3 март 2019
Статья 4 из 17 ( Материал id: 1580 Журнал id: 118086 )
Страница № 6

Изменились меры валютного контроля. Как теперь будем работать?

О чем статья: новые условия регистрации внешнеэкономической сделки, появившиеся в связи с изменениями, внесенными постановлением 612 в Инструкцию 46, вступившими в силу 1 марта 2019 г.

Регистрация (перерегистрация) сделки

Для регистрации сделки резидент (т.е. не только экспортер или импортер, но и иной резидент (субъект валютных операций), например, заключивший договор займа с нерезидентом) представляет в один из банков, в котором открыт счет, режим функционирования которого позволяет осуществлять расчеты в рамках внешнеэкономического (внешнеторгового) договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46 в двух экземплярах, оригинал или копию внешнеэкономического (внешнеторгового) договора (при электронном документообороте – внешнеэкономический (внешнеторговый) договор и заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в виде электронного документа (сообщения, электронной копии)).

 

Обратите внимание! Сроки регистрации сделки по внешнеэкономическому договору:

– по внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение резидентом платежей, резидент обязан зарегистрировать сделку до их проведения;

– по внешнеэкономическому договору, предусматривающему поступление платежей от нерезидента, резидент обязан зарегистрировать сделку до их поступления либо не позднее 7 рабочих дней с даты поступления первого платежа.

Документ:

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее – постановление № 612).

Документ:

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46).

 

Таким образом, формулировки постановления № 612 «до их проведения», «до их поступления» в корне отличаются от формулировки Указа № 178 «до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей». Следовательно, схема «пришел в банк – зарегистрировал внешнеэкономический договор – в тот же день заплатил» вполне соответствует валютному законодательству.

Важным новшеством стала и норма о том, что перерегистрация сделки по внешнеэкономическим договорам не осуществляется (часть четвертая п. 15 Инструкции № 46). Эта норма сразу же снимает множество вопросов о необходимости перерегистрации сделки, если заключен новый договор или дополнительное соглашение по внешнеторговому договору.

Перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера.

Достаточно помнить, что перерегистрация сделки необходима только при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера) (абзац пятый подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

 

Регистрируемая сделка

Теперь это уже не только внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров общей стоимостью 3 000 евро и выше (абзац первый подп. 1.11 п. 1 Указа № 178), но и внешнеэкономический договор, предусматривающий проведение валютных операций, связанных с движением капитала. Вызвано это тем, что с 1 марта 2019 г. валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в регистрационном порядке (п. 18 Правил № 72).

Функции банков как агентов валютного контроля

С момента вступления в силу постановления № 612 банки осуществляют контроль лишь за правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами. Таким образом, прослеживается постепенное сужение функций банков как агентов валютного контроля. Это очень позитивные изменения, так как существует сфера ответственности клиента и за все действия, относящиеся к данной сфере, должен отвечать клиент, а не банк.

Перечень документов, представляемых клиентом в банк, также уменьшился.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).

 

Проведение валютных операций без представления документов (сведений)

Нормами п. 17 Инструкции № 46 закреплен ряд случаев, когда банк не требует от клиентов представления документов (сведений).

Так, банк не требует документов (сведений) при представлении физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в банк платежной инструкции на осуществление банковского перевода в иностранной валюте и белорусских рублях посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в т.ч. с использованием банковских платежных карточек, платежных терминалов (платежных терминалов самообслуживания), предназначенных для совершения операций при использовании банковских платежных карточек.

Но клиент обязан представить документы, а банк обязан их потребовать, если данные переводы проводятся:

– на основании разрешений Национального банка;

– в уведомительном порядке;

– по договорам, требующим регистрации.

Также не требуется представлять документы или сведения:

– при перечислении (возврате) иностранной валюты в (с) депозит(а) нотариуса, суда, органа принудительного исполнения или органа уголовного преследования, если использование иностранной валюты в отношениях между должником и кредитором предусмотрено законодательством;

– изъятии, аресте, конфискации, обращении в доход государства иным способом иностранной валюты с последующим внесением на счет в банке Республики Беларусь;

– снятии (возврате) иностранной валюты при проведении оперативно-розыскных мероприятий и досудебного производства уполномоченными в соответствии с законодательными актами государственными органами и должностными лицами.

При внесении в установленном порядке физическим лицом – резидентом, не выступающим при проведении валютных операций в качестве индивидуального предпринимателя, наличной иностранной валюты на счет иного физического лица, при проведении безналичных переводов в иностранной валюте между физическими лицами физическое лицо – плательщик представляет банку информацию о валютной операции, раскрывающую предмет операции (предоставление (возврат) займа, дарение и др.) либо подтверждающую соответствие валютной операции между физическими лицами требованиям валютного законодательства. Данная информация указывается физическим лицом – плательщиком либо работником банка со слов физического лица – плательщика в поле «Назначение платежа» платежной инструкции, приходного кассового ордера и заверяется подписью физического лица – плательщика. Документы, подтверждающие заключение данных сделок, в банк не представляются. Физическое лицо, совершающее вышеуказанные операции, от имени иного физического лица на основании доверенности представляет в банк документ, удостоверяющий личность, а также доверенность.

Обратите внимание! Несмотря на то что перечень случаев, когда банк не требует документы (сведения), расширился, в любом случае придется представлять:

– документы, предусмотренные перечнем, установленным актом валютного законодательства (подп. 7.4 п. 7 Инструкции № 46);

– документ, удостоверяющий личность, при осуществлении физическим лицом платежа по любому банковскому переводу без открытия счета;

– документы, необходимые банку для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Отказ банка в проведении валютной операции

Перечень оснований для отказа в проведении валютной операции подвергся корректировке. Так, банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае получения от клиента платежного поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента (подп. 28.3 п. 28 Инструкции № 46).

Исключены следующие основания для отказа в проведении валютной операции:

– в случае намерения клиента снять наличную иностранную валюту со счета, режим функционирования которого не предусматривает совершение валютной операции;

– в случае снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций – нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством.

Уведомление Комитета государственного контроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства

С даты вступления в силу постановления № 612 банки обязаны уведомлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, в случае непредставления информации о платежах, предусмотренной п. 25 Инструкции № 46, не только по внешнеторговым, но и по внешнеэкономическим договорам.

 

Денис Сафаревич, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!