Что нам несет изменение законодательства о рынке ценных бумаг? (Окончание)
Мы продолжаем подробно разбирать изменения, которые вносит в оборот ценных бумаг Закон № 231-З, вступающий в силу 11 июля 2015 г., а также даем рекомендации субъектам хозяйствования, работающим с ценными бумагами, как к этим изменениям подготовиться.
(Окончание. Начало см.: «Я – юрисконсульт организации». – 2015. – № 4. – С. 8–15.)
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 231-З).
Что изменится в порядке обращения эмиссионных ценных бумаг
Под обращением эмиссионных ценных бумаг понимается совершение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав на эмиссионные ценные бумаги от их первого или каждого последующего владельца к другому лицу (ст. 1 Закона № 231-З). Сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться на организованном либо неорганизованном рынках (часть первая ст. 24 Закона № 231-З). Здесь важно обратить внимание на то, что с момента вступления Закона № 231-З в силу профессиональные участники рынка ценных бумаг (дилеры, брокеры, доверительные управляющие) будут осуществлять куплю-продажу эмиссионных ценных бумаг между собой только на организованном рынке (ст. 26 Закона № 231-З).
Отличия сделок на организованном и неорганизованном рынках заключаются в следующем: на организованном рынке сделки оформляются протоколом о результатах торгов, содержащим информацию, определяемую организатором торговли ценными бумагами (часть вторая ст. 24 Закона № 231-З), а на неорганизованном рынке – совершаются в простой письменной форме путем заключения договора, существенные условия которого определены частью третьей ст. 24 Закона № 231-З.
Обратите внимание!
Сделки с эмиссионными ценными бумагами, совершаемые на неорганизованном рынке, подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием*. Несоблюдение указанного требования о регистрации сделки влечет ее недействительность (часть пятая ст. 24 Закона № 231-З).
Сделки с эмиссионными ценными бумагами, совершенные с нарушением требований законодательства о ценных бумагах или о хозяйственных обществах, являются ничтожными (часть девятая ст. 24 Закона № 231-З).
Кроме того, Закон № 231-З установил, что размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов могут осуществляться только на организованном рынке. Основания приостановления их размещения на территории Республики Беларусь закреплены в ст. 27 Закона № 231-З.
Справочно:
организованный рынок – это все действия, связанные с совершением сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи (абз. 24 части первой ст. 1 Закона № 231-З). Неорганизованным рынком соответственно считается вся деятельность по совершению сделок с ценными бумагами вне торговой системы организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи (абз. 21 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Что считается профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам
Закон № 231-З устанавливает только общие требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (ст. 28 Закона № 231-З). Рассмотрим, какие лица смогут заниматься профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам после вступления Закона № 231-З в силу.
Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам – предпринимательская деятельность по совершению сделок с ценными бумагами (в т.ч. с производными ценными бумагами), эмитированными (выданными) третьими лицами, по осуществлению посреднических операций с ценными бумагами (в т.ч. с производными ценными бумагами) в интересах клиента в целях получения дохода (за исключением сделок, совершенных в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда, в т.ч. профессиональными участниками рынка ценных бумаг), по осуществлению работ и услуг, связанных с такими сделками и (или) с реализацией прав, удостоверенных ценными бумагами, а также по осуществлению депозитарной, клиринговой деятельности и деятельности по организации торговли ценными бумагами (абз. 30 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Профессиональный участник рынка ценных бумаг – юридическое лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам (абз. 31 части первой ст. 1 Закона № 231-З). Таким образом, из буквального толкования положений Закона № 231-З следует, что в качестве профессионального участника может выступать только юридическое лицо.
Обратите внимание!
Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам для обычного субъекта хозяйствования должна быть исключительной. Данное требование не распространяется на банки, небанковские кредитно-финансовые организации и фондовые биржи.
Обязательным условием для допуска к осуществлению профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам является получение соответствующего специального разрешения, порядок получения которого в настоящее время регулирует гл. 39 Положения о лицензировании.
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании).
Специальное разрешение (лицензия) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам может быть выдано на выполнение одновременно нескольких видов работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, с учетом ограничений, установленных Законом № 231-З и иными законодательными актами Республики Беларусь (ст. 29 Закона № 231-З).
Закон № 231-З устанавливает работы и услуги, составляющие профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также, что для нас не менее важно, – то, что к таковой не относится. Не является профессиональной деятельностью по ценным бумагам, в частности, приобретение ценных бумаг в целях получения дохода в виде процента и (или) дисконта либо дивиденда; покупка и продажа юридическими лицами, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ценных бумаг при посредничестве профессионального участника рынка ценных бумаг (в соответствии с договором поручения, комиссии или доверительного управления); эмиссия юридическими лицами эмиссионных ценных бумаг и др. (ст. 30 Закона № 231-З).
Действия в рамках осуществления работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, вправе совершать только работник профессионального участника рынка ценных бумаг, состоящий с ним в трудовых отношениях и имеющий квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг (часть четвертая ст. 30 Закона № 231-З).
Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам включает следующие виды работ и услуг:
1) брокерскую деятельность – совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента либо от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров поручения или комиссии с клиентом. При этом указанные сделки с ценными бумагами в торговой системе фондовой биржи профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, вправе совершать только на основании договоров комиссии;
2) дилерскую деятельность – совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с правом одновременной покупки и продажи ценных бумаг, в т.ч. на условиях публичной оферты, с обязательством купить эти ценные бумаги по цене, ранее заявленной им в публичной оферте;
3) деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – деятельность, осуществляемая профессиональным участником рынка ценных бумаг от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока с переданными ему в доверительное управление и принадлежащими другому лицу (вверителю): ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для приобретения ценных бумаг в целях последующего доверительного управления этими ценными бумагами; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе доверительного управления этими ценными бумагами;
Справочно:
виды доверительного управления ценными бумагами:
– полное доверительное управление – управляющий совершает юридические и фактические действия с ценными бумагами самостоятельно в соответствии с условиями договора с последующим обязательным уведомлением вверителя о каждом совершенном действии;
– доверительное управление по согласованию – каждое юридическое и фактическое действие с ценными бумагами управляющий совершает только после письменного согласования с вверителем;
– доверительное управление по приказу – каждое юридическое и фактическое действие совершаются управляющим на основании распоряжения исключительно по указанию вверителя.
4) клиринговую деятельность – деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по определению обязательств и требований по сделкам купли-продажи ценных бумаг (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами, подготовка расчетных документов по ним) для обеспечения расчетов по передаче ценных бумаг и денежных средств (ее вправе осуществлять банки, небанковские кредитно-финансовые организации и организаторы торговли ценными бумагами);
Важно!
До принятия Закона № 231-З клиринговая деятельность на законодательном уровне урегулирована не была.
5) депозитарную деятельность – деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по оказанию услуг по учету ценных бумаг, прав на них и обременений (ограничений) этих прав путем ведения системы записей о депоненте и ценных бумагах, хранению документарных ценных бумаг, а также по осуществлению переводов (списание, зачисление) ценных бумаг по счетам «депо» (ст. 35 Закона № 231-З). Депозитарная деятельность осуществляется в отношении акций, облигаций, государственных облигаций, бездокументарных закладных (част первая ст. 42 Закона № 231-З).
Учет прав на ценные бумаги, эмитентом которых является юридическое лицо Республики Беларусь, за исключением акций, находящихся в собственности Республики Беларусь, в т.ч. в хозяйственном ведении республиканских унитарных предприятий, или ее административно-территориальных единиц, в т.ч. в хозяйственном ведении коммунальных унитарных предприятий, и облигаций, эмиссия и размещение которых осуществляются за пределами Республики Беларусь, осуществляется депозитариями (депозитариями-нерезидентами), установившими корреспондентские отношения с центральным депозитарием (част вторая ст. 42 Закона № 231-З), функции которого в настоящее время выполняет Республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг»;
6) деятельность по организации торговли ценными бумагами – деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по предоставлению услуг, способствующих совершению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, юридическими лицами – нерезидентами, имеющими право осуществлять профессиональную деятельность по ценным бумагам в соответствии с иностранным правом, и (или) при их посредничестве путем организации и проведения торгов ценными бумагами по правилам, установленным организатором торговли ценными бумагами.
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг
Совершенно новым для нас явлением считаем введение института саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, под которой понимается некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза), основанная на членстве и объединяющая профессиональных участников рынка ценных бумаг на добровольной основе (абз. 37 части первой ст. 1 Закона № 231-З). Такая организация создается на добровольной основе в целях координации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечения и защиты их интересов, обеспечения соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации.
Пока Закон № 231-З не предусматривает для профессиональных участников рынка ценных бумаг обязательного участия в саморегулируемых организациях как условия допуска к осуществлению профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Вместе с тем в некоторых государствах такое требование установлено, в связи с чем не исключено, что со временем будет введено и в Республике Беларусь.
Справочно:
планом подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1, предусматривалась подготовка концепции отдельного Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», но до настоящего времени он не разработан.
Информация на рынке ценных бумаг
Такая информация разделяется на общедоступную (распространение и (или) предоставление которой не ограничено законодательством) и конфиденциальную, которая, в свою очередь, подразделяется на инсайдерскую и закрытую (части первая и вторая ст. 54 Закона № 231-З).
Инсайдерской информацией на рынке ценных бумаг признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и эмитированных им эмиссионных ценных бумагах, за исключением Минфина, Нацбанка, местных исполнительных и распорядительных органов и эмитированных ими эмиссионных ценных бумаг, а также информация, указанная в части восьмой ст. 36 Закона № 231-З, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора, заключенного с эмитентом и (или) профессиональным участником рынка ценных бумаг, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (часть третья ст. 54 Закона № 231-З). Лица, обладающие инсайдерской информацией, не имеют права использовать ее в личных целях, а также передавать ее третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Сделки, совершенные с нарушением этих требований, являются ничтожными (часть вторая ст. 60 Закона № 231-З).
Закрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента до ее раскрытия путем размещения на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, а также до опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неопределенного круга лиц в случаях, установленных законодательством (часть четвертая ст. 54 Закона № 231-З). Лица, располагающие закрытой информацией, не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также не вправе отчуждать ценные бумаги эмитента в течение 6 месяцев со дня их приобретения. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, являются ничтожными (части вторая и третья ст. 61 Закона № 231-З).
Вместе с тем Закон № 231-З устанавливает случаи, когда участники рынка ценных бумаг обязаны раскрывать информацию (ст. 55–59 Закона № 231-З).
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимаются ее размещение на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, опубликование в печатных средствах массовой информации либо доведение до сведения неопределенного круга лиц иным образом, определенным Законом № 231-З либо республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, а также ее представление в случаях, установленных Законом№ 231-З, определенному кругу лиц (часть первая ст. 55 Закона № 231-З).
Защита прав и законных интересов инвесторов
В качестве новшеств Закона № 231-З следует отметить разграничение понятий «владелец» и «инвестор».
Владелец – это субъект гражданского права, которому ценная бумага принадлежит на праве собственности или ином вещном праве (абз. 4 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Инвестор – это субъект гражданского права, объектом инвестирования которого являются эмиссионные ценные бумаги (абз. 15 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
С целью защиты прав и законных интересов инвесторов Закон № 231-З устанавливает:
– ограничения на рынке ценных бумаг, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг (ст. 62 Закона № 231-З);
– запрет на манипулирование рынком ценных бумаг (ст. 63 Закона № 231-З);
– обязанность эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг предоставлять инвестору информацию в связи с обращением эмиссионных ценных бумаг (ст. 64 Закона № 231-З);
– обязанность республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, информировать инвесторов (ст. 65 Закона № 231-З);
Справочно:
Закон № 231-З вводит запрет, в частности, на открытое размещение, рекламу и предложение эмиссионных ценных бумаг в любой иной форме неопределенному кругу лиц, если их эмитенты не раскрыли информацию об эмиссии эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, размещение которых запрещено или не предусмотрено законодательством о ценных бумагах.
– право республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, выносить предписания и принимать иные обязательные для исполнения решения ненормативного характера (ст. 66 Закона № 231-З);
– возможность защиты прав и законных интересов инвесторов республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (ст. 67 Закона № 231-З);
– возможность защиты прав и законных интересов инвесторов саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 68, 69 Закона № 231-З);
– возможность защиты прав и законных интересов инвесторов – физических лиц общественными объединениями инвесторов – физических лиц (ст. 70 Закона № 231-З).
В связи с принятием Закона № 231-З следует ожидать внесение изменений или же отмены (с последующим принятием новых нормативных правовых актов) Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146; Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь и Инструкции о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112; Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143, а также некоторых иных нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что в качестве одного из мероприятий по реализации Программы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 12.04.2011 № 482/10, предусмотрено принятие еще 2 законов – «О секьюритизации» и «Об инвестиционных фондах». Поскольку положения, касающиеся указанных вопросов, не нашли отражение в рассматриваемом Законе № 231-З, то, вероятно, правовое регулирование секьюритизации и деятельности инвестиционных фондов будет осуществляться посредством самостоятельных нормативных правовых актов.
Надежда Газдюк, юрисконсульт
ОДО «Центр юридических услуг»
* За исключением сделок, совершаемых Нацбанком и республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на них функциями в пределах их компетенции, и иных сделок в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117