IT-договоры: соглашение о неконкуренции
Статья продолжает цикл материалов о новых договорах в IT-сфере, введенных Декретом № 8. Автор раскрывает сущность и условия соглашения о неконкуренции.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8).
Проблема конкуренции кадров
Организация, нанимая на работу определенного специалиста, раскрывает перед ним достаточно большой объем информации о своей деятельности: то, как принимаются определенные решения, как строятся управленческие процессы, организуется логистика, решаются определенные задачи, в т.ч. с использованием ноу-хау компании. При этом нет гарантий, что в любой момент такой работник не решит либо перейти на работу к конкуренту, предложив ему в качестве дополнительной мотивации приема на определенную должность приобретенные у предыдущего нанимателя знания, либо самостоятельно заняться аналогичной деятельностью с использованием полученных сведений и умений. Нередки случаи, когда конкурирующая организация сама предпринимает попытки «переманить» к себе работника. В связи с этим в зарубежных странах уже давно применяются так называемые «соглашения о неконкуренции», распространяющие свое действие на тот период, когда между работником и организацией уже нет трудовых отношений.
Решение, предлагаемое Декретом № 8
Декрет № 8 предлагает юридическому лицу решать указанную проблему в 2 направлениях:
1) посредством заключения соглашения с работником, который может создать конкуренцию в силу обладания специальной информацией;
2) путем заключения с возможным конкурентом – юридическим лицом договора, предусматривающего обязанность выплатить определенную сумму в случае ухода такого работника.
Обратите внимание! В силу специфики Декрета № 8 сторонами таких соглашений могут быть только резиденты Парка высоких технологий (далее – ПВТ) и их работники.
Соглашение с работником
Организация – резидент ПВТ вправе заключить со своим работником соглашение, в соответствии с которым работник добровольно (за установленную соглашением компенсацию) принимает на себя обязательство в течение определенного таким соглашением срока не заключать трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с третьими лицами, являющимися конкурентами этого резидента ПВТ, а также обязуется не осуществлять самостоятельно конкурирующую предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не выступать учредителем (участником) организации, являющейся конкурентом этого резидента ПВТ, не выполнять функции ее руководителя, не выступать членом ее коллегиального органа управления (подп. 5.6 п. 5 Декрета № 8).
В настоящее время организация – владелец коммерческой тайны вправе заключить со своим работником обязательство о неразглашении коммерческой тайны (гражданско-правовой договор) (ст. 1 Закона № 16-З). Такой владелец вправе требовать от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне в результате случайности либо действий других лиц, которые не имели права предоставлять доступ к коммерческой тайне, соблюдения конфиденциальности этих сведений. Работники, получившие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и подписавшие обязательство о неразглашении коммерческой тайны, после прекращения трудового договора (контракта) с нанимателем обязаны соблюдать конфиденциальность таких сведений в течение срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо до момента отмены режима коммерческой тайны в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну, к которым работник имел доступ, если этот момент наступит ранее окончания срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 16-З).
Соглашение, заключаемое с работником согласно подп. 5.6 Декрета № 8, более существенно ограничивает права работника: не просто соблюдать конфиденциальность, а ни на каких условиях не устраиваться на работу к конкурентам, не заниматься конкурирующей деятельностью как ИП, не учреждать юридическое лицо – конкурента, не заниматься руководящей деятельностью у конкурента.
В достаточно узкой области цифровых технологий практически любая организация, в которую мог бы перейти работник резидента ПВТ, будет в той или иной мере конкурентом его первого работодателя. В связи с этим Декрет № 8 прямо подчеркивает, что заключаться такое соглашение может только добровольно. При этом для работника должна быть предусмотрена существенная компенсация: плата за соблюдение названного обязательства не может быть менее 1/3 среднемесячного заработка этого работника за последний год работы. Данное возмещение уплачивается за каждый месяц соблюдения такого обязательства после прекращения трудовых отношений (часть вторая подп. 5.6 п. 5 Декрета № 8).
Кроме того, действие такого обязательства дополнительно ограничивается:
• сроком действия обязательства (не может быть более 1 года после прекращения трудовых отношений между резидентом ПВТ и его работником);
• территорией действия обязательства;
• требованием указать конкретный вид деятельности, в отношении которого принимается обязательство.
Несмотря на то что Декрет № 8 предусматривает возможность установления ответственности за нарушение соглашения, в нем не указывается на его возможные размеры, виды и иные подобные условия.
Соглашение с возможным конкурентом – юридическим лицом
Организации, вступающие в договорные отношения с резидентами ПВТ, могут включать в договоры или заключать отдельные соглашения о возмещении убытков и (или) выплате неустойки при увольнении работника резидента ПВТ с последующим его переходом к его контрагенту или его аффилированному лицу (подп. 5.5 п. 5 Декрета № 8).
Важно! Указанные последствия наступают, только если такой переход работника был осуществлен в случае совершения стороной договора или ее аффилированным лицом действий, направленных на содействие, мотивирование или иное поощрение такого перехода.
Справочно:
понятие аффилированных лиц дано в ст. 56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах».
Вместе с тем рассматриваемое положение оставляет без разъяснения вопрос о том, как следует действовать при увольнении работника и переходе его к новому нанимателю в порядке перевода. В таком случае переход осуществляется по согласованию между нанимателями, однако остается открытым вопрос о том, отменяется ли в соответствующей части действие соглашения о возмещении убытков и (или) выплате неустойки при увольнении работника резидента ПВТ с последующим его переходом на работу к его контрагенту или его аффилированному лицу.
Полагаем, что во избежание возможных проблем следует при заключении такого соглашения о запрете перехода работников оговаривать вопрос перевода.
Также при заключении соглашения о неконкуренции (или включении соответствующего положения в договор) следует рассмотреть возможность ограничения срока действия вводимого ограничения. Очевидно, что в случае активного переманивания работника контрагентом прекращение трудового договора обычно осуществляется по инициативе сотрудника. Вместе с тем Декрет № 8 включает в сферу своего действия и случаи увольнения по инициативе нанимателя. При этом основания для такого увольнения могут быть совершено различными, в т.ч. в силу несоответствия занимаемой должности (недостаточное владение программированием и т.п.). В то же время его навыки и умения, связанные с иной сферой (перевод текстов на компьютерную тематику), могут быть востребованы в деятельности контрагента, что в теории могло бы послужить основанием для снятия установленного ограничения. Но, поскольку на практике обычно затруднительно определить, каковы истинные причины перехода работника к новому нанимателю и какие именно его навыки будут там использоваться, представляется, что действие данного механизма будет распространяться на все случаи и основания увольнения работников.
Рекомендация
Рекомендуем организациям направлять своим кадровым подразделениям (и аналогичным подразделениям аффилированных лиц) информацию о заключении соглашений о неконкуренции в отношении работников. В ином случае высока вероятность того, что положение рассматриваемых соглашений между контрагентами будет нарушено непреднамеренно.
Полагаем, что данный механизм может поспособствовать решению проблем утечки ценных кадров. В качестве примера можно привести ситуацию, когда отдельные компании вкладывают достаточно серьезные средства в привлечение молодых специалистов, их обучение, повышение их квалификации, после чего плодами их труда пользуются иные лица, предлагающие более привлекательные условия квалифицированным кадрам. В результате введения Декретом № 8 соглашения о неконкуренции у таких организаций появляется возможность определенным образом компенсировать эти и схожие убытки. Насколько это будет эффективно, судить сложно, но само наличие нормы будет иметь превентивное действие.
От редакции:
В следующих номерах журнала мы продолжим анализировать новые соглашения, введенные в законодательство Декретом № 8.
Надежда Шакель, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
161
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122