Что изменится в порядке принудительного взыскания долгов: новый Закон об исполнительном производстве
В мае 2017 г. вступит в силу Закон, принятый еще 24.10.2016. Он устанавливает единую практику исполнения исполнительных документов в нашей стране. Рассмотрим, на какие новшества в исполнительном производстве следует обратить внимание субъектам хозяйствования, и как теперь взаимодействовать с судебным исполнителем и с должниками.
Документ: Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
1. Непосредственное осуществление функций по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения (далее – судебные исполнители) (ст. 6 Закона).
Обратите внимание!
В некоторых случаях непосредственное исполнение исполнительных документов могут осуществлять иные работники соответствующих органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность.
2. Введено такое понятие как «банк данных исполнительных производств» (ст. 8 Закона). Это информационная база, в которой накапливаются сведения обо всех исполнительных производствах.
Считаем необходимым обратить на это внимание, поскольку теперь в одном месте будет собрана информация о субъектах хозяйствования, прошедших процедуру взыскания, что позволит заранее определять потенциального должника.
Сведения из этой базы могут быть предоставлены гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, или юридическому лицу при условии уплаты определенной государственной пошлины (ст. 9 Закона).
Документ: Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Справочно: в настоящее время размер государственной пошлины закреплен в Приложении 16¹ к НК и составляет 3 базовые величины.
3. Значительные изменения претерпели положения о сроках предъявления исполнительных документов к исполнению. Общий 6-месячный срок для предъявления исполнительных документов к исполнению продлен до 3 лет.
Так, исполнительные документы предъявляются к исполнению (ст. 34 Закона):
• исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями – в течение 3 лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами;
• исполнительные документы о взыскании периодических платежей – в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение 3 лет после окончания этого срока;
• удостоверения комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев со дня их выдачи.
Для сравнения: в настоящее время исполнительные документы, исполняемые в соответствии с ХПК, могут быть предъявлены к исполнению не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения суда, рассматривающего экономические дела, о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Документ: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).
Документ: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК).
Обратите внимание!
В соответствии со ст. 29 Закона в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, т.е. сроки в исполнительном производстве определяются в рабочих днях. Это является очень важным новшеством, поскольку устраняет существующее на сегодняшний день различие в практике исполнения судебных постановлений на основании ГПК и ХПК. В соответствии с ГПК в настоящее время сроки исчисляются в календарных днях.
4. Существенное значение имеет нововведение о том, что в соответствии со ст. 41 Закона до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов, с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника.
Обратите внимание!
Таким образом взыскатель, располагающий сведениями о месте работы должника, может самостоятельно направить исполнительный документ по месту работы должника, не прибегая к процедуре возбуждения исполнительного производства, что значительно экономит как время, так и материальные затраты кредиторов.
5. Детализированы нормы о порядке взыскания на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - на праве оперативного управления (ст. 75 Закона).
Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на долю должника в таком имуществе, определяемую в соответствии с законодательством.
При отсутствии у должника денежных средств и имущества, необходимых для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем.
Обратите внимание!
Данная норма является очень важной, т.к. в настоящее время четко не определен механизм работы с имуществом, находящимся под таможенным контролем (в частности, реализация имущества в соответствии с нормами Декрета № 6).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
6. Важная норма установлена ст. 77 Закона, в которой предусмотрено, что в случае отсутствия денежных средств на счетах третьего лица в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации или их недостаточности судебный исполнитель вправе с согласия третьего лица обратить взыскание на наличные денежные средства и иное имущество этого лица в счет погашения задолженности перед должником.
7. При исполнении исполнительных документов в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, установлен перечень имущества, которое не подлежит взысканию (приложение к Закону). Данный перечень полностью совпадает с действующим приложением 1 к ГПК.
Обратите внимание!
Законом не предусмотрен аналогичный перечень в отношении имущества юридических лиц, как в настоящее время это предусмотрено приложением 2 к ХПК.
8. Закреплены положения, определяющие очередность удовлетворения требований кредиторов (ст. 122 Закона).
Так, в случае, когда взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам, указанные денежные средства распределяются между взыскателями в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований, указанных в настоящем абзаце, денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;
• во вторую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:
сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь);
сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда;
• в третью очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:
по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;
в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;
в счет погашения задолженности по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у банков Республики Беларусь в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь;
• в четвертую очередь удовлетворяются требования по взысканию иных платежей, не указанных в абзацах втором – девятом части первой ст. 122 Закона.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.
Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.
Обратите внимание!
После вступления в силу Закона будет отсутствовать возможность распределения вне очереди по исполнительным документам, по которым размер задолженности не превышает 100 базовых величин.
Эвелина Дубовик, старший преподаватель
кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95