3 март 2019
Статья 7 из 17 ( Материал id: 1585 Журнал id: 118086 )
Страница № 18

Кто обязан соблюдать антикоррупционные ограничения и подписывать антикоррупционные обязательства

О чем статья:

распространяется ли данная обязанность на директора и заместителей крупных частных организаций;

как наказывают за нарушения антикоррупционных обязательств.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З).

 

Антикоррупционные обязательства

Антикоррупционные ограничения законодательством установлены для государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица (ст. 17–20 Закона № 305-З). В частности, такие ограничения касаются занятия предпринимательской деятельностью, наличия счетов за рубежом, участия в политических партиях, получения имущества (подарков), осуществления поездок за счет третьих лиц, возможности совместной работе супругов, близких родственников или свойственников, реализации функций надзора и контроля в организации и управления долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций и т.п.

При этом законодательство предусматривает процедуру, позволяющую установить и подтвердить, что соответствующие лица знают, что на них возложены указанные ограничения: данные лица обязаны в письменной форме подтвердить, что антикоррупционные ограничения им известны и они будут их соблюдать.

Такие обязательства оформляются в письменной форме кадровой службой соответствующей организации.

Неисполнение обязанности работником кадровой службы по оформлению письменного обязательства либо несвоевременное ознакомление лиц с предъявляемыми к ним требованиями влекут дисциплинарную ответственность.

Одновременно следует учитывать, что, по нашему мнению, выдвижение требования к лицу подписать обязательства о соблюдении ограничений в ситуации, когда такой обязанности у него нет, а более того – применение к нему мер, влекущих для него негативные последствия (таких, как, например, увольнение с работы), также является недопустимым и, в свою очередь, тоже может повлечь ответственность работников кадровых служб.

В данной ситуации необходимо иметь четкое понимание относительно того, какие лица должны подписывать такие ограничения, а какие – нет.

Кто обязан подписывать антикоррупционные обязательства

Государственные должностные лица перечислены в абзаце третьем ст. 1 Закона № 305-З. Это высшие должностные лица страны, руководители и сотрудники министерств, ведомств, иных государственных органов и организаций.

В ситуациях, когда лица, которые обязаны соблюдать такие ограничения, однозначно поименованы в законе, проблем обычно не имеется, в связи с чем в настоящем материале они рассматриваться не будут.

Вместе с тем достаточно часто возникает вопрос, на какие категории иных работников распространяется указанная обязанность дать обязательство (и, следовательно, соблюдать ограничения, вытекающие из антикоррупционного законодательства), особенно в частных организациях.

Документ:

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)» (далее – постановление Пленума ВС № 12).

 

 

1. Лица, обязанные подписывать антикоррупционные обязательства в силу осуществляемых ими функций

В первую очередь обратим внимание на лиц, которые отнесены к государственным должностным лицам путем указания их функции. Такими лицами, как следует из абзаца третьего ст. 1 Закона № 305-З, являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

При решении вопросов о том, должно ли соответствующее лицо подписывать уведомление, зачастую возникают сложности при определении того, какие именно обязанности относятся к числу «организационно-распорядительных или административно-хозяйственных».

Ориентиром может быть уточнение характера указанных функций, данное постановлением Пленума ВС № 12, в соответствии с которым:

– к лицам, занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п. (п. 6 постановления Пленума ВС № 12);

– лицами, занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (п. 7 постановления Пленума ВС № 12).

 

Обратите внимание! При этом заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания данного работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).

 

2. Письменные антикоррупционные обязательства подписывают не все лица, на которых распространяются антикоррупционные ограничения

Второй аспект, на который, по нашему мнению, необходимо обратить внимание, заключается в том, что, с одной стороны, ограничения, установленные ст. 17–20 Закона № 305-З, касаются не только государственных должностных лиц, но и приравненных к ним лиц, а, с другой – обязательства по соблюдению указанных ограничений должны давать только государственные должностные лица и лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица.

Перечни этих лиц, данные в абзацах третьем и пятом ст. 1 Закона № 305-З, не совпадают. Также не совпадают и обязанности указанных категорий лиц. Исходя из ст. 3 Закона № 305-З как государственные должностные лица, так и лица, приравненные к ним, могут быть субъектами и правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. Вместе с тем в силу ст. 16 Закона № 305-З письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона № 305-З, дают только государственные должностные лица и лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, они же ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Таким образом, лица, приравненные к государственным должностным лицам, несмотря на то, что они обязаны соблюдать некоторые антикоррупционные ограничения, обязательство подписывать не должны, и отказ от его подписания не должен как таковой быть основанием для применения к ним каких-либо мер. Вместе с тем те ограничения, которые установлены в отношении них антикоррупционным законодательством, они обязаны соблюдать.

Что касается упоминавшихся ранее лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, то они относятся именно к государственным должностным лицам, поэтому обязаны давать письменные антикоррупционные обязательства.

На кого распространяется запрет на совместную работу

Аналогичный вывод может быть сделан и при рассмотрении норм о запрете на совместную работу: запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (часть вторая ст. 18 Закона № 305-З).

Во многом схожее ограничение содержится в трудовом законодательстве: запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (часть первая ст. 27 ТК). Данный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.

Вместе с тем если ограничение, определенное Законом № 305-З, является антикоррупционной мерой, установленной государством, и несоблюдение указанного ограничения влечет установленные последствия (о которых ниже), то в негосударственных организациях ограничение, основанное на части второй ст. 27 ТК, является инициативой нанимателя, поэтому не может, по нашему мнению, оформляться как антикоррупционное обязательство в смысле ст. 16 Закона № 305-З и влечь последствия, предусмотренные в случае несоблюдения таких антикоррупционных обязательств.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Ответственность

Негативные последствия может вызвать как неподписание антикоррупционного обязательства, так и его нарушение.

Неподписание рассматриваемого обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность либо освобождение от занимаемой должности (часть вторая ст. 16 Закона № 305-З). Кроме того, руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны привлекать лиц, нарушивших письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законо-дательными актами (ст. 43 Закона № 305-З).

Справочно:

правонарушения, создающие условия для коррупции, указаны в части первой ст. 25 Закона № 305-З, а коррупционные правонарушения – в части первой ст. 37 Закона № 305-З.

 

Резюме

Несмотря на то что руководители негосударственных организаций имеют право и возможность предъявлять к своим работникам различные требования относительно их компетенции, квалификации, моральных и деловых качеств, полагаем, что обязанности, установленные Законом № 305-З для государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должностей государственных должностных лиц, не могут автоматически распространяться на иных лиц. При этом прекращение трудовых отношений с такими работниками не может основываться на пп. 5 и 51 ст. 47 ТК.

Надежда Шакель, доцент кафедры гражданского права

юридического факультета БГУ, канд. юрид. наук, доцент

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!