8 ноябрь 2014
Статья 6 из 24 ( Материал id: 133 Журнал id: 105889 )
Страница № 19

Cлужебное произведение: как соотносятся права работника и обязанности нанимателя

Ав­тор­ское пра­во на про­из­ве­де­ние воз­ни­ка­ет в мо­мент его соз­да­ния без вы­пол­не­ния ка­ких-ли­бо фор­маль­но­стей и рас­про­стра­ня­ет­ся на про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том твор­че­ской дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­ин­ст­ва и спо­со­ба вы­ра­же­ния про­из­ве­де­ний (ст. 8 За­ко­на об ав­тор­ском пра­ве). Осо­бым пра­во­вым ста­ту­сом сре­ди объ­ек­тов ав­тор­ско­го пра­ва об­ла­да­ют так на­зы­вае­мые слу­жеб­ные про­из­ве­де­ния. Рас­смот­рим под­роб­нее пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон при соз­да­нии и ис­поль­зо­ва­нии слу­жеб­но­го про­из­ве­де­ния и воз­мож­ные спор­ные си­туа­ции, воз­ни­каю­щие в дан­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях.

Что такое служебное произведение?

Любое произведение может быть создано автором самостоятельно или в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Если произведение науки, литературы, искусства (полностью или его часть, имеющая самостоятельное значение) создано автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором, то такое произведение считается служебным (ст. 4 Закона об авторском праве). Режим распределения авторских прав на такое произведение несколько иной, чем на обычный объект авторского права.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

В качестве служебных произведений чаще всего создаются:

– литературные произведения – статьи, рассказы, стихи и т.д.;

 – драматические и сценарные произведения – пьесы, спектакли, мюзиклы и т.д.;

 – хореографические произведения – балеты, танцевальные постановки, пантомимы и т.д.;

 – компьютерные программы, сайты, базы данных и др.;

 – аудиовизуальные произведения – художественные и документальные кинофильмы, теле- и видеофильмы и др.;

 – произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.

Как видим, в качестве служебных создаются произведения, приносящие доход инициатору их создания, т.е. организации, в которой работает автор такого произведения. Естественно, возникают споры на тему, кому именно принадлежат авторские и имущественные права на них – непосредственному создателю или все-таки организации?

Основания признания произведения служебным

Законодательство выделяет 2 основания для признания произведения служебным:

– создание произведения автором в результате выполнения задания нанимателя;

– создание произведения при выполнении автором обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Однако, учитывая положения ст. 20 ТК, единственным основанием для признания произведения служебным может являться то, что его создание входит в трудовую функцию его автора, которая определяется трудовым договором (функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Выполнение же задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не является основанием для признания произведения служебным.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Справочно:

наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК).

Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (контрактом), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное.

Пример 1

Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, сам придумал концепцию нового спектакля, написал сценарий и поставил этот спектакль. В данном случае это произведение будет служебным, так как из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, вытекает, что основными трудовыми обязанностями режиссера-постановщика является в т.ч. и постановка новых спектаклей.

Однако не только наличие трудовых отношений между создателем произведения и организацией, в которой он работает, автоматически делает произведение служебным. Необходимо также, чтобы создание подобных произведений входило в трудовые функции или должностные обязанности работника.

Пример 2

Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время на рабочем месте и с использованием служебного компьютера придумал сценарий для театральной студии, в которой работала его дочь, и передал исключительное право на него этой студии, получив гонорар. Узнав об этом, работодатель (дворец культуры) стал оспаривать исключительные права на сценарий. В данной ситуации, поскольку в трудовые обязанности главного бухгалтера не входило создание произведений, сценарий не может быть признан служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него.

Следовательно, для служебного произведения необходимо, чтобы, во-первых, работник – создатель произведения и организация были связаны трудовыми отношениями и, во-вторых, создание объектов интеллектуальной собственности входило в трудовые обязанности работника.

Доказательством служебного характера произведения являются документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), и документы, определяющие трудовую функцию автора (трудовой договор, должностная инструкция, функциональные обязанности и т.п.).

Как распределяются исключительные права

По оценкам специалистов, более половины всех охраняемых авторским правом произведений являются служебными. В связи с их созданием обычно возникают вопросы: кто считается автором такого произведения и как правильно распределяются права на произведение между работником-автором и нанимателем-правообладателем. Другими словами, спор идет об исключительном праве.

Обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности, в т.ч. и на служебное произведение, принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта по своему усмотрению в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 983 ГК). Это исключительное право является имущественным, т.е. имеет денежную оценку.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

оценка служебного произведения осуществляется на основе Методических рекомендаций по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, утвержденных приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 06.01.2011 № 3.

По общему правилу авторское право на служебное произведение принадлежит его автору (п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве). Вместе с тем исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором (часть первая п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве). При этом переход к нанимателю исключительного права на служебное произведение не зависит от того, уведомил ли его работник о создании такого произведения или нет.

Трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное, например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения.

Права автора и обязанности нанимателя

На что же вправе рассчитывать автор служебного произведения и какие обязанности несет наниматель?

1. Среди личных неимущественных прав автору неизменно принадлежит право авторства. Возможность использования иных личных неимущественных прав автором ограничена.

Автор не может воспользоваться личным неимущественным правом на обнародование, а также не может осуществить право на отзыв (п. 4 ст. 17 Закона об авторском праве). Пункт 5 ст. 17 Закона об авторском праве закрепляет право на имя за нанимателем, лишая тем самым этого права автора, и указывает, что наниматель имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование или требовать их указания. Кроме того, наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, при этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором (п. 6 ст. 17 Закона об авторском праве). Это означает, что право на неприкосновенность у автора также отсутствует.

2. Автор служебного произведения либо его наследники могут рассчитывать на получение вознаграждения в том случае, если это предусмотрено договором с нанимателем, т.е. автору не гарантируется получение вознаграждения, а только предоставляется такая возможность на усмотрение нанимателя. Размер вознаграждения, выплачиваемого автору за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров (п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве).

Справочно:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2011 № 1610 «О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждений за отдельные работы, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2013 № 1095 «Об утверждении Положения о порядке выплаты автору и его наследникам отчислений в случае публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых».

Важное исключение. Государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых государство может принимать решения, организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность и являющиеся обладателями исключительных прав на произведения науки, 40 % средств, полученных по договорам, предусматривающим передачу имущественных прав на эти произведения, оставшихся в распоряжении названных организаций после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, направляют на выплату вознаграждений авторам служебных произведений науки (Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 N 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности»). Данная норма отменяет правила ст. 17 Закона об авторском праве и исключает возможность нанимателя и автора определить иной размер авторского вознаграждения. Следует, однако, отметить узкую сферу применения указанной нормы: ограниченный субъектный состав (государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых государство может определять принимаемые решения, организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность и являющиеся обладателями исключительных прав на произведения науки), ограничения по объекту (служебные произведения науки), ограничение возможности выплаты вознаграждения (вознаграждение выплачивается только при получении дохода от передачи имущественных прав на произведения третьим лицам).

3. Если наниматель в течение 5 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование или не передаст исключительное право другому лицу, это право переходит к автору, если договором между нанимателем и автором не установлено иное.

Обратите внимание!

Указанная норма имеет диспозитивный характер и позволяет на уровне соглашения работника и нанимателя устанавливать как более продолжительный, так и более короткий срок, а также исключить возможность возврата исключительного права к автору в связи с неиспользованием произведения.

4. В случае ликвидации юридического лица – нанимателя, а также в случае смерти физического лица – нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение будет возвращено автору или перейдет к его наследникам.

Обратите внимание!

Заключение авторского договора между нанимателем и автором служебного произведения не требуется, так как автор служебного произведения не является правообладателем в отношении данного произведения ввиду перехода исключительных прав на произведение в момент его создания нанимателю. В данной ситуации наниматель является правообладателем в отношении служебного произведения, и все иные лица, включая автора, могут использовать данное произведение только в случае заключения с ним лицензионного договора, условия и форма которого определены ст. 44 Закона об авторском праве.

Важное исключение. Если трудовой договор, заключенный между нанимателем и работником, содержит условие о том, что исключительное право на служебное произведение не переходит к нанимателю, наниматель для использования этого произведения должен заключить с работником авторский договор, так как в данной ситуации именно работник остается правообладателем в отношении указанного произведения.

Отступление от общих правил распределения прав

Презумпция перехода исключительного права на служебное произведение нанимателю может быть изменена путем заключения соглашения между нанимателем и автором произведения и внесения в него соответствующих условий.

Рекомендуем следующие варианты таких условий:

– «Автор получает исключительное право на служебное произведение в полном объеме с момента создания этого произведения».

Такое условие отменяет переход исключительного права на произведение нанимателю и сохраняет авторское право на служебное произведение в полном объеме за автором. В этом случае нанимателю необходимо заключить авторский договор с работником;

«С момента создания служебного произведения Наниматель получает следующие права: …(далее следует перечислить, какие конкретно права передаются нанимателю)».

Такое условие обеспечит переход ограниченного объема исключительных прав нанимателю, сохранив за автором основные права. Критериями для ограничения могут быть, например, способы использования произведения, территория или срок использования произведения.

Соавторство на служебное произведение

Теоретически возможна ситуация, когда в создании служебного произведения принимают участие лица, не состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, а соавторство имеет характер нераздельного. Исходя из норм Закона об авторском праве можно сделать вывод о том, что в этой ситуации возникает совместное обладание исключительным правом на служебное произведение.

В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь решение данной проблемы не предусмотрено.

В науке гражданского права подобную ситуацию предлагается решать путем закрепления возможности отказа нанимателя от служебного объекта, созданного в соавторстве с лицом, не состоящим в трудовых отношениях с работодателем, а также путем закрепления исключительного права на служебное произведение за нанимателем с выплатой компенсации соавторам, не состоящим с ним в трудовых отношениях. При этом в отношении такого соавтора должна быть закреплена обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о факте создания произведения и его содержании, а также ответственность за разглашение данной информации*.

Рекомендуем в данной ситуации воспользоваться конструкцией, предлагаемой учеными, так как практика пока не предлагает универсальных решений.

Елена Иванова, юрист

 

 


* Габоян, Е.П. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов авторского и патентного права: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е.П. Габоян; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т государства и права Рос. акад. наук. – М., 2011. – 24 с.

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!