3 март 2017
Статья 5 из 22 ( Материал id: 817 Журнал id: 108379 )
Страница № 13

Что может предпринять субъект хозяйствования по защите экспортных поставок в России

Со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Россельхознадзор неоднократно предъявлял претензии субъектам Республики Беларусь и ввел временные ограничения на поставки на территорию России продукции ряда белорусских производителей. Казалось бы, решать такую ситуацию следует на правительственном уровне. Но у самих субъектов хозяйствования тоже есть инструменты и способы, с помощью которых они могут защитить свои интересы и даже получить компенсации в случае произвола властей.

Оспорить решение или действия государственного органа в суде

Любое юридическое лицо, в т.ч. и белорусское, может обратиться в российский суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа или организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ст. 218 КАС РФ).

Оспорить можно решение, принятое как в письменной, так и в устной форме.

 

Документ: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).

 

В суд подается административное исковое заявление, требования к которому закреплены в ст. 124 и 125 КАС РФ.

 

Обратите внимание! Административное исковое заявление можно подать в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет (ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Справочно:

последние изменения и дополнения в КАС РФ вступили в силу с 1 января 2017 г.

 

В судебном порядке вы добьетесь:

• признания не действующим полностью или в части нормативного правового акта или решения, принятого административным органом;

• признания незаконным совершенного административным органом действия или бездействия;

• обязывания административного органа принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истца;

• обязывания административного органа воздержаться от совершения определенных действий;

• установления наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Материальные компенсации, убытки или неустойки в данном судебном порядке не взыскиваются.

Рекомендация

При оспаривании решения государственного органа в указанном порядке рекомендуем изучить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». В нем детально рассмотрены порядок обращения с административным исковым заявлением и нюансы вынесения решения судом.

Оспорить решение или действия государственного органа, затрагивающего предпринимательскую деятельность, в арбитражном суде

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29 АПК РФ).

 

Обратите внимание! Данная процедура отличается от предыдущей тем, что если оспариваются акты, то ненормативные, а если действия или бездействие, то обязательно связанные с предпринимательской или экономической деятельностью.

 

Документ:

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ).

 

Справочно:

ненормативный правовой акт может быть принят в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания, инструкции и др. Это акты применения права. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (указ о назначении на должность и т.д.) [Поляков, А.В. Общая теория права. – СПб., 2001. – С. 515–517].

 

Производство по таким делам возбуждают на основании заявления субъекта хозяйствования с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 198 АПК РФ).

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, пп. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 и ст. 199 АПК РФ.

Заявление подается в суд в течение 3 месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, и текст оспариваемого акта, решения.

 

Обратите внимание! От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации при подаче в суд:

– административных исковых заявлений;

– заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

– жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами (ст. 333.36 НК РФ).

Документ:

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ).

Взыскать компенсацию вреда, причиненного решениями или действиями государственных органов

Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст. 1069 ГК РФ).

Документ:

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).

 

С этой целью подают иск к соответствующему федеральному, региональному или муниципальному органу, принявшему уже оспоренное ранее решение или совершившему действия (бездействие), если такие решения или действия причинили субъекту хозяйствования вред (убытки). Иск составляется в указанном выше порядке.

Обязательное условие ответственности – наличие вреда, причиненного незаконными решениями или действиями (бездействием) органа власти (должностных лиц), а также причинно-следственная связь между решением, действиями (бездействием) и наступившим вредом.

Рекомендация

Факт причинения вреда необходимо подтверждать с помощью документов. Вина не обязательно должна доказываться. В случае иска к государственному органу подразумевается наличие вины ответчика, даже если вред нанесен случайно, по неосторожности. Именно незаконность решения или действий (бездействия), т.е. несоответствие их норме закона, является важным элементом в процессе доказывания. Иногда суды усматривали нарушение норм права даже при противоречии действий должностного лица с кодексом профессиональной этики.

Если вред будет доказан, то возмещение производится за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Защитить свои интересы в Суде ЕАЭС

Белорусская организация может обратиться в соответствующее министерство или ведомство за защитой ее законных интересов в Суде ЕАЭС. Например, производитель сельскохозяйственной продукции должен обращаться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

 

Обратите внимание! Государство может подать в Суд ЕАЭС иск о соблюдении другим государством – членом Договора о ЕАЭС международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, а также отдельных положений данных международных договоров и (или) решений. Субъект хозяйствования вправе оспаривать в Суде только решения и действия (бездействие) ЕЭК на предмет их соответствия Договору о ЕАЭС и другим договорам союза, которые непосредственно затрагивают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Иными словами, спорить с государством в Суде ЕАЭС может только другое государство, субъект хозяйствования – нет.

Справочно:

компетенция Суда ЕАЭС определена гл. IV Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г; далее – Договор о ЕАЭС).

 

Суд ЕАЭС оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера.

Обращение хозяйствующего субъекта в Суд ЕАЭС облагается пошлиной. Пошлина уплачивается хозяйствующим субъектом до подачи заявления. В случае удовлетворения требований субъекта хозяйствования, указанных в заявлении, возвращается пошлина. В ходе рассмотрения дела каждая сторона спора несет свои судебные издержки самостоятельно.

Рекомендация

Этот способ не является действенным, несмотря на то, что в его рассмотрение вовлечены государства.

Во-первых, ему должен предшествовать обязательный досудебный порядок разбирательства: спор не принимается Судом к рассмотрению без предварительного обращения заявителя к государству – члену ЕАЭС или в ЕЭК для урегулирования претензий в досудебном порядке.

Во-вторых, срок для досудебного урегулирования – 3 месяца.

В-третьих, меры, которые предпринимают государства для урегулирования спора, не всегда соответствуют интересам субъектов хозяйствования.

Рекомендуем обращаться к данному инструменту урегулирования в том случае, если все остальные способы уже исчерпаны или не дали нужных результатов.

 

Александр Копелев, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.