Что нам несет изменение законодательства о рынке ценных бумаг?
11 июля 2015 г. вступает в силу Закон № 231-З, который вносит целый ряд изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие оборот ценных бумаг. В данной статье автор подробно рассказывает, в чем заключаются изменения и на что эмитентам, профессиональным участникам, а также субъектам, владеющим или намеревающимся приобрести ценные бумаги, следует обратить особенное внимание.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 231-З).
Какие нормативные правовые акты изменяет Закон № 231-З
Закон № 231-З вносит изменения в ГК, законы Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» и от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности». Но что более существенно: с даты его вступления в силу – 11 июля 2015 г. – утрачивают силу Закон о ЦБ 1992 г. и Закон о депозитарной деятельности.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее – Закон о ЦБ 1992 г.).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 № 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» (далее – Закон о депозитарной деятельности).
Обратите внимание!
Действие положений Закона № 231-З не распространяется на решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, проспекты эмиссии, краткую информацию об эмиссии, в установленном порядке зарегистрированные (заверенные) до вступления его в силу, причем приводить указанные документы в соответствие с Законом № 231-З не требуется (ст. 73 Закона № 231-З).
Сфера действия Закона № 231-З
Законом № 231-З регулируются:
во-первых, отношения, связанные с эмиссией, обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг;
во-вторых, отношения, связанные с профессиональной и биржевой деятельностью со всеми видами ценных бумаг (ч. 1 ст. 2 Закона).
Законом № 231-З урегулированы некоторые аспекты трансграничных отношений, складывающиеся на рынке ценных бумаг (порядок размещения и обращения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, размещение эмиссионных ценных бумаг белорусских эмитентов за пределами Республики Беларусь, деятельность юридических лиц - нерезидентов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по ценным бумагам в соответствии с иностранным право).
К каким ценным бумагам относятся изменения
Под эмиссионными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, размещаемые выпусками, имеющие равные объем и сроки осуществления прав в рамках одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги этого выпуска (абз. 40 части первой ст. 1 Закона № 231-З). К таковым относятся акции, государственные облигации, облигации, иные виды ценных бумаг (в т.ч. производные ценные бумаги), отнесенные к эмиссионным ценным бумагам законодательством (часть первая ст. 9 Закона № 231-З). Как видим, это ценные бумаги, с которыми белорусские субъекты хозяйствования наиболее часто совершают операции.
Закон устанавливает, что эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя (часть вторая 2 ст. 9 Закона № 231-З).
Необходимо отметить, что по общему правилу именные эмиссионные ценные бумаги теперь могут эмитироваться только в бездокументарной форме, а эмиссионные ценные бумаги на предъявителя – только в документарной форме (часть шестая ст. 9 Закона № 231-З).
Кроме того, Закон № 231-З уточнил определение акции, простой (обыкновенной) акции, привилегированной акции, облигации, биржевых облигаций (ст. 1 Закона № 231-З).
Справочно:
не все отношения, связанные с эмиссионными ценными бумагами, охвачены Законом № 231-З. Так, не урегулированы вопросы, касающиеся такого довольно специфического вида эмиссионных ценных бумаг, как жилищные облигации, рынок которых в последнее время довольно активно развивается, а также именных приватизационных чеков.
Обратите внимание!
Не входят в сферу действия Закона № 231-З отношения, связанные с неэмиссионными ценными бумагами (за исключением порядка осуществления профессиональной и биржевой деятельности с данным видом ценных бумаг). Их регулируют отдельные нормативные правовые акты. В частности, к неэмиссионным ценным бумагам относятся:
– простые и переводные векселя (их оборот регулируют Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 278 «О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей»);
– депозитные и сберегательные сертификаты (регламентированы ст. 196 БК, Инструкцией по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.12.2006 № 219);
– сберегательные книжки (регулируют ст. 192 БК, Инструкция о сберегательных книжках, выдаваемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.10.2006 № 168);
– закладные (регламентированы Законом Республики Беларусь от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2008 № 1644 «О государственной регистрации закладных» и от 26.11.2008 № 1801 «О составлении закладных и учете прав по ним»).
Таким образом, если субъект хозяйствования совершает операции с перечисленными ценными бумагами, на них не распространяются изменения, внесенные Законом № 231-З.
Документ:
Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК).
Справочно:
рынок ценных бумаг – это система отношений между юридическими и (или) физическими лицами, а также иными субъектами гражданского права в ходе эмиссии (выдачи), обращения и погашения ценных бумаг, осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам (ст. 1 Закона № 231-З).
Что изменилось в понятии самой ценной бумаги
Закон № 231-З концептуально изменил само понятие ценной бумаги в белорусском праве. С 11 июля 2015 г. ценной бумагой будет считаться не только документ, но и совокупность определенных записей, удостоверяющих с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права (ст. 143 ГК).
Таким образом, наконец-то на законодательном уровне нашел разрешение вопрос о правовой природе т.н. «бездокументарных ценных бумаг»: теперь независимо от формы (документарной или бездокументарной) ценная бумага будет признаваться таковой, если: во-первых, такой вид ценных бумаг предусмотрен законодательством (ч. 1 ст. 144 ГК); во-вторых, она удостоверяет имущественные и неимущественные права; во-вторых, она выражена в установленной законодательством форме и (или) содержит установленные законодательством обязательные реквизиты (ст. 143 ГК). Обязательные реквизиты для всех эмиссионных ценных бумаг, а также дополнительные обязательные реквизиты для акций и облигаций установлены ст. 10 Закона № 231-З.
Вместе с тем, следует отметить, что Закон № 231-З устанавливает различный порядок возникновения и фиксации прав на эмиссионные ценные бумаги, выраженные в документарной и бездокументарной форме, а также различный порядок возникновения удостоверяемых ими прав (ст. 9 и 11 Закона № 231-З).
Обратите внимание!
Впервые на уровне закона дано определение производных ценных бумаг, под которыми понимаются ценные бумаги, удостоверяющие права и (или) устанавливающие обязанности по покупке или продаже иных ценных бумаг (ст. 1 Закона № 231-З). К сожалению, Закон № 231-З не устанавливает более детального регулирования данного вида ценных бумаг. Таким образом, в настоящее время их регулирование продолжает осуществляться на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в частности Положения о производных ценных бумагах, утвержденного постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 04.02.2002 № 02/П.
Как проводится эмиссия ценных бумаг
Обращаем внимание, что Закон № 231-З четко разграничил понятия «выпуск» и «эмиссия эмиссионных ценных бумаг».
Выпуск эмиссионных ценных бумаг – это совокупность эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, удостоверяющих одинаковый объем прав их владельцев и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случае, если для этого вида эмиссионной ценной бумаги предусмотрено наличие номинальной стоимости (абз. 7 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Эмиссия эмиссионных ценных бумаг – это установленная законом совокупность действий эмитента, направленных на возникновение права собственности или иного вещного права на эмиссионные ценные бумаги у их первого владельца (абз. 41 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Под эмитентом по смыслу Закона № 231-З понимается юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее эмиссию эмиссионных ценных бумаг и несущее от своего имени обязательства перед владельцами эмиссионных ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных этими эмиссионными ценными бумагами (абз. 42 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Таким образом, из буквального толкования Закона № 231-З следует, что право эмиссии эмиссионных ценных бумаг будет предоставлено исключительно резидентам, являющимся юридическими лицами, причем некоммерческие организации вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (часть шестая ст. 12 Закона № 231-З).
Что касается эмитентов-нерезидентов, то Закон № 231-З допускает возможность, чтобы в таком качестве выступало иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), иностранное государство, его административно-территориальное образование, осуществляющие эмиссию эмиссионных ценных бумаг в соответствии с иностранным правом (абз. 43 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Эмиссия ценных бумаг может предусматривать размещение эмиссионных ценных бумаг одним из следующих способов:
– проведение подписки на ценные бумаги;
– продажа ценных бумаг;
– распределение акций среди акционеров в случае увеличения уставного фонда акционерного общества за счет собственного капитала этого общества;
– иными способами, определенными законодательством о ценных бумагах и о приватизации, а также иностранным правом в случае размещения акций за пределами Республики Беларусь (часть третья ст. 12 Закона № 231-З).
Подписка (продажа) может осуществляться в открытой или закрытой формах на организованном либо неорганизованном рынках с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах (часть третья ст. 12 Закона № 231-З).
Подписка (продажа) на эмиссионные ценные бумаги считается открытой, если об этом объявлено эмитентом или если она отвечает одному из следующих критериев:
– эмиссионные ценные бумаги предназначены для размещения среди физических и юридических лиц, круг которых заранее индивидуально определить невозможно;
– эмиссионные ценные бумаги предлагаются к продаже более чем 50 субъектам (за исключением случаев, указанных в части пятой ст. 12 Закона № 231-З) (часть четвертая ст. 12 Закона № 231-З).
При проведении закрытой подписки (продажи) ценные бумаги размещаются среди заранее индивидуально определенного круга субъектов, число которых не превышает 50, либо ограниченного круга лиц. Порядок определения круга лиц, среди которых может осуществляться закрытая подписка (продажа) устанавливается либо в соответствии с законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, либо в соответствии с учредительными документами эмитента (часть пятая ст. 12 Закона № 231-З).
Важно! (на поля напротив следующего абзаца)
Таким образом, Закон № 231-З изменил один из критериев разграничения закрытой и открытой продажи эмиссионных ценных бумаг: согласно п. 2 ст. 8 Закона о ЦБ 1992 г., который будет действовать до 11 июля 2015 г., продажа ценных бумаг считается открытой, если ценные бумаги предлагались к продаже более чем 100 юридическим или физическим лицам.
Этапы эмиссии ценных бумаг:
1) принятие решения о выпуске (или дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о хозяйственных обществах, и его утверждение. Обязательные реквизиты, которые должно содержать решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, установлены ст. 13 Закона № 231-З;
Справочно:
В качестве нововведений следует указать положение о том, что в случае несоответствия реквизитов эмиссионной ценной бумаги, эмитированной в документарной форме, и сведений, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, объем прав, удостоверяемых эмиссионной ценной бумагой, определяется на основании сведений, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг (часть четвертая ст. 13 Закона № 231-З).
2) регистрация республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, проспекта эмиссии в случае эмиссии облигаций, а также акций, размещаемых путем открытой подписки (продажи). Требования, которым должен отвечать проспект эмиссии, установлены ст. 16 Закона № 231-З.
Необходимо отметить, что часть 1 ст. 16 Закона № 231-З проспект эмиссии составляется и регистрируется также в случае допуска эмиссионных ценных бумаг к торгам на фондовой бирже.
Обратите внимание!
Проспект эмиссии должен быть подготовлен при участии профессионального участника рынка ценных бумаг. Исключение составляют случаи, когда сама организация-эмитент является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
В настоящее время участие профессионального участника при составлении проспекта эмиссии обязательно только в случае принятия эмитентом решения об увеличении уставного фонда путем выпуска дополнительных акций, размещаемых при проведении открытой подписки, открытой продажи акций, либо решения о проведении открытой продажи облигаций (п. 31 Инструкции № 146);
Документ:
Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее – Инструкция № 146).
3) заверение республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, краткой информации об эмиссии в случае эмиссии эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем проведения открытой подписки (продажи),. Требования, которым должна соответствовать такая краткая информация, установлены ст. 16 Закона № 231-З. Эмитент должен разместить ее на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, а также раскрыть иным образом, определенным республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в порядке и сроки, установленные этим органом (часть третья ст. 16, ст. 17 Закона № 231-З).
Таким образом, изменяется место размещения краткой информации об эмиссии. Ранее законодательно орган печати, в котором должно было осуществляться опубликование краткой информации об открытой продаже ценных бумаг, заверенной центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг, установлен не был. Т.е. эмитенты вправе были самостоятельно выбирать орган печати, главное, чтобы он мог обеспечить информированность потенциальных инвесторов (часть первая п. 8 ст. 9 Закона о ЦБ 1992 г.).
4) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг фондовой биржей или иной организацией, уполномоченной на регистрацию эмиссионных ценных бумаг (в случае, если в соответствии с законодательными актами о ценных бумагах такой выпуск (дополнительный выпуск) не подлежит государственной регистрации).
Важно! (на поля для акцента следующего абзаца)
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению (часть вторая ст. 12 Закона № 231-З). Но этот запрет не абсолютен, так как законодательство о ценных бумагах может предусматривать иные случаи.
Порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, основания и порядок внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг, а также аннулирования выпуска (части выпуска) эмиссионных ценных бумаг установлены ст. 14 Закона № 231-З; основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, во внесении изменений в Государственный реестр ценных бумаг – ст. 15 Закона № 231-З;
5) размещение эмиссионных ценных бумаг – совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на возникновение права собственности или иного вещного права на эмиссионные ценные бумаги у их первого владельца, влекущих передачу эмиссионных ценных бумаг их первым владельцам,. Указанные сделки не являются сделками, совершаемыми в процессе обращения эмиссионных ценных бумаг (абз. 32 части первой ст. 1 Закона № 231-З). Основные правила размещения ценных бумаг установлены ст. 18 Закона № 231-З. Размещение эмиссионных ценных бумаг может осуществлять эмитент и (или) по его поручению профессиональный участник рынка ценных бумаг на организованном либо неорганизованном рынках (часть первая ст. 18 Закона № 231-З).
Под организованным рынком понимается совокупность отношений, связанных с совершением сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи (абз. 24 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
Под неорганизованным рынком понимается совокупность отношений, связанных с совершением сделок с ценными бумагами вне торговой системы организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи (абз. 21 части первой ст. 1 Закона № 231-З).
В настоящее время рынки, на которых осуществляются размещение и обращение ценных бумаг, именуются как биржевой (совершение сделок через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») и внебиржевой (вне торговой системы биржи) (абз. 2 и 3 части первой п. 3 Инструкции № 112; абз. 2 и 3 части первой п. 2 Инструкции № 146).
Документ:
Инструкция о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112 (далее – Инструкция № 112).
Следует отметить, что количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Однако эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг (части вторая и третья ст. 18 Закона № 231-З). В качестве общего правила устанавливается запрет на установление в учредительных документах эмитента и (или) решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг преимущественного права приобретения эмиссионных ценных бумаг одними инвесторами по сравнению с другими либо одним инвестором (часть четвертая ст. 18 Закона № 231-З);
Важно!
Закон № 231-З закрепил право эмитентов размещать за пределами Республики Беларусь акции, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, и облигации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь либо иностранного государства (часть пятая ст. 18 Закона № 231-З).
6) представление отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг (ст. 19 Закона № 231-З).
Закон ввел понятие «недобросовестная эмиссия эмиссионных ценных бумаг», установил основания и порядок приостановления, запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг, а также признания эмиссии эмиссионных ценных бумаг несостоявшейся (ст. 20 Закона № 231-З).
Необходимо отметить, что Закон устанавливает определенные особенности (по сравнению с общим порядком) эмиссии акций (ст. 21 Закона), облигаций (ст. 22 Закона) и биржевых облигаций (ст. 23).
Надежда Газдюк, юрисконсульт
ОДО «Центр юридических услуг»
(Продолжение следует.)
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
123
-
112
-
109
-
109
-
107
-
105