8 август 2017
Статья 13 из 22 ( Материал id: 994 Журнал id: 112489 )
Страница № 32

Изменение условий договора при изменении процедуры госзакупки

В связи с тем что 2 запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися (не подано ни одного предложения), заказчиком принято решение о переходе к процедуре закупки из одного источника.

Можно ли при проведении в таком случае процедуры закупки из одного источника изменить условия оплаты по договору (предоплата в размере 50 % стоимости поставляемого оборудования) по сравнению с теми, которые ранее предусматривались в ходе запросов ценовых предложений (оплата по факту поставки в течение 10 рабочих дней со дня подписания ТТН)?

Нет, такое изменение условий будет противоречить принципам Закона о госзакупках.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

 

В числе прочих принципами осуществления государственных закупок являются как возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, так и развитие добросовестной конкуренции, а также обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (ст. 4 Закона о госзакупках).

Отметим, что п. 15 Инструкции № 66 предусматривает возможность предварительной оплаты расходов (перечисление аванса) на закупку товаров (работ, услуг).

Документ:

Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 (далее – Инструкция № 66).

 

В то же время такая возможность – это право заказчика. Предусматриваемые проектом договора, который прилагается к запросу ценовых предложений, условия оплаты поставляемых товаров могут определяться как оплата товара после передачи его поставщиком покупателю (п. 1 ст. 456 ГК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

В ходе запроса ценовых предложений с учетом требований п. 4 ст. 49 Закона о госзакупках потенциальные поставщики в своих предложениях должны указать на свое согласие с условиями проекта договора, который приложен к запросу ценовых предложений.

Однако в ходе проведения запроса ценовых предложений потенциальные участники могут счесть условия оплаты поставки конкретного товара неприемлемыми и соответственно отказаться от возможности участвовать в процедуре государственной закупки.

В этих условиях рекомендуем заказчику проанализировать причины того, почему никто не принял участия в процедурах запроса ценовых предложений (например, изначально невысокая ориентировочная стоимость, установленная заказчиком).

Так, рекомендуем исследовать рынок на предмет наличия поставщиков, которые могут осуществить поставку конкретного товара на условиях, установленных заказчиком в запросе ценовых предложений, различия в стоимости закупаемого товара для заказчика с учетом его поставки с предоплатой или оплатой по факту. В таком случае стоимость товара может возрастать на сумму процентов кредита, поскольку поставщик вынужден включить в нее затраты на получение денежных средств, необходимых для закупки товара, например, у производителя, находящегося за рубежом, который не поставляет товар с последующей оплатой (необходима закупка сырья или комплектующих).

Если в ходе исследования конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника, будет установлено что по цене, сопоставимой с запланированной к расходованию заказчиком (ориентировочная стоимость предмета закупки), осуществляется поставка товара только на условиях предоплаты, заказчику целесообразно уточнить данное условие в запросе ценовых предложений и провести его повторно. Это необходимо, чтобы обеспечить возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и развитие добросовестной конкуренции, а также справедливое отношение к потенциальным поставщикам.

Иное действие заказчика будет противоречить названным выше принципам и в случае возможного спора, инициируемого заинтересованными поставщиками, может рассматриваться как нарушение запрета использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, установленного частью второй п. 1 ст. 9 ГК.

 

Александр Одинец, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!