Кто обязан соблюдать антикоррупционные ограничения и подписывать антикоррупционные обязательства
О чем статья:
– распространяется ли данная обязанность на директора и заместителей крупных частных организаций;
– как наказывают за нарушения антикоррупционных обязательств.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З).
Антикоррупционные обязательства
Антикоррупционные ограничения законодательством установлены для государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица (ст. 17–20 Закона № 305-З). В частности, такие ограничения касаются занятия предпринимательской деятельностью, наличия счетов за рубежом, участия в политических партиях, получения имущества (подарков), осуществления поездок за счет третьих лиц, возможности совместной работе супругов, близких родственников или свойственников, реализации функций надзора и контроля в организации и управления долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций и т.п.
При этом законодательство предусматривает процедуру, позволяющую установить и подтвердить, что соответствующие лица знают, что на них возложены указанные ограничения: данные лица обязаны в письменной форме подтвердить, что антикоррупционные ограничения им известны и они будут их соблюдать.
Такие обязательства оформляются в письменной форме кадровой службой соответствующей организации.
Неисполнение обязанности работником кадровой службы по оформлению письменного обязательства либо несвоевременное ознакомление лиц с предъявляемыми к ним требованиями влекут дисциплинарную ответственность.
Одновременно следует учитывать, что, по нашему мнению, выдвижение требования к лицу подписать обязательства о соблюдении ограничений в ситуации, когда такой обязанности у него нет, а более того – применение к нему мер, влекущих для него негативные последствия (таких, как, например, увольнение с работы), также является недопустимым и, в свою очередь, тоже может повлечь ответственность работников кадровых служб.
В данной ситуации необходимо иметь четкое понимание относительно того, какие лица должны подписывать такие ограничения, а какие – нет.
Кто обязан подписывать антикоррупционные обязательства
Государственные должностные лица перечислены в абзаце третьем ст. 1 Закона № 305-З. Это высшие должностные лица страны, руководители и сотрудники министерств, ведомств, иных государственных органов и организаций.
В ситуациях, когда лица, которые обязаны соблюдать такие ограничения, однозначно поименованы в законе, проблем обычно не имеется, в связи с чем в настоящем материале они рассматриваться не будут.
Вместе с тем достаточно часто возникает вопрос, на какие категории иных работников распространяется указанная обязанность дать обязательство (и, следовательно, соблюдать ограничения, вытекающие из антикоррупционного законодательства), особенно в частных организациях.
Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)» (далее – постановление Пленума ВС № 12).
1. Лица, обязанные подписывать антикоррупционные обязательства в силу осуществляемых ими функций
В первую очередь обратим внимание на лиц, которые отнесены к государственным должностным лицам путем указания их функции. Такими лицами, как следует из абзаца третьего ст. 1 Закона № 305-З, являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
При решении вопросов о том, должно ли соответствующее лицо подписывать уведомление, зачастую возникают сложности при определении того, какие именно обязанности относятся к числу «организационно-распорядительных или административно-хозяйственных».
Ориентиром может быть уточнение характера указанных функций, данное постановлением Пленума ВС № 12, в соответствии с которым:
– к лицам, занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п. (п. 6 постановления Пленума ВС № 12);
– лицами, занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (п. 7 постановления Пленума ВС № 12).
Обратите внимание! При этом заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания данного работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).
2. Письменные антикоррупционные обязательства подписывают не все лица, на которых распространяются антикоррупционные ограничения
Второй аспект, на который, по нашему мнению, необходимо обратить внимание, заключается в том, что, с одной стороны, ограничения, установленные ст. 17–20 Закона № 305-З, касаются не только государственных должностных лиц, но и приравненных к ним лиц, а, с другой – обязательства по соблюдению указанных ограничений должны давать только государственные должностные лица и лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица.
Перечни этих лиц, данные в абзацах третьем и пятом ст. 1 Закона № 305-З, не совпадают. Также не совпадают и обязанности указанных категорий лиц. Исходя из ст. 3 Закона № 305-З как государственные должностные лица, так и лица, приравненные к ним, могут быть субъектами и правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. Вместе с тем в силу ст. 16 Закона № 305-З письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона № 305-З, дают только государственные должностные лица и лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, они же ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Таким образом, лица, приравненные к государственным должностным лицам, несмотря на то, что они обязаны соблюдать некоторые антикоррупционные ограничения, обязательство подписывать не должны, и отказ от его подписания не должен как таковой быть основанием для применения к ним каких-либо мер. Вместе с тем те ограничения, которые установлены в отношении них антикоррупционным законодательством, они обязаны соблюдать.
Что касается упоминавшихся ранее лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, то они относятся именно к государственным должностным лицам, поэтому обязаны давать письменные антикоррупционные обязательства.
На кого распространяется запрет на совместную работу
Аналогичный вывод может быть сделан и при рассмотрении норм о запрете на совместную работу: запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (часть вторая ст. 18 Закона № 305-З).
Во многом схожее ограничение содержится в трудовом законодательстве: запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (часть первая ст. 27 ТК). Данный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.
Вместе с тем если ограничение, определенное Законом № 305-З, является антикоррупционной мерой, установленной государством, и несоблюдение указанного ограничения влечет установленные последствия (о которых ниже), то в негосударственных организациях ограничение, основанное на части второй ст. 27 ТК, является инициативой нанимателя, поэтому не может, по нашему мнению, оформляться как антикоррупционное обязательство в смысле ст. 16 Закона № 305-З и влечь последствия, предусмотренные в случае несоблюдения таких антикоррупционных обязательств.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Ответственность
Негативные последствия может вызвать как неподписание антикоррупционного обязательства, так и его нарушение.
Неподписание рассматриваемого обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность либо освобождение от занимаемой должности (часть вторая ст. 16 Закона № 305-З). Кроме того, руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны привлекать лиц, нарушивших письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законо-дательными актами (ст. 43 Закона № 305-З).
Справочно:
правонарушения, создающие условия для коррупции, указаны в части первой ст. 25 Закона № 305-З, а коррупционные правонарушения – в части первой ст. 37 Закона № 305-З.
Резюме
Несмотря на то что руководители негосударственных организаций имеют право и возможность предъявлять к своим работникам различные требования относительно их компетенции, квалификации, моральных и деловых качеств, полагаем, что обязанности, установленные Законом № 305-З для государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должностей государственных должностных лиц, не могут автоматически распространяться на иных лиц. При этом прекращение трудовых отношений с такими работниками не может основываться на пп. 5 и 51 ст. 47 ТК.
Надежда Шакель, доцент кафедры гражданского права
юридического факультета БГУ, канд. юрид. наук, доцент
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
160
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122