Аудит сделки: выбор и проверка контрагента
Признание сделки недействительной или расторжение договора – это всегда очень неблагоприятный факт в хозяйственной деятельности организации как с финансовой стороны, так и с позиции ее репутации. А действительность сделки, помимо прочего, зависит от грамотно проведенной проверки контрагента и его представителя еще на стадии переговоров. Что предпринять и как удостовериться, что наш контрагент именно тот, за кого себя выдает, рассмотрим в данном материале.
Выбирая контрагента для заключения сделки, юристу следует проверить 2 основных момента: статус контрагента – юридического лица и полномочия его представителя – должностного лица.
Проверяем статус организации
Согласно нашему гражданскому законодательству термин «организация» является синонимом термину «юридическое лицо» (п. 1 ст. 44 ГК), поэтому мы привыкли считать, что если некая структура имеет наименование, юридический адрес и устав, то это организация, а следовательно, она обладает статусом юридического лица. Однако далеко не всякая организация – юридическое лицо. За последние годы даже в отечественном хозяйственном обороте появились такие корпоративные образования, которые похожи на организацию, но юридическим лицом не являются, не говоря о зарубежных правовых системах, где таких образований множество.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Как проверить статус организации, с которой собираемся заключить сделку? Запросить у будущего контрагента документы, на основе которых оно создано: чаще всего это документ о государственной регистрации и устав.
Обычная организация
Статус юридического лица организация приобретает после прохождения государственной регистрации в качестве юридического лица (п. 1 ст. 47 ГК). Порядок государственной регистрации определен Положением о регистрации.
В связи с этим для проверки статуса юридического лица следует запросить копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).
Основным документом деятельности большинства юридических лиц является устав, который подается на государственную регистрацию. На титульный лист устава ставится штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации (п. 22 Положения о регистрации). Соответственно, запросив копию устава, можно также достоверно установить юридический статус организации.
Это правило не распространяется на некоторые организации, создаваемые на основе иных документов, например только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества) (ст. 67 и 82 ГК). У таких контрагентов следует запрашивать документы, на которых ставится отметка или штамп о проведении регистрации.
Рекомендация. При запросе учредительных документов или свидетельства о государственной регистрации настаивайте на представлении их достоверных и полных копий. Иногда встречающиеся отговорки, например, о том, что устав является внутренним документом, коммерческой тайной, так как содержит сведения о порядке распределения прибыли, являются безосновательными. Учредительные документы как раз и являются документами, содержащими основную информацию об организации для третьих лиц. Подобные отговорки или уклонение от представления запрашиваемых документов должны служить предупреждением о возможной недобросовестности контрагента.
При сомнениях в наличии статуса юридического лица также можно обратиться с запросом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 47 ГК). Порядок такого обращения можно узнать на официальном сайте Минюста по адресу: http://minjust.by/ru/site_menu/edin_gos_register/ inf_iz_egr.
Справочно:
представление информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется письменно либо посредством веб-портала (http://egr.gov.by).
Организация, не имеющая статуса юридического лица
Примером организации, не обладающей статусом юридического лица, но участвующей в коммерческом обороте, является холдинг.
С 2010 г. в нашей стране создаются холдинги на основе Указа № 660, которые при наличии всех признаков юридического лица таковыми не являются, а представляют собой объединения юридических лиц, зарегистрированные в установленном порядке. Осуществление деятельности от имени холдинга, включая и заключение сделок с третьими лицами, осуществляет управляющая компания, которая имеет такие полномочия на основании договора об управлении, заключенного с другими участниками холдинга.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее – Указ № 660).
Рекомендация. У самого холдинга нет устава, поэтому для проверки статуса холдинга следует запросить копию свидетельства о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга, выданного Минфином (абз. 11 п. 5 Указа № 660), а для проверки компетенции холдинга вступать в сделки от имени его участников – копию договора об управлении.
Филиалы и представительства
Филиалы и представительства также не являются юридическими лицами, поэтому не имеют права осуществлять сделки от своего имени, только от имени организации, структурным подразделением которой они являются. Важно вовремя определить статус такого структурного подразделения.
Филиалы и представительства действуют на основании положения о них. Также они обязательно должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица (п. 3 ст. 51 ГК). Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенности создавшего их юридического лица (п. 3 ст. 51 ГК).
Рекомендация. Обычно для проверки запрашивают доверенность руководителя представительства и филиала. Если приходится иметь дело с представительством иностранного юридического лица, открытым на территории Республики Беларусь, следует запросить копию разрешения МИД на открытие представительства для проверки срока деятельности данного представительства.
Справочно:
в настоящее время статус и полномочия представительства иностранной организации, открытого на территории Республики Беларусь, определяются Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189.
Иностранная организация
Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения (предпочтительно легализованной) или иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения. Возможно, например, представление аналога свидетельства о государственной регистрации, заверенного нотариусом или иным уполномоченным лицом.
Документы, свидетельствующие о статусе иностранного юридического лица, нужны не только для заключения сделки, но и для представления в государственные органы (например, при создании на территории Республики Беларусь организации совместно с иностранным соучредителем).
Рекомендация. Для подтверждения статуса иностранного юридического лица в первую очередь необходимо запрашивать выписку из торгового реестра (регистра) страны происхождения. Если законы страны происхождения не предусматривают ведения таких реестров (регистров), то запрашивайте любой официальный документ, свидетельствующий о наличии у иностранной организации статуса юридического лица.
В зарубежных правовых системах встречаются организационные формы, знакомые и нашему законодательству, но имеющие разный статус. Например, законодательство Великобритании и некоторых штатов США не признает полные товарищества юридическими лицами, но тем не менее допускает их к участию в коммерческом обороте. У нас же полные товарищества являются полноценными юридическими лицами (ст. 66 ГК). Поэтому не стоит надеяться на одинаковость таких форм, следует все тщательно проверять.
Справочно:
ст. 174 ГК «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности»:
«Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности».
Проверяем полномочия представителя
В большинстве случаев от имени организации действует, в т.ч. и подписывает договор, директор. Директор уполномочен выполнять свои функции в силу закона, поэтому ему не требуются специальные документы (например, доверенность).
Но полномочия директора могут быть ограничены законом или договором.
Закон ограничивает директора хозяйственного общества в полномочии совершать крупные сделки (ст. 58 Закона об обществах) или сделки с заинтересованностью аффилированных лиц общества (ст. 57 Закона об обществах). Для их совершения необходимо решение общего собрания участников общества.
Устав организации может содержать любые иные ограничения компетенции директора организации, в т.ч. касающиеся полномочий вступать в сделки.
Рекомендация. Для проверки компетенции директора всегда следует запрашивать копию устава организации.
На практике иногда складывается такая ситуация: учредители приняли решение об ограничении полномочий директора, однако по тем или иным причинам не внесли соответствующие изменения в устав. В таком случае проверка устава ничего не даст, а запросить все документы не представляется возможным. Получается, что сторона сделки не может узнать об ограничении полномочий директора.
Рекомендация. Чтобы избежать возможных негативных последствий, всегда задавайте вопрос непосредственно директору о том, есть ли какие-либо ограничения его полномочий. Желательно делать это в присутствии лиц, которые потом смогут его ответ подтвердить.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон об обществах).
Если договор будет заключать лицо, уполномоченное доверенностью, необходимо запросить доверенность, заверенную подписью лица, уполномоченного заключать договоры и выдавать доверенности, и печатью юридического лица (при наличии).
В том случае, если представитель действует по доверенности, проверьте, есть ли на доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность недействительна), срок ее действия, объем полномочий по доверенности
Алгоритм действий по проверке статуса и полномочий контрагента при заключении сделки кратко изложен в виде схемы:
Подтверждение юридического статуса иностранного юридического лица или предпринимателя |
Юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение). При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться. Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация создана. Юридический статус иностранного физического лица определяется по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства). Юридический статус иностранного лица – предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель |
Подтверждение полномочий представителя контрагента на подписание договора |
Запрашиваются следующие документы: – копия учредительных документов контрагента (для юридических лиц) (например, устав); – копия документа, подтверждающего права контрагента на объект интеллектуальной собственности (при наличии таковых, в случае передачи прав контрагентом на объекты интеллектуальной собственности) (например, свидетельство на товарный знак); – документ, удостоверяющий личность физического лица (только для физических лиц); – документ, подтверждающий статус предпринимателя (для физического лица); – документ, подтверждающий согласование соответствующего органа управления контрагента о совершении сделки, предусмотренной договором, в случаях, если это определено законодательством и учредительными документами контрагента |
Схема. Алгоритм проверки контрагента
Юлия Кудрявец, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95