Изменяется порядок принудительного исполнения судебных решений: анализируем новый Закон об исполнительном производстве
Какие документы подлежат исполнению по новому Закону
Закон регулирует условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.
К исполнительным документам отнесены (ст. 10 Закона):
• исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;
• определения суда о судебном приказе;
• определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;
• постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
• постановления судебного исполнителя в случаях, установленных Законом;
• исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;
• исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);
• постановления прокуроров о выселении в административном порядке;
• удостоверения комиссий по трудовым спорам;
• иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном законом.
Справочно:
в настоящее время данный перечень шире. Например, законодательством предусмотрено исполнение брачных договоров, соглашений о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей(см. Инструкцию № 40).
Документ:
Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее – Инструкция № 40).
Важными являются положения ст. 11 Закона, которой предусмотрены единые требования, предъявляемые к содержанию любых исполнительных документов. Обратите внимание, что в новом Законе перечень требований к исполнительному документу расширен и детализирован по сравнению с существующим.
Что изменилось в составе участников исполнительного производства
Определен перечень участников исполнительного производства (ст. 16 Закона):
• стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);
• лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника – юридического лица и др.);
• лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и др.).
В связи с этим следует отметить, что нормы нового Закона расширили перечень возможных участников исполнительного производства, включив в него таких лиц, как переводчик, понятые и др. Действующие нормы в отношении лиц, содействующих исполнению исполнительного документа, содержатся отдельно в ГПК и ХПК.
Документ:
Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК).
Документ:
Хозяйственный процессуальный кодекс (далее – ХПК).
Как изменились взыскатели
Статья 17 Закона более детально определяет понятие взыскателя от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц. Так, в качестве таких взыскателей могут выступать:
• органы, ведущие административный процесс, вынесшие постановления о наложении административного взыскания, за исключением суда, – по исполнительным документам в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
• налоговые и таможенные органы – по исполнительным документам о взыскании налогов, сборов (пошлин) в соответствии с компетенцией, а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые и таможенные органы;
• Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов – по иным исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства.
Обратите внимание! Новой является обязанность сторон исполнительного производства представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения (ст. 18 Закона).
В настоящее время взыскатели очень часто такую информацию представляют только по требованию судебного исполнителя. С мая 2017 г. данное право превратится в обязанность.
Кроме того, стороны обязаны представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее 3 дней со дня их изменения.
Важные изменения, связанные с правопреемством
В настоящее время замена стороны исполнительного производства входит в компетенцию суда. Законом же предусмотрена передача этой функции судебному исполнителю (ст. 19 Закона).
Считаем, что данное правило при наличии всех документов, подтверждающих правопреемство, упростит процесс замены лиц, сократит сроки и документооборот, в отличие от ситуации, когда и судебный исполнитель, и стороны должны были месяцами ждать замены судом стороны в рамках исполнительного производства.
Справочно:
в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица, уступки права (требования), перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником.
О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа.
Что писать в доверенности на представление интересов в исполнительном производстве
В доверенности, выданной представителю стороны исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий (ст. 24 Закона):
• предъявление и отзыв исполнительного документа;
• передача полномочий другому лицу (передоверие);
• подача ходатайств о приостановлении исполнительного производства полностью или частично, об отложении исполнительного действия, о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, их замене или отмене, о самостоятельной реализации должником арестованного имущества, о переносе торгов (электронных торгов), их отмене, о снятии арестованного имущества должника (его части) с торгов (электронных торгов);
• заключение мирового соглашения;
• обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя;
• получение взысканных с должника денежных средств и (или) иного имущества;
• полный или частичный отказ от исполнения исполнительного документа.
Обратите внимание на данную норму при составлении такой доверенности!
Как исчислять процессуальные сроки
Закон устранил существовавшее долгое время расхождение в порядке исчисления сроков. Согласно Закону сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ст. 29 Закона).
Новое в порядке взыскания долга
Важное значение имеет нововведение о том, что взыскатель, располагающий сведениями о месте работы должника, фактически может самостоятельно направить исполнительный документ по месту работы должника, не прибегая к процедуре возбуждения исполнительного производства, что значительно экономит как время, так и материальные затраты кредиторов (ст. 41 Закона).
Если взыскателю неизвестно, в каком территориальном органе принудительного исполнения должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (г. Минску) по месту совершения исполнительных действий. А он в свою очередь направляет указанные документы в соответствующий районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел принудительного исполнения в трехдневный срок со дня их поступления, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их поступления (ст. 42 Закона).
Обратите внимание! В настоящее время Инструкцией № 40 предусмотрен возврат исполнительного документа без возбуждения в случае направления его не по месту исполнения.
Приостановление и прекращение исполнительного производства
Законом предусмотрены новые основания, когда судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично:
• отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства свыше 10 БВ (ст. 49 Закона);
• оспаривание в судебном порядке уступки права (требования), перевода долга, а также других случаев перемены лиц в обязательствах (ст. 50 Закона);
• истребование материалов исполнительного производства для их изучения судом, иным государственным органом при рассмотрении вопросов в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах (ст. 50 Закона).
Обратите внимание! Вопросы о приостановлении, возобновлении исполнительного производства рассматриваются без вызова сторон (ст. 51 Закона) в отличие от действующих норм, когда судебный исполнитель обязан уведомлять стороны о приостановлении исполнительного производства.
Новые основания для прекращения исполнительного производства ст. 52 Закона):
• отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства до 10 БВ;
• отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства свыше 10 БВ по истечении 1 года после приостановления исполнительного производства в соответствии со ст. 49 Закона.
Справочно:
вопросы прекращения исполнительного производства, возвращения исполнительного документа взыскателю рассматриваются судебным исполнителем также без вызова сторон исполнительного производства.
На какое имущество может быть обращено взыскание
Во-первых, в Законе закреплен единый перечень имущества, взыскание на которое не может быть обращено на имущество (ст. 81 Закона). Обратите внимание, что он распространяется на имущество граждан и индивидуальных предпринимателей. Для имущества юридических лиц аналогичный перечень не установлен.
Во-вторых, регламентирован порядок обращения на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – на праве оперативного управления, включая доли должника в таком имуществе (ст. 75 Закона).
Справочно:
обращение взыскания на паенакопления должника в кооперативе производится в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст. 78 Закона).
Порядок обращения взыскания на заработную плату
По новому Закону судебному исполнителю нет надобности проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами, принадлежащими должнику, если известно место работы должника и там ему начисляется заработная плата. Судебный исполнитель может сразу после возбуждения исполнительного производства направить исполнительный документ по месту работы должника.
В случае установления наличия у должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, имущества, на которое может быть обращено взыскание, при нахождении исполнительного документа по месту получения этим должником заработной платы и приравненных к ней доходов, указанных в ст. 103 Закона, допускается одновременное обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы и иное имущество должника – гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя.
В каком порядке удовлетворяются требования кредиторов
Приведена к единообразию очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 122 Закона):
– в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований кредиторов данной очереди, денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;
– во вторую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:
сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь);
сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда;
– в третью очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:
по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;
в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
в счет погашения задолженности по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у банков Республики Беларусь в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь;
– в четвертую очередь удовлетворяются требования по взысканию иных платежей, не указанных в абзацах со второго по девятый ст. 122 Закона.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.
Таким образом, после вступления в силу Закона будет отсутствовать возможность распределения вне очереди по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышает 100 базовых величин.
Порядок обжалования действий судебного исполнителя
Общий порядок: стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурор обжалуют действия судебного исполнителя в порядке подчиненности руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд (ст. 124 Закона).
Порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности, установленный ст. 125 Закона, изменился по сравнению с ныне действующим.
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя управления принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета подаются главному судебному исполнителю по области (городу Минску).
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (городу Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, а также жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь подаются Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.
Закон устанавливает 10-дневный срок на подачу жалобы (ст. 127, 130 Закона).
Подводя итог краткому комментарию Закона, отметим, что он достаточно четко и детализировано регламентирует процедуру исполнительного производства и устраняет значительное количество вопросов, по исполнению исполнительных документов, имеющих место до принятия Закона.
Наталья Будник, юрисконсульт
УП «Юридическая компания «ПартнерКонсалт»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
159
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122