1 январь 2017
Статья 7 из 24 ( Материал id: 733 Журнал id: 106702 )
Страница № 23

Договорные обязательства не оплачены из средств бюджета: какие санкции?

Ситуация

Между государственной организацией (заказчиком) и строительной организацией (подрядчиком) заключены договоры строительного подряда по капитальному ремонту трех объектов жилищного фонда. Источником финансирования двух из них являются средства местного бюджета, третий объект финансируется за счет средств бюджета не более чем 60 %. Заказчик надлежащим образом передал в казначейство платежные поручения для оплаты фактически выполненных подрядчиком работ из бюджетных средств, как это и предусмотрено договорами. Однако по не зависящим от заказчика причинам платежные поручения не были оплачены в соответствии с условиями, содержащимися в договорах.

Вины заказчика в неоплате нет, однако подрядчик именно ему выставил требование об оплате неустойки за просрочку обязательства и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Правомерно ли такое взыскание?

Неустойка: кто платит?

Взыскание неустойки в данном случае является правомерным.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 ГК). Соответственно оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законодательством и договором строительного подряда (п. 1 ст. 701 ГК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 55 Правил № 1450).

Документ:

Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).

 

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения подлежит уплате неустойка (штраф, пеня), которой признается определенная законодательством или договором денежная сумма (п. 1 ст. 311 ГК).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, несет ответственность заказчик. Он же уплачивает неустойку (пеню) подрядчику за несвоевременное проведение расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке строительные работы. Нормой п. 84 Правил № 1450 такая неустойка определена в размере 0,2 % неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа, но не более размера этой суммы, если иное не определено договором.

Как видим, закон прямо указывает на ответственность стороны договора за неоплату обязательств, а не третьего лица, которое должно было перечислить деньги. Соответственно в рассматриваемом случае требование к заказчику об уплате договорной неустойки вполне правомерно.

 

Важно

Как следует из судебной практики, недофинансирование из бюджета не препятствует взысканию с заказчика пени за несвоевременную оплату работ, если иное не установлено договором, но факт несвоевременного и (или) неполного финансирования заказчика за счет средств бюджета может учитываться как дополнительный критерий для применения судом положений ст. 314 ГК при наличии перечисленных в ней оснований для уменьшения неустойки.

Справочно:

обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 290 ГК).

Проценты по 366 ГК: обосновано ли требование?

Применительно ко взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами следует сказать, что они по общему правилу могут быть взысканы наряду с договорной неустойкой. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется ставкой рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора, исходя из ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь на день вынесения решения (ст. 366 ГК).

Справочно:

с 17 августа 2016 г. ставка рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь установлена в размере 18 % годовых (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.08.2016 № 427).

 

Вместе с тем, основываясь на положениях части третьей п. 7 постановления Пленума ВХС № 1, можно констатировать, что в рассматриваемой ситуации проценты, предусмотренные ст. 366 ГК, не подлежат взысканию по причине отсутствия либо недостаточности финансирования бюджетных учреждений по определенным статьям расходов (капитальный ремонт, реконструкция зданий и др.). Учреждением считается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК). Поэтому если в нашей ситуации заказчик является государственным учреждением, то проценты за пользование чужими денежными средствами с него не могут быть взысканы.

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» (далее – постановление Пленума ВХС № 1).

 

Если же он является, например, унитарным предприятием, имеющим коммунальную форму собственности, то этот факт не свидетельствует о том, что оно является бюджетным учреждением, и не освобождает заказчика строительства от уплаты процентов на основании ст. 366 ГК.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть взысканы только в том случае, если заказчиком капитального ремонта является бюджетное учреждение и отсутствовал факт противоправного распоряжения денежными средствами, поступившими в реальное распоряжение бюджетного учреждения.

 

Максим Слепич,

старший юрист ООО «Арцингер и партнеры»

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!