6 июнь 2019
Статья 16 из 21 ( Материал id: 1695 Журнал id: 118483 )
Страница № 36

Место хранения ПУД

Надо ли хранить оригиналы (копии) первичных учетных документов (товарные и товарно-транспортные накладные и т.д.) в точке реализации (объект общественного питания) для проверки или возможно их хранение в ином месте (например, в офисе)?

Не надо.

Законом № 159-З были внесены изменения в НК, которые вступили в силу с 1 января 2019 г. Изменения коснулись места хранения и обеспечения наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей, т.е. первичных документов.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 159-З).

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

В первую очередь стоит отметить перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением № 360:

– товарная и товарно-транспортная накладные;

– приходный и расходный кассовые ордера;

– акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов;

– акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;

– акты о передаче не завершенного строительством объекта; затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

В предыдущей редакции НК от 01.01.2018 (подп. 1.12 п. 1 ст. 22) содержалась обязанность обеспечивать наличие документов в конкретном месте. Документы, подтверждающие приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, должны были храниться:

– в местах хранения этих товарно-материальных ценностей (например, на складе) и при их транспортировке (например, в транспортном средстве);

– в местах реализации (торговый объект) при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуске товаров в них.

В действующей редакции отсутствует императивное предписание, касающееся места хранения оригиналов (копий) первичных документов. Обязанность состоит только в обеспечении наличия в принципе предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей (подп. 1.15 п. 1 ст. 22 НК).

 

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – постановление № 360).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Обратите внимание!

За отсутствие сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение товара, документов, подтверждающих поступление товара, документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации, установлен штраф в размере до 30 базовых величин, а на ИП или юрлиц – до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения и суммы выручки, полученной от реализации товаров (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).

 

Таким образом, обязанность у субъектов хозяйствования хранить оригиналы (копии) первичных документов в точке реализации отсутствует в связи с изменением материальной нормы НК. Следовательно, место хранения определяется субъектом хозяйствования самостоятельно. Это может быть как офис, так и иное место, главное – обеспечивать сохранность и наличие первичных учетных документов в случае проверки.

 

Антон Карпекин, старший юрист
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»

Христина Йованова, помощник юриста
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!