Инструкция по исполнительному производству изменена
19 мая 2018 г. вступило в силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.05.2018 № 98 (далее – постановление № 98), которым внесены изменения и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция № 67).
В статье проанализированы основные изменения в исполнительном производстве в связи со вступлением в силу постановления № 98.
Новые постановления судебного исполнителя
В число постановлений, предусмотренных п. 9 Инструкции № 67, которые уполномочен выносить судебный исполнитель, включены новые постановления:
– об изменении суммы взыскания;
– об установлении экономической нецелесообразности реализации имущества.
Формы данных постановлений установлены приложениями 3-1 и 34-1 соответственно, которыми постановление № 98 дополнило Инструкцию № 67.
При этом постановление об изменении суммы взыскания выносится при предъявлении к исполнению исполнительного документа, выданного по результатам рассмотрения заявления об индексации суммы либо постановления суда, органа, ведущего административный процесс, об изменении размера административного взыскания, для изменения суммы взыскания в рамках возбужденного исполнительного производства (часть шестая п. 31 Инструкции № 67).
Постановление об установлении экономической нецелесообразности реализации имущества является основанием для предоставления взыскателю права оставления за собой арестованного имущества должника (часть вторая п. 164 Инструкции № 67). Данная норма также определяет условия распределения данного имущества между несколькими взыскателями.
Постановление судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения подлежит исполнению со дня его вынесения. Тем самым закреплено, что указанные постановления подлежат исполнению независимо от возможности их обжалования (опротестования) (часть шестая п. 9 Инструкции № 67).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Отмена печатей
В новой редакции Инструкции № 67 нашла отражение норма подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7, согласно которой субъекты хозяйствования вправе не использовать печати.
Так, часть вторая п. 14 Инструкции № 67, в редакции постановления № 98, не содержит требования о наличии печати организации на доверенности, выдаваемой работникам для представления интересов данной организации в исполнительном производстве.
Заявление о возбуждении исполнительного производства также не заверяется печатью, если юридическое лицо ее не использует (часть вторая п. 35 Инструкции № 67).
Упразднено требование о заверении печатью отметки нанимателя о произведенных удержаниях на исполнительном документе, по которому взыскание произведено в полном объеме, при его возврате в суд, иной уполномоченный орган (уполномоченному лицу), выдавшие этот исполнительный документ (часть первая п. 91 Инструкции № 67).
Обратите внимание! К исполнению может быть предъявлен исполнительный документ в форме электронного документа с использованием информационных технологий.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Возбуждение исполнительного производства в отношении ИП
Постановление № 98 дополнило п. 35 Инструкции № 67 частью седьмой, согласно которой в случае предъявления в орган принудительного исполнения заявления (представления) о возбуждении исполнительного производства в отношении ИП после исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исполнительное производство подлежит возбуждению в отношении его как гражданина.
Следует отметить, что на практике вопрос о том, несет ли физическое лицо ответственность по обязательствам, принятым им на себя в качестве ИП, является спорным. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения (п. 2 ст. 22 ГК).
Таким образом, прекращение деятельности ИП осуществляется с соблюдением правил, установленных для ликвидации коммерческих организаций, если иное не предусмотрено законодательством или не вытекает из специфики деятельности гражданина в качестве ИП. Из этого можно сделать вывод, что прекращение деятельности ИП является основанием прекращения его обязательств по отношению к кредиторам, и кредитор не вправе предъявлять соответствующие требования к физическому лицу, ранее являвшемуся ИП. Удовлетворение требований кредиторов ИП, прекращающего деятельность, осуществляется в порядке, установленном законодательством о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов они погашаются в соответствии с п. 6 ст. 60 ГК.
Такого вывода придерживаются не все субъекты правоприменительной практики. Некоторые из них полагают, что прекращение деятельности ИП не влечет прекращения его обязательств, и он несет ответственность по ним уже как физическое лицо. Отсутствие единства мнений по рассматриваемому вопросу связано с тем, что в законодательных актах он прямо не разрешен. Тем не менее появление в п. 35 Инструкции № 67 части седьмой служит аргументом в пользу возложения на физическое лицо ответственности по обязательствам, принятым им на себя в качестве ИП.
Подача заявления о возбуждении исполнительного производства по нескольким исполнительным документам
Постановление № 98 дополнило п. 36 Инструкции № 67 частью второй, которая установила требование о необходимости подачи отдельного заявления о возбуждении исполнительного производства по каждому исполнительному документу. Таким образом, при наличии у взыскателя нескольких исполнительных документов, в т.ч. в отношении одного должника, исполнительное производство по ним не может быть возбуждено на основании одного заявления. Для возбуждения исполнительного производства по каждому из таких исполнительных документов необходимо оформить отдельные заявления в количестве, соответствующем количеству исполнительных документов.
Один должник – один судебный исполнитель
Пункт 43 Инструкции № 67 дополнен частью третьей, которая устанавливает принцип исполнения исполнительных документов в отношении одного должника одним судебным исполнителем. Согласно данной норме, если при поступлении в орган принудительного исполнения документов для возбуждения исполнительного производства согласно сведениям автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения установлено, что на исполнении в другом органе принудительного исполнения находится исполнительное производство в отношении этого же должника, судебный исполнитель направляет поступившие документы в соответствующий орган принудительного исполнения, о чем уведомляет взыскателя.
Место совершения исполнительных действий
Постановление № 98 внесло изменения в п. 44 Инструкции № 67 в отношении определения места совершения исполнительных действий. Так, совершение исполнительных действий в отношении должника – ИП стало возможным не только по месту его жительства (пребывания) или нахождения его имущества, но и по месту осуществления им хозяйственной деятельности.
В отношении должника – юридического лица совершение исполнительных действий стало возможным не только по месту осуществления им хозяйственной деятельности или нахождения его имущества, но и по месту его нахождения (юридическому адресу).
Порядок применения мер по обеспечению исполнения исполнительного документа
Постановление привнесло ряд изменений в порядок применения мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Так, часть вторая п. 51 Инструкции № 67 дополнена предложением, согласно которому о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть заявлено только в отдельном ходатайстве взыскателя, поданном после возбуждения исполнительного производства. Таким образом, ходатайство о применении указанной меры не может быть изложено в заявлении о возбуждении исполнительного производства. Такое ходатайство должно быть изложено в форме отдельного письменного заявления, которое может быть подано только после вынесения судебным исполнителем заявления о возбуждении исполнительного производства.
Также постановление № 98 дополнило п. 51 Инструкции № 67 частью четвертой, установив частный случай недостаточной обоснованности причин принятия мер по обеспечению исполнительного производства, которая является основанием отказа в принятии таких мер на основании абзаца второго части второй ст. 61 Закона об исполнительном производстве. Данный частный случай заключается в том, что меры, указанные в ходатайстве, были приняты в рамках ранее возбужденных исполнительных производств в отношении этого должника.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).
Совершение исполнительных действий
Изъятие материалов и (или) документов, необходимых для исполнения исполнительного документа, осуществляется по акту согласно приложению 65 к Инструкции № 67 либо о таком изъятии указывается в ином акте, составляемом судебным исполнителем при совершении исполнительных действий (абзац четвертый п. 57 Инструкции № 67, в редакции постановления № 98).
Взыскание денежных средств в иностранной валюте
Пункт 65 Инструкции № 67 дополнен частью третьей. Она установила порядок исчисления суммы задолженности, если в исполнительном документе такая задолженность выражена в иностранной валюте. Согласно данной норме при наличии письменного заявления взыскателя денежные средства перечисляются ему в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день перечисления, если иное не установлено исполнительным документом или актом законодательства. Принудительный сбор взыскивается (удерживается) в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Также п. 104 Инструкции № 67 дополнен частью второй, определившей порядок отражения в акте ареста имущества стоимости данного имущества при ее указании в иностранной валюте в документах, являющихся основанием для установления стоимости имущества. В этом случае судебный исполнитель в акте ареста имущества его стоимость указывает в белорусских рублях эквивалентно стоимости в валюте, исходя из курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день ареста имущества.
Удержания из зарплаты работника по исполнительному документу
Постановление № 98 принесло в Инструкцию № 67 ряд изменений, на которые следует обратить внимание нанимателю при осуществлении удержаний из заработной платы работника по исполнительному документу.
Прежде всего изменения коснулись очередности удержаний при наличии у нанимателя нескольких исполнительных документов в отношении одного работника. Ранее п. 84 Инструкции № 67 было установлено, что удержания производятся нанимателем в соответствии с очередностью, определенной частями первой и второй ст. 122 Закона об исполнительном производстве, а требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом календарной даты поступления исполнительного документа нанимателю. Таким образом, для всех четырех очередей, определенных частью первой ст. 122 Закона об исполнительном производстве, при удержаниях по исполнительным документам в пределах одной очереди был установлен принцип поочередного удержания по исполнительным документам в зависимости от дат их поступления нанимателю. Данный принцип заменен на принцип пропорционального распределения указанных сумм для требований первой очереди.
Согласно новой редакции п. 84 Инструкции № 67 при поступлении к нанимателю нескольких исполнительных документов в пределах первой очереди удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся нанимателем пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
Для распределения взыскиваемых сумм в пределах второй, третьей и четвертой очередей в Инструкции № 67 сохраняется принцип удержания с учетом календарной даты поступления исполнительного документа нанимателю.
Установлено также, что при поступлении исполнительных документов нанимателю в один день удержания производятся с учетом даты выдачи исполнительного документа.
Изменения коснулись срока представления судебному исполнителю информации о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств по исполнительному документу. Ранее указанная информация подлежала представлению нанимателем не реже одного раза в квартал по всем исполнительным документам. Часть вторая п. 90 Инструкции № 67, в редакции постановления № 98, определила специальный срок представления информации по исполнительным документам о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, который составляет не реже одного раза в месяц.
Новая редакция п. 283 Инструкции № 67 определяет способы направления нанимателем судебному исполнителю обратного уведомления о принятии исполнительного документа к исполнению. Такое уведомление может быть направлено по почте, посредством факсимильной связи, с использованием информационных технологий. Также принятие исполнительного документа к исполнению может подтверждаться документами, составленными в результате телефонного разговора с нанимателем.
Реализация арестованного имущества
Частью первой п. 113 Инструкции № 67 в новой редакции расширен перечень расходов, сопоставляемых со стоимостью имущества с целью определения экономической нецелесообразности его реализации. Помимо расходов на оценку и реализацию имущества, в перечень указанных расходов включены также расходы на его изъятие, хранение и перевозку. Часть вторая новой редакции п. 113 Инструкции № 67 содержит измененный перечень имущества, реализация которого осуществляется с торгов (электронных торгов). Ранее к такому имуществу относилось имущество стоимостью 1 000 базовых величин и более. В настоящее время часть вторая п. 113 Инструкции № 67 определяет, что недвижимое имущество и транспортные средства подлежат реализации на торгах (электронных торгах), независимо от их стоимости.
Постановление № 98 дополнило п. 116 Инструкции № 67 частью четвертой, которая устанавливает зависимость максимального размера вознаграждения, выплачиваемого организациям за реализацию имущества, от стоимости реализованного имущества (позиции, лота).
Оставление арестованного имущества за взыскателем
Часть третья п. 167 Инструкции № 67 закрепила право судебного исполнителя устанавливать срок, в течение которого взыскатели должны представить письменный ответ на предложение оставить арестованное имущество должника за собой в счет погашения задолженности.
Часть первая п. 169 Инструкции № 67 закрепила, что постановление судебного исполнителя о приводе должника направляется сторонам исполнительного производства и в орган внутренних дел.
Принудительный сбор
Постановление № 98 дополнило п. 182 Инструкции № 67 частью второй. Она определила порядок исчисления принудительного сбора по исполнительному документу о взыскании периодических платежей. Согласно данной норме в этом случае принудительный сбор взыскивается (удерживается) с должника от суммы неоплаченной задолженности по уплате периодических платежей за предыдущие периоды.
Распределение взысканных сумм
Частью третьей п. 187 Инструкции № 67 установлены последствия отсутствия возможности у судебного исполнителя перечислить (выдать) взыскателю взысканные с должника денежные средства. Из данной нормы следует, что под отсутствием указанной возможности надо понимать, в частности, непредставление взыскателем реквизитов для перечисления денежных средств при условии его надлежащего уведомления судебным исполнителем о необходимости их предоставления.
Определен срок представления взыскателем реквизитов, который составляет 1 месяц со дня указанного уведомления. Исходя из рассматриваемой нормы отсутствие возможности перечислить (выдать) взыскателю взысканные с должника денежные средства вследствие непредставления им реквизитов для перечисления денежных средств является частным случаем препятствования взыскателем своими действиями (бездействием) исполнению исполнительного документа и влечет его возвращение взыскателю. Взысканные с должника денежные средства распределяются между другими взыскателями в порядке, установленном ст. 122 Закона об исполнительном производстве, а при отсутствии иных взыскателей – перечисляются (выдаются) должнику. До вступления в силу постановления № 98 возврат денежных средств должнику был единственным предусмотренным Инструкцией № 67 последствием отсутствия у судебного исполнителя возможности перечислить (выдать) денежные средства взыскателю.
Пунктом 188 Инструкции, в редакции постановления № 98, определено, что денежные средства распределяются в соответствии с установленной ст. 122 Закона об исполнительном производстве очередностью удовлетворения требований взыскателей, в т.ч. взыскателю по исполнительному производству, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа по которому не истек.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее –Закон о хозобществах).
Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности
Новая редакция п. 198 Инструкции № 67 определила срок представления взыскателем судебному исполнителю письменного подтверждения обращения в суд с требованием о выделении доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания. Такой срок составляет 1 месяц со дня получения взыскателем уведомления судебного исполнителя о праве обратиться в суд.
Постановлением № 98 изменен порядок обращения взыскания на долю должника в уставном фонде общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Часть третья п. 200 Инструкции № 67, в редакции постановления № 98, предусматривает более длительный срок реализации взыскателем права на обращение в суд с требованием обратить взыскание на долю (часть доли) должника в уставном фонде общества. Он составляет 3 месяца со дня получения взыскателем уведомления судебного исполнителя о таком праве. Ранее указанный срок был равен 1 месяцу.
Основаниями возвращения исполнительного документа взыскателю являются (п. 201 Инструкции № 67):
1) непредставление судебному исполнителю по истечении 3 месяцев со дня получения взыскателем указанного выше уведомления о праве на обращение в суд письменного подтверждения такого обращения;
2) непредъявление взыскателем по истечении месяца со дня вынесения соответствующего судебного решения требования обществу согласно ст. 104 Закона о хозобществах.
Взыскание алиментов
Новая редакция п. 208 Инструкции № 67 не предусматривает ранее содержавшихся в данной норме ограничений по расчету задолженности по алиментам. Так, до вступления в силу постановления № 98 расчет задолженности по алиментам мог быть произведен до дня возбуждения исполнительного производства, если удержание алиментов не производилось по причинам, признанным судебным исполнителем уважительными. В частности, к числу уважительных причин не относился возврат исполнительного документа взыскателю по его заявлению. Если до возбуждения исполнительного производства такой возврат имел место, удержание алиментов могло быть произведено только со дня возбуждения исполнительного производства. Постановлением № 98 указанные ограничения из п. 208 Инструкции № 67 исключены. Теперь задолженность по алиментам может быть рассчитана до дня возбуждения исполнительного производства в пределах 3-летнего срока по ходатайству взыскателя независимо от причин, по которым в течение данного 3-летнего срока алименты не удерживались.
Взыскание сумм в доход государства
Абзацем вторым п. 253 Инструкции № 67, в редакции постановления № 98, предусмотрены способы заверения должником копии документа, подтверждающего совершение платежа. Физическое лицо или индивидуальный предприниматель заверяет указанную копию путем проставления подписи с фамилией и инициалами, а юридическое лицо –подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами.
Елена Гадлевская, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
158
-
150
-
131
-
130
-
126
-
121