Как формируется цена и предоставляется товар в интернет-магазине: анализируем постановление Совета Министров № 1207
Прошлый год закончился введением Правительством Республики Беларусь бессрочного моратория на рост цен, налога, комиссии и иных ограничительных мер при покупке валюты, а также закрытием ряда розничных магазинов, осуществляющих интернет-торговлю. С того времени часть из принятых решений была отменена, некоторые приняли иную форму, однако интернет-магазины все также продолжают закрываться с пугающей регулярностью. Продавцы задаются вопросом: какие правила сейчас важно соблюсти, чтобы магазин не закрыли?
Предлагаем разобраться во всем по порядку.
Нарушение 1: порядок формирования цены
Одним из основных оснований приостановления работы интернет-магазина является повышение цены, ведь в интернет-магазинах товары в основной своей массе импортные или произведенные из импортных комплектующих.
С 19 декабря 2014 г. действует постановление № 1207, которое направлено на недопущение роста розничных цен. Превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г., считается грубым нарушением правил торговли, влекущим последствия в виде приостановления или запрета работы торгового объекта в соответствии с Указом № 567.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» (далее – постановление № 1207).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее – Указ № 567).
Впоследствии Минторг и Минэкономики в совместных письмах дали рекомендации по порядку формирования (определения) цен, при соблюдении которых к субъектам хозяйствования не будут применяться указанные выше меры.
До 2 февраля 2015 г. включительно действовало письмо Министерства торговли и Министерства экономики Республики Беларусь от 15.01.2015 № 03-20/55/05/390 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207». С 3 февраля 2015 г. оно утратило силу, вместо него действует письмо Министерства торговли и Министерства экономики Республики Беларусь от 30.01.2015 № 12-01-11/860/03-20/152к «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (далее – Письмо от 30.01.2015).
Рассмотрим его подробнее.
Что изменилось со вступлением в силу Письма от 30.01.2015
Основные новшества, которые введены Письмом от 30.01.2015, заключаются в следующем.
1. Если ранее цены на импортный товар могли повышаться на тот же процент, на который подорожала валюта, но при этом от получившейся суммы нужно было отнимать 5 %, то теперь 5 % отнимать не нужно.
2. Теперь производители могут учитывать не только то, насколько подорожали импортные детали, но еще и то, насколько выросла стоимость энергоносителей и топлива.
Что касается цен на лекарства и медицинскую технику, то их стоимость продолжает формироваться в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
На кого распространяется новый порядок формирования цены
Постановление № 1207 распространяет свое действие на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров на территории Республики Беларусь, в т.ч. на резидентов СЭЗ, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Обратите внимание!
Производителям услуг при формировании тарифов на них рекомендовано руководствоваться аналогичными подходами (пп. 1 и 7 Письма от 30.01.2015). Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и заключивших соглашения с антимонопольным органом. Формирование тарифов на услуги таких хозяйствующих субъектов осуществляется без учета указанных правил (п. 1 Письма от 30.01.2015).
Вывод: как видим, практически каждый хозяйствующий субъект подпадает под действие постановления № 1207.
Примеры формирования цены
На импортируемые товары, поступившие после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены (на момент ее формирования) не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора по сравнению с 18 декабря 2014 г. При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 % в целом по организации (п. 4 Письма от 30.01.2015).
Рассмотрим это положение подобнее.
Пример 1
По состоянию на 6 февраля 2015 г. производится переоценка импортного товара, приобретенного 20 декабря 2014 г.
В этом случае максимально допустимое изменение стоимости составляет в отношении:
– евро – 30,69 % ((17 500 руб. / 13 390 руб. ´ 100) – 100);
– доллара США – 41,5 % ((15 410 руб. / 10 890 руб. ´ 100) – 100);
– российского рубля – 22,28 % ((225 руб. / 184 руб. ´ 100) – 100).
Что касается рентабельности продаж (оборота) (R), то она рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (П) до выплаты процентов* и налогов на сумму полученной выручки (В). Этим показателем характеризуется эффективность деятельности предприятия, т.е. сколько прибыли зарабатывает предприятие с каждого рубля проданных товаров:
R = П / В ´ 100.
При этом увеличение цен на сырье и материалы, комплектующие, тару и упаковку отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза, не допускается, а плановый уровень рентабельности производителей не может превышать фактически сложившийся уровень по данному виду деятельности за 9 месяцев 2014 г.
Таким образом, цену на импортные товары, которые поступили в наши магазины, например, из России, повышать нельзя.
Пример 2
Стоимость телевизора 20 декабря 2014 г. составляла 3 млн. руб., при этом стоимость комплектующих, ввезенных из России, составила 500 тыс. руб. (по курсу российского рубля на день оприходования), стоимость импортных комплектующих, ввезенных не из стран Евразийского экономического союза, составила 700 тыс. руб. (по курсу доллара США на день оприходования), остальные комплектующие были белорусского производства.
В этом случае стоимость телевизора на 6 февраля 2015 г. не должна превышать 3 290 500 бел. руб. (700 000 ´ 41,5 % (700 000 ´ (15 410 руб. / 10 890 руб. ´ 100) – 100)) (повышение стоимости энергоносителей и топлива не рассматривается).
Производителями рентабельность исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (П) к сумме затрат по реализованной продукции (работам, услугам) (З):
R = П / З ´ 100.
Нарушение 2: указание цены в иностранной валюте
Другим наиболее значимым нарушением, за которым следует приостановление деятельности торгового объекта, включая и интернет-магазины, является указание цены товара в иностранной валюте. При этом не имеет значения, указана ли эта цена на ценнике или в рекламе данного товара, контролирующими органами такое указание расценивается как недостоверная информация.
Цена товара в интернет-магазине должна быть указана только в белорусских рублях (п. 21 Правил № 703). Указание цены в иностранной валюте или в условных единицах, даже если рядом содержится цена в белорусских рублях, не допускается.
Документ:
Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703).
Обратите внимание!
Отсутствие цены на товар в интернет-магазине также является нарушением законодательства.
Кроме того, покупателям в интернет-магазине должна быть предоставлена возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств в белорусских рублях, поэтому на сайте должна быть информация о видах используемых расчетных систем и порядке расчета с их помощью (например, с помощью банковских пластиковых карточек, мобильного или интернет-банкинга, а если нет такой возможности, то через кассы банков или отделений почтовой связи).
Информация, обязательная к размещению в интернет-магазине
Поскольку интернет-магазин, по сути, является интернет-сайтом, он должен подчиняться как общим правилам о размещении информации на таком сайте, так и специальным требованиям, касающимся интернет-торговли.
1. Сайты, являющиеся интернет-магазинами, в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в Торговом реестре Республики Беларусь, и информация об этом должна быть размещена на сайте.
2. На главной странице сайта интернет-магазина должна быть в обязательном порядке представлена следующая информация:
– о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте нахождения организации, ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения, если они являются продавцами;
– о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, информация о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства;
– о номере специального разрешения (лицензии) по форме согласно приложению 2 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию (пп. 7, 8 Правил продажи по образцам).
Документ:
Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила продажи по образцам).
3. На сайте интернет-магазина (не обязательно на главной странице) должны быть размещены следующие сведения:
– о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром;
– образцы таких документов и порядок их оформления.
При этом документ, подтверждающий факт приобретения товаров, должен содержать следующие сведения:
– о продавце: наименование и место нахождения (юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен также представить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, данные свидетельства о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано);
– о товаре: наименование товара; марка, либо модель, либо артикул, либо сорт товара (при их наличии); цена товара (при продаже развесных и мерных товаров указывается цена за единицу веса, меры, объема и стоимость покупки); установленный гарантийный срок, если он не указан в другой документации, прилагаемой к товару (выполненной работе, оказанной услуге); наличие недостатка (недостатков); дата продажи товара или оформления заказа на работу, услугу; срок исполнения работы, услуги;
– иные сведения исходя из существа договора.
Обратите внимание!
При продаже товаров с применением кассового оборудования таким документом является кассовый чек. Это правило обязательно для интернет-магазина.
При продаже технически сложных товаров к чеку прилагается надлежаще оформленный технический паспорт (инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, гарантийный талон), если в нем будет указана необходимая информация. Других документов в этом случае можно не выдавать.
Порядок оформления документа, подтверждающего факт покупки, регламентирован также Положением № 23.
Документ:
Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденное постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 № 23 (далее – Положение № 23).
Нарушение 3: недостаточность отечественных товаров в ассортименте
Применительно к интернет-магазинам это нарушение не должно влечь приостановления их деятельности, так как нарушения, по сути, и нет. Перечень реализуемых через интернет-магазин товаров, определяется продавцом самостоятельно (п. 6 Правил продажи по образцам), ассортиментный перечень он утверждать не обязан (пп. 1 и 5 Положения № 703).
Документ:
Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Положение № 703).
Тем не менее не рекомендуем пренебрегать общими требованиями к ассортименту товаров, поскольку в п. 2 постановления № 1207 содержится требование об обеспечении широкого ассортимента потребительских товаров в торговых объектах, включая интернет-торговлю, а далее следует указание на возможность применения санкций, установленных Указом № 567, которые и состоят в приостановлении или запрете деятельности торгового объекта.
Таким образом, в настоящее время рекомендуем владельцам интернет-магазинов обращать особое внимание на выполнение требований постановления № 1207 по порядку формирования цены на товары, правил указания этой цены и другой обязательной информации на сайте, а также обеспечение ассортимента товаров в не меньшем объеме, чем на конец 2014 г.
Справочно:
типичные нарушения в сфере интернет-торговли подробно изложены на официальном сайте Минторга www.mintorg.gov.by.
Юлия Грабовская, аудитор
* Например, суммы средств от сдачи в аренду, перечисляемые в республиканский бюджет на основании Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Начисленная сумма средств от сдачи в аренду, причитающаяся к уплате в республиканский бюджет, отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», в соответствии с которым необходимо 50 % перечислить в бюджет, или проценты части прибыли РУП перечисляемых в бюджет.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
125
-
124
-
119
-
118