Как использовать таможенные льготы и не попасть под суд?
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в городских поселениях и сельской местности в Республике Беларусь законодательством предусмотрены льготы, касающиеся ввоза некоторых видов товаров и транспорта. Ими достаточно часто пользуются учредители при формировании уставного фонда вновь создаваемой организации. Но всегда ли правильно? Рассмотрим судебное дело и аргументы суда, признавшего такой ввоз не подпадающим под льготы.
Как показывает практика, не всегда претензия на пользование ввозной таможенной льготой предъявляется правильно и обоснованно. В экономическом суде Гродненской области было рассмотрено дело о неправомерном использовании льготы по уплате ввозной пошлины. Дело рассматривалось, и решение по делу было вынесено до внесения последних изменений в Декрет № 6. Тем не менее оно весьма показательно в плане демонстрации условий, при которых таможенная льгота не применяется.
Ситуация
Крестьянское фермерское хозяйство (далее – КХ) ввезло на территорию Республики Беларусь тягач седельный и полуприцеп автомобильный польского производства для перевозки грузов. Согласно приложению к уставу КХ, утвержденному решением главы КХ, уставный фонд хозяйства был увеличен на 389 399 400 бел. руб. за счет этого имущества путем внесения в него неденежного вклада.
Основания применения таможенной льготы
При ввозе на территорию Республики Беларусь освобождаются от ввозных таможенных пошлин некоторые товары, ввозимые в качестве неденежного вклада в уставный фонд коммерческих организаций (подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6).
Обратите внимание!
Льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, распространяется только на таможенную пошлину. Ранее по данному нормативному правовому акту товары освобождались также и от уплаты НДС, однако теперь такая возможность не предоставляется.
Под указанную льготу подпадают товары:
1) с даты изготовления которых прошло не более 5 лет;
2) классифицируемые согласно ТН ВЭД по позициям, указанным в абзаце первом подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6.
Документ:
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
Справочно:
для исчисления даты изготовления, законодательством установлены определенные правила. Так, дата изготовления товаров подтверждается сведениями, указанными в технической документации либо иных документах, имеющих отношение к товарам, или содержащимися на самом товаре. Если имеется информация только о годе изготовления товара, датой его изготовления считается 1 июля года изготовления, если имеется информация о месяце и годе изготовления, – 15-е число месяца изготовления. Если данные о дате изготовления противоречивые или отсутствуют вообще, считается, что с даты изготовления прошло более 5 лет, а следовательно, лицо, ввозящее товар, лишается возможности пользоваться льготой.
В тот период, когда рассматривалось дело, под указанную льготу подпадал более широкий перечень товаров, среди которых был и тягач седельный (позиция 8701 ТН ВЭД) – товар, ввезенный КХ. На сегодняшний день на позицию 8701 (тракторы) льгота не распространяется. Что касается полуприцепа автомобильного (позиция 8716 ТН ВЭД), то его ввоз льготируется и сейчас.
Судебное дело
Таможенный орган пришел к выводу о том, что КХ неправомерно использовало льготу по уплате таможенной пошлины при ввозе этих товаров, так как приобрело товар для хозяйственных нужд, а уже после этого с целью воспользоваться льготой и не платить таможенные пошлины за ввоз транспортных средств оформило как вклад в уставный фонд.
КХ оспорило указанное решение таможенного органа в судебном порядке.
Решение суда
Суд, ссылаясь на действовавшее на момент рассмотрения дела законодательство, пришел к выводу, что КХ не имело права пользоваться льготой, поскольку ввезенное имущество было приобретено от имени и за счет КХ и соответственно находилось в собственности последнего.
Позиция суда
Суд согласился с позицией таможенного органа по следующим причинам.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона № 611-XII фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 611-XII).
Кроме того, увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов (п. 8 ст. 6 Закона № 611-XII). Перечень источников увеличения уставного фонда фермерского хозяйства, указанный в Законе № 611-XII, является исчерпывающим.
Ключевой нормой для судебного решения явился подп. 7.3 п. 7 решения КТС № 130, согласно которому допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств – участников Таможенного союза.
С учетом того что с 2010 г. в государствах – членах Таможенного союза унифицированы условия таможенно-тарифного регулирования, порядок и условия предоставления тарифных льгот, тарифные льготы в Республике Беларусь могут применяться при строгом соблюдении международных договоренностей государств – членов Таможенного союза. Следовательно, подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 необходимо применять с учетом подп. 7.3 п. 7 решения КТС № 130. Иными словами, увеличение уставного фонда должно быть произведено только учредителем. В рассматриваемом же деле покупателем данного товара и соответственно собственником являлось само КХ, что не позволило отнести купленные им тягач и полуприцеп к имуществу учредителя КХ.
Таким образом, суд пришел к выводу, что увеличение уставного фонда КХ произошло не за счет учредителей (членов) фермерского хозяйства, поэтому законных оснований для использования льгот, предусмотренных подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, при ввозе товаров не имелось. В иске КХ было отказано.
Документ:
решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – решение КТС № 130).
Комментарий
Ситуация, послужившая основанием судебного рассмотрения, не такая уж и редкая. Если организация намеревается ввозить товар в качестве вклада в уставный фонд организации, созданной на территории малого города или сельской местности, и при этом воспользоваться таможенной льготой, то следует учитывать некоторые особенности.
Во-первых, освобождение от таможенной пошлины по подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 возможно только в том случае, если лицо, являющееся учредителем организации, ввозит товар для формирования или увеличения уставного фонда. Поэтому если ввоз товаров производится самой организацией, а не ее учредителем, то указанная льгота не применяется. Возможным выходом здесь может быть официальное оформление ввоза товара или транспортного средства на учредителя и дальнейшая его передача учредителем самой организации в качестве пополнения вклада в уставный фонд.
Во-вторых, такой ввоз с использованием таможенной пошлины может осуществляться только с целью формирования или увеличения уставного фонда. Поэтому при ввозе товара необходимо сразу указывать цель его ввоза.
В настоящее время уставный фонд вновь создаваемой коммерческой организации формируется уже после ее государственной регистрации, поэтому освобождение от таможенной пошлины предоставляется в пределах сроков, установленных законодательством или учредительными документами коммерческой организации.
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).
Документ:
в настоящее время уставный фонд вновь создаваемой коммерческой организации формируется в течение 12 месяцев с момента ее государственной регистрации (п. _ Положения о регистрации).
В то же время законодательство не запрещает учредителям сформировать уставный фонд и до государственной регистрации. Тогда если товар будет ввезен еще до того, как коммерческая организация зарегистрируется в установленном законодательстве порядке, то освобождение от уплаты таможенной пошлины произойдет лишь после государственной регистрации коммерческой организации и отражения в учредительных документах внесения в уставный фонд этих товаров в качестве неденежного вклада. Хотя реализовать такую схему весьма затруднительно: сложно представить, что сначала товар будет «растаможен» в установленном порядке, т.е. таможенная пошлина уплачена, а затем после представления документов, подтверждающих внесение этого товара в качестве вклада в уставный фонд, – возвращена из бюджета.
При увеличении уставного фонда коммерческой организации посредством ввоза товаров освобождение от льготы предоставляется при внесении в установленном порядке изменений и (или) дополнений в учредительные документы в связи с увеличением уставного фонда коммерческой организации за счет внесения учредителями или участниками таких товаров в качестве неденежного вклада.
В-третьих, при ввозе транспортных средств промышленного назначения, самоходных, не оборудованных подъемными или погрузочными устройствами, используемых на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, а также тракторов, используемых на платформах железнодорожных станций и частей вышеназванных транспортных средств, освобождение от льготы предоставляется при условии наличия или создания в коммерческой организации рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта.
Справочно:
ограничения по предоставлению указанной таможенной льготы были введены Декретом Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6».
Что касается местонахождения организации, претендующей на использование льготы, предусмотренной подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, то в настоящее время не нужно подтверждать ее нахождение на территории малого или среднего населенного пункта или сельской местности. Достаточно представить только документы о регистрации организации. Остальными льготами, предусмотренными Декретом № 6, может воспользоваться только организация, зарегистрированная на территории малого, среднего населенного пункта или населенного пункта, относящегося к сельской местности. При этом нормы Декрета № 6 не распространяются на структурные подразделения коммерческих организаций в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Коммерческая организация сама должна быть зарегистрирована на указанной территории.
Справочно:
под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск (примечание к подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Обратите внимание!
Документами, подтверждающими право пользования ввозной льготой, являются учредительные документы коммерческой организации (т.е. устав или учредительный договор), а также дополнения и изменения в них.
Если нет оснований применять таможенную льготу…
У организации или лица, ввезшего товар с нарушениями при использовании таможенной льготы, возникает обязанность по уплате таможенной пошлины, если в течение 5 лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершены следующие действия:
– принято в установленном порядке решение о ликвидации коммерческой организации либо осуществлена ее реорганизация, в результате которой данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами;
– коммерческой организацией изменено место нахождения (т.е. она перестала находиться на территории средних, малых городских поселений, сельской местности);
– осуществлен выход (исключение) участника из состава коммерческой организации, в результате которого данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на товары, ввезенные с освобождением от ввозных таможенных пошлин;
– коммерческой организацией (собственником имущества организации, учредителем (участником)) осуществлены сделки, предусматривающие переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами, либо указанные товары переданы во временное пользование;
– осуществлено изъятие собственником имущества коммерческой организации из ее хозяйственного ведения или оперативного управления товаров, ввезенных с освобождением от обложения таможенными пошлинами.
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120