, чтобы избежать ошибок и неблагоприятных последствий для организации и ее должностных лиц.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Документ:

общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее – ОКРБ 007-2012).

Документ:

постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» (далее – постановление № 17).

Возможные риски на этапах организации и проведения закупок за счет собственных средств

1. При разработке локальных правовых актов организаций, применяющих постановление № 229, – приказа, распоряжения или иного локального правового акта:

– о порядке осуществления закупок за счет собственных средств;

– персональном составе и функциях комиссии, создаваемой при организации и проведении процедур закупок (далее – комиссия) (положения о комиссии (регламента работы комиссии));

– структурном подразделении или назначении ответственного специалиста по закупкам[1] (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения
риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Включение в состав комиссии:

1) лиц, которые не могут выступать в качестве членов комиссии;

2) заинтересованных лиц

Соблюдение ограничений состава комиссии, указанных в подп. 2.7 п. 2 постановления № 229.

 

При наличии оснований, указанных в подп. 2.7 п. 2 постановления № 229, член комиссии должен сообщить об этом руководителю, в т.ч. в случае, если такое основание возникнет в ходе организации и проведения процедуры закупок, для целей исключения его из ее состава и (или) замены другим членом комиссии

Определение в качестве члена комиссии, работников структурного подразделения, специалиста по закупкам лиц, не обладающих знаниями в сфере закупок за счет собственных средств

Обучение члена комиссии, работников структурного подразделения, специалиста по закупкам знаниям (навыкам) в сфере закупок за счет собственных средств

Пересечение компетенций (полномочий) должностных лиц, создающее угрозу риска, отсутствие в должностных инструкциях фактически выполняемых обязанностей

Распределение обязанностей между должностными лицами в должностных инструкциях работников, приказах (распоряжениях) и т.п.

Исключение пересечения компетенций (полномочий) в случае, если это влечет коррупционный риск

Выход за пределы полномочий (должностных обязанностей), а также полномочий, установленных локальными правовыми актами

Контроль за надлежащим исполнением должностных обязанностей, а также обязанностей, предусмотренных законодательством о закупках за счет собственных средств

Нарушения при разработке порядка осуществления закупок за счет собственных средств, неразмещение порядка в информационной системе «Тендеры»

Обеспечение требований постановления № 229 к порядку осуществления закупок за счет собственных средств, включая требования подп. 2.1 п. 2 постановления № 229

 

2. При определении лица, ответственного за электронную цифровую подпись (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения
риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Определение лица, уполномоченного на получение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи

Делегирование полномочий на основании доверенности, определение соответствующих должностных обязанностей в должностной инструкции, на основании приказа (распоряжения) руководителя

Неразмещение, несвоевременность размещения уполномоченным лицом в информационной системе «Тендеры» информации, а также неполнота размещаемой информации

При размещении информации должны обеспечиваться соответствие электронных документов, размещаемых в открытом доступе, документам на бумажных носителях, оформляемым при проведении процедур закупок, обеспечение контроля за сроками размещения информации

 

3. При определении сферы действия постановления № 229 (см. табл. 3).

 

Таблица 3

 

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения
риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сфер, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229

Необходимо учитывать, распространяется ли действие постановления № 229 на закупки с учетом приложения 1 к постановлению № 229 и правового статуса самой организации

Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сферы строительства и видов деятельности, не связанных со строительством, и, как следствие, неправильный выбор процедуры закупок (проведение процедуры закупки вместо соответствующих процедур закупок в строительстве и наоборот)

Необходимо учитывать, относятся ли товары (работы, услуги) к сфере строительства на основании:

1) ОКРБ 007-2012;

2) постановления № 17;

3) ТКП по видам строительных и иных работ

Неверное определение вида конкурентной процедуры закупок на основании порядка осуществления закупок за счет собственных средств, несоблюдение условий допуска товаров к закупкам

Вид конкурентной процедуры закупок определяется исходя из предмета закупки (с учетом приложения 1 к постановлению № 229), стоимости закупки.

Условия допуска товаров определяются на основании подп. 2.16 п. 2 постановления № 229 и приложения 3 к постановлению № 229

Нарушение правил проведения процедуры закупки из одного источника, неправильное применение вида закупки из одного источника

Соблюдение условий и правил проведения закупки из одного источника (подп. 2.2 п. 2 постановления № 229)

 

4. При подготовке приглашения к участию в конкурентной процедуре закупок, документации о закупке (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения
риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Невключение в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупок и документы о закупке сведений, предусмотренных постановлением № 229

Соблюдение требований к содержанию документов, установленных в подп. 2.3, 2.8 п. 2 постановления № 229

 

 

5. При подготовке проекта договора на закупку в составе документации о закупке (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Несоответствие условий договора на закупку предмету закупки

Процедура закупок, по результатам проведения которой заключается договор на закупку, осуществляется в отношении определенного предмета закупки (товаров, работ, услуг). Им определяется содержание договора – поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п. Должны быть предусмотрены существенные условия, установленные законодательством для соответствующих договоров

 

6. При размещении приглашения к участию в процедуре закупок, при изменении содержания приглашения и документации о закупке, при отмене процедуры и признании ее несостоявшейся (см. табл. 6).

 

Таблица 6

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Несоблюдение сроков проведения конкурентной процедуры закупок

Соблюдение сроков проведения конкурентных процедур закупок, предусмотренных подп. 2.4 п. 2 постановления № 229

Несоблюдение правил по внесению изменений в приглашение и в документацию о закупке

 

При внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке должен быть соблюден срок для подготовки и подачи предложений, в т.ч. продлен (подп. 2.4 п. 2 постановления № 229)

Неправильное применение норм об отмене процедуры закупки и о внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке

Отсутствие финансирования, утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменение предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки являются основанием для отмены процедуры (подп. 2.11 п. 2 постановления № 229)

Неправильное применение норм о признании конкурентной процедуры несостоявшейся

Соблюдение норм об основаниях признания конкурентной процедуры несостоявшейся, установленных в подп. 2.12 п. 2 постановления № 229

 

7. При рассмотрении предложений участников, оценке предложений участников (см. табл. 7).

 

Таблица 7

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Проведение заседаний комиссии в нарушение локальных правовых актов

Исключение причин возникновения нарушения, соблюдение правил о порядке работы комиссии

Выход членами комиссии за пределы правомерных требований документации о закупке

Исключение причин возникновения нарушения, соблюдение правил о порядке работы комиссии

Применение критериев и способа оценки предложений, которые не предусмотрены в документации о закупке

Исключение причин возникновения нарушения

Игнорирование требований в документации о закупке, нарушающих требования законодательства

При выявлении нарушений члены комиссии должны уведомить руководителя и не рассматривать и оценивать далее предложения участников

Непроведение членами комиссии проверки сведений об участниках конкурентной процедуры закупок на основании информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах

Применение норм подп. 2.5 п. 2 постановления № 229.

В качестве подтверждения факта проверки к протоколу заседания комиссии прилагаются скриншоты сайтов, на которых осуществлялся поиск информации об участниках:

– http://www.icetrade.by/articles/view/12 – сведения о субъектах хозяйствования, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам;

– http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/ – реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере

 

8. При оформлении протоколов заседания комиссии (см. табл. 8).

 

Таблица 8

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Ненадлежащее оформление протоколов заседания комиссии (в отсутствие сведений о составе комиссии, результатах голосования, подписей членов комиссии и т.п.)

Исключение причин возникновения нарушения

 

9. При заключении договора на закупку, включая соблюдение сроков заключения договора, отказ от заключения договора участником-победителем; при размещении сообщения о результате конкурентной процедуры закупки; при размещении сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки (см. табл. 9).

 

Таблица 9

Риски и способы их минимизации

Возможные причины возникновения риска и нарушений

Способы минимизации риска и нарушения

Нарушение сроков заключения договора (до истечения срока для обжалования решения о выборе победителя, нарушение предельного срока для заключения договора)

Требования к срокам заключения договора установлены подп. 2.9 п. 2 постановления № 229

 

Отказ (письменный) победителя от заключения договора

Включение в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам.

Понуждение к заключению договора в судебном порядке

Неразмещение (несвоевременное размещение) сообщения о результате конкурентной процедуры закупки

Соблюдение требований части первой подп. 2.10 п. 2 постановления № 229

Неразмещение (несвоевременное размещение) в информационной системе «Тендеры» сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки

Соблюдение требований части второй подп. 2.10 п. 2 постановления № 229

 

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент

Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент

 

[1] Определяется по усмотрению организаций, применяющих постановление № 229.

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!