Коммерческий подкуп: понятие, ответственность, рекомендации по обеспечению безопасности
Довольно часто случаи подкупа работников негосударственных организаций участники таких отношений не считают взяткой, а следовательно, и уголовно наказуемым преступлением. Да, такие действия не подпадают под статьи УК о взятках, но имеют свою собственную квалификацию и ответственность.
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Что считается коммерческим подкупом
Под коммерческим подкупом понимается получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого вознаграждения (п. 1 ст. 252 УК).
Как видим, несмотря на то что вознаграждение принимает работник частной организации, не являющийся должностным лицом, такие действия все равно влекут уголовное наказание.
Отличия коммерческого подкупа от взятки
Коммерческий подкуп в некотором смысле схож с другим правонарушением – взяточничеством (ст. 430–433 УК). Различие указанных преступлений заключается в первую очередь в разных субъектах (см. таблицу 1).
Таблица 1
Различия коммерческого подкупа и взятки
Вид преступления |
Субъект преступления |
Получение взятки (ст. 430 УК) |
Должностное лицо |
Принятие незаконного вознаграждения |
Работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом |
Коммерческий подкуп |
Работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющийся должностным лицом |
Если различия между работниками государственных органов и частных организаций в целом понятны, то вопрос о том, является ли работник должностным или не должностным лицом, нуждается в дополнительном рассмотрении.
Понятие должностного лица также закреплено в ч. 4 ст. 4 УК:
1) представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
2) представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
Обратите внимание! Если работник организации уполномочен осуществлять организационно-распорядительную, административно-хозяйственную деятельность в данной организации и (или) может совершать юридически значимые действия от лица этой организации и принимает от иного лица материальные ценности или работы, услуги при условии оказания взамен какой-либо услуги, связанной с его должностным положением, то такое правонарушение будет квалифицироваться как получение взятки. Что же касается коммерческого подкупа, то его субъектом может быть только работник негосударственной организации, который не осуществляет вышеназванные виды деятельности.
Действия, которые могут квалифицироваться как коммерческий подкуп
Большинство случаев привлечения к ответственности по ст. 252 УК свидетельствует о том, что мотивом и целью лица, предоставляющего вознаграждение работнику индивидуального предпринимателя или юридического лица за совершение определенных действий, является получение вполне определенной выгоды или преимуществ.
Пример 1
Гражданин К. захотел получить доступ к базам данных агентства недвижимости «А», чтобы узнать точный адрес проживания своей бывшей жены. Для этого К. решил подкупить штатного программиста агентства «А» гражданина Б., пообещав ему сумму в размере 100 руб., а также свою помощь в ремонте квартиры. Б. согласился и передал в обмен на деньги сведения из баз данных К., тем самым причинив вред интересам агентства «А», а также его клиентам, в частности бывшей жене К., которая предпочитала оставлять свое местожительство в тайне.
К. и Б. были привлечены к ответственности в т.ч. по ст. 252 УК.
_____________________________________________________
В приведенном примере лицо, предлагавшее и передавшее денежные средства, получило выгоду личного (неимущественного) характера. Но чаще всего незаконное вознаграждение предоставляется именно за выгоду, которая может быть выражена в денежной форме. Например, подкупающий должен был бы самостоятельно оплатить некоторые материальные ценности, работы, услуги, однако получил их бесплатно либо по заниженной цене (тарифу, ставке) благодаря действиям работника юридического лица, который может каким-либо образом повлиять на такую «скидку».
Пример 2
Гражданин В. работал в частной организации, которая предоставляла своим сотрудникам мобильные телефоны и оплачивала расходы, связанные с использованием мобильных телефонов для решения рабочих вопросов. Гражданин К. неоднократно просил В. предоставить ему служебный телефон для личного пользования, в результате чего компания понесла имущественный ущерб в размере 500 руб. В благодарность за предоставление телефона К. выплачивал В. небольшие суммы денег, а также выполнял услуги по ремонту техники.
К. и В. были привлечены к ответственности по ст. 252 УК.
______________________________________________________________
Ответственность за коммерческий подкуп наступает как для лица, которое предоставляет незаконное вознаграждение, так и для лица, которое получает это вознаграждение. Сама ответственность в зависимости от тяжести совершенного преступления может варьироваться от штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до исправительных работ, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 3 лет.
Кроме того, ответственность по ст. 252 УК наступает лишь в том случае, когда преступление было доведено до конца (подкупающий получил от подкупаемого необходимые материальные ценности или услуги в обмен на незаконное вознаграждение). Анализ судебной практики Беларуси по этому вопросу, а также некоторых других стран СНГ, показывает, что довольно часто коммерческий подкуп не доводится до конца, так как один из участников отношений решает не принимать подкуп или не передавать вознаграждение.
Пример 3
Компания «Д» занималась услугами по уборке домов и квартир. Гражданка Л., работавшая специалистом по уборке в данной компании, воспользовалась моющими средствами, которые ей предоставила компания для работы, в личных целях. Когда после проверки количества выданных и использованных моющих средств выявилась недостача, Л. попросила секретаря директора компании «Д» гражданку О., занимающуюся в т.ч. заполнением документов по подсчету выдаваемых моющих средств, умышленно сделать «опечатку» в документах, которые в дальнейшем будут поданы директору на подпись: якобы моющих средств было использовано ровно столько, сколько и получено. Взамен Л. обещала бесплатно поработать домработницей в квартире О., а также няней для ребенка О. Гражданка О. сначала согласилась, но впоследствии передумала. В дальнейшем факт хищения оборудования и моющих средств Л. обнаружился, при выяснении обстоятельство дела стало известно и о данной договоренности. Оказалось, что с подобными просьбами Л. обращалась и к некоторым другим работникам, которые могли бы скрыть ее хищение, однако никто из них не согласился. По данному эпизоду Л. вменялось в вину покушение на коммерческий подкуп, а О. привлечена к уголовной ответственности не была.
______________________________________________________________
Коммерческий подкуп непосредственно затрагивает экономические интересы и деловую репутацию субъекта экономической деятельности либо интересы его клиентов. При этом не обязательным считается причинение прямого вреда, достаточно установить, что такой вред мог быть причинен потенциально.
Являются ли «чаевые» или подарки коммерческим подкупом?
Вознаграждение, которое предоставляется работнику за действия в интересах подкупающего, является незаконным, поскольку передается лицу в нарушение установленных правил оплаты работы. Кроме того, такое вознаграждение предоставляется не самому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, а непосредственно его работнику.
Особую сложность представляют собой так называемые «чаевые», предоставляемые работнику сферы услуг клиентом. «Чаевые» не квалифицируются как заработная плата по ст. 57 ТК, а также не являются видом премии, гарантии или компенсации (гл. 6 ТК). Ближе всего такое вознаграждение относится к безвозмездной передаче денег клиентом работнику, т.е. к договору дарения (п. 1 ст. 543 ГК). Для того чтобы передача «чаевых» не была классифицирована как коммерческий подкуп, необходимо установить отсутствие ущерба интересам нанимателя или его клиентам.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Еще одну сложность представляет определение разницы между имуществом, предоставляемым в качестве незаконного вознаграждения, и подарком сотруднику организации в виде цветов, коробки конфет и др. Статья 252 УК не определяет минимальный размер имущественной ценности, в соответствии с которым подарок может быть квалифицирован в качестве подкупа.
В таких случаях рекомендуем руководствоваться ограничениями, установленными законодательством о борьбе с коррупцией:
– для обычного подарка его стоимость не должна превышать установленного законодательством 5-кратного размера базовой величины (подп. 2 части первой ст. 546 ГК);
– можно принимать сувениры, вручаемые при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (часть вторая ст. 546 ГК; ст. 37 Закона № 305-З).
Пленум Верховного Суда в п. 20 постановления от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» дополнительно разъяснил, что не является получением взятки принятие должностным лицом подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З).
Рекомендации по обеспечению безопасности
Несмотря на то что коммерческий подкуп не является широко распространенным преступлением на территории Беларуси, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам все же рекомендуется тщательно подходить к вопросам профилактики преступлений коммерческого подкупа на рабочем месте, поскольку вред, причиненный таким преступлением, может оказаться значительным в первую очередь в репутационном аспекте. Редкий клиент захочет иметь дело с компанией, которая была замечена за разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну, либо уличена в предоставлении более качественных услуг одним лицам по сравнению с другими. Кроме того, преступление коммерческого подкупа может быть связано с осуществлением недобросовестной конкуренции, когда одна из частных организаций решает причинить ущерб другой и действует при этом скрытно, через работников, которые на первый взгляд не могут существенно влиять на важнейшие решения компании в силу ограниченности своих полномочий.
Рекомендуем индивидуальным предпринимателям и частным организациям проводить регулярную профилактику коммерческого подкупа путем информирования работников об ответственности за данное преступление, а также за разглашение коммерческой тайны и хищение имущества работодателя.
Эффективной мерой пресечения коррупции на рабочих местах является также правильное построение организационной структуры предприятий. В связи с этим очень важно точно и подробно закреплять функции и меры ответственности для каждого конкретного работника, избегая расплывчатых формулировок, которые могут предполагать слишком широкие полномочия.
Наконец, крупные компании могут позволить себе наличие определенной контролирующей структуры (например, контрольно-ревизионного отдела). Организациям с набольшим штатом сотрудников также рекомендуется иметь определенный контролирующий элемент в структуре. Таким элементом может выступать в т.ч. и четкая соподчиненность между подразделениями этой компании.
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
123
-
112
-
107
-
106
-
105
-
104