Место хранения ПУД
Надо ли хранить оригиналы (копии) первичных учетных документов (товарные и товарно-транспортные накладные и т.д.) в точке реализации (объект общественного питания) для проверки или возможно их хранение в ином месте (например, в офисе)?
Не надо.
Законом № 159-З были внесены изменения в НК, которые вступили в силу с 1 января 2019 г. Изменения коснулись места хранения и обеспечения наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей, т.е. первичных документов.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 159-З).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
В первую очередь стоит отметить перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением № 360:
– товарная и товарно-транспортная накладные;
– приходный и расходный кассовые ордера;
– акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов;
– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
– акты о передаче не завершенного строительством объекта; затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.
В предыдущей редакции НК от 01.01.2018 (подп. 1.12 п. 1 ст. 22) содержалась обязанность обеспечивать наличие документов в конкретном месте. Документы, подтверждающие приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, должны были храниться:
– в местах хранения этих товарно-материальных ценностей (например, на складе) и при их транспортировке (например, в транспортном средстве);
– в местах реализации (торговый объект) при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуске товаров в них.
В действующей редакции отсутствует императивное предписание, касающееся места хранения оригиналов (копий) первичных документов. Обязанность состоит только в обеспечении наличия в принципе предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей (подп. 1.15 п. 1 ст. 22 НК).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – постановление № 360).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Обратите внимание!
За отсутствие сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение товара, документов, подтверждающих поступление товара, документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации, установлен штраф в размере до 30 базовых величин, а на ИП или юрлиц – до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения и суммы выручки, полученной от реализации товаров (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).
Таким образом, обязанность у субъектов хозяйствования хранить оригиналы (копии) первичных документов в точке реализации отсутствует в связи с изменением материальной нормы НК. Следовательно, место хранения определяется субъектом хозяйствования самостоятельно. Это может быть как офис, так и иное место, главное – обеспечивать сохранность и наличие первичных учетных документов в случае проверки.
Антон Карпекин, старший юрист
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»
Христина Йованова, помощник юриста
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119