Актуальные вопросы государственных закупок услуг
Обновление законодательства о государственных закупках породило массу вопросов у субъектов хозяйствования. Несмотря на единые в целом подходы, отдельные вопросы государственных закупок регулируются по-разному в зависимости от того, к какому из объектов гражданских прав относится предмет закупки. Есть также и особенности, которые вытекают не из законодательства, а из самого существа, вида или предмета государственной закупки, которые будут рассмотрены в данной статье.
Предметом государственной закупки могут быть как товары, так и работы или услуги (абз. 15 ст. 1 Закона о государственных закупках). Все это различные виды объектов гражданских прав (ст. 128 ГК). Применительно к государственным закупкам подобная классификация предмета имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Особенности услуг как предмета государственной закупки
Услуги – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (абз. 21 ст. 1 Закона о государственных закупках). В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие особенности государственной закупки услуг.
Основными нормативно закрепленными отличиями осуществления государственных закупок услуг от государственных закупок товаров являются:
– более высокое пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для возможности применения процедуры запроса ценовых предложений (для работ и услуг – до 3 000 базовых величин (БВ), в то время как для товаров – до 1 000 БВ) (подп. 1.5 п. 1 постановления № 778);
– различный перечень критериев оценки и сравнения предложений при проведении открытого конкурса (для работ и услуг – это цена предложения, качество, срок выполнения работ (оказания услуг), условия оплаты, опыт участника и другие критерии) (часть первая п. 1 ст. 39 Закона о государственных закупках).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).
Одна и та же услуга может быть как самостоятельным предметом государственной закупки, так и носить вспомогательный характер по отношению к закупаемым товарам, работам или другим услугам.
Пример
Обслуживание товара может являться одним из требований к закупаемому товару при его государственной закупке (если оно указано в документах в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 33, абз. 2 части первой п. 1 ст. 39, абз. 4 п. 1 ст. 43 и абз. 4 части первой п. 3 ст. 49 Закона о государственных закупках). В этом случае условие об обслуживании товара включается в договор, а стоимость его обслуживания в течение определенного периода времени – в общую цену договора, заключаемого по результатам проведения процедуры государственной закупки данного товара. Вместе с тем приобретение услуг исполнителя, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание товаров, если это предусмотрено договором, по которому осуществлялась их поставка, может быть и самостоятельным предметом государственной закупки, в т.ч. и с применением процедуры закупки из одного источника (п. 7 Перечня).
Документ:
Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, являющийся приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Перечень и Указ № 590 соответственно).
Варианты включения услуги в конкурсное предложение
Выбор подхода при необходимости обслуживания закупаемого товара остается за заказчиком. Однако правильное оформление документов позволит избежать негативных последствий, связанных с возможными обвинениями в не предусмотренном законодательством ограничении доступа исполнителей услуг к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, или ином нарушении порядка выбора исполнителя при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (ч. 4 ст. 11.16 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В документах, представляемых участнику для подготовки предложения на участие в соответствующей процедуре, необходимо обязательно указывать, включается ли обслуживание закупаемого товара в течение определенного промежутка времени в ориентировочную стоимость государственной закупки.
Особенности оформления документов, если услуга включена в предложение (вариант 1)
Если обслуживание включается в предложение, то целесообразно соответствующим образом формулировать название предмета государственной закупки, в т.ч. и в гр. 7 «Наименование предмета закупки» годового плана государственных закупок. Форма годового плана государственных закупок закреплена Положением о размещении информации. Данный подход представляется наиболее целесообразным при закупке оборудования, которое подлежит обслуживанию иным образом, чем то, что уже имеется у заказчика государственной закупки (исходя из принципа эффективного расходования денежных средств, закрепленного абз. 2 ст. 4 Закона о государственных закупках).
Справочно:
к информации о государственных закупках относятся в т.ч. годовые планы государственных закупок, приглашения к участию в процедурах государственных закупок, документы, представляемые участнику для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе (часть третья п. 1 ст. 18 Закона о государственных закупках).
Документ:
Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденное постановлением № 778 (далее – Положение о размещении информации).
Рекомендация
Рекомендуем следующий образец формулировки названия предмета подобной закупки: «Закупка (наименование оборудования) с его сервисным обслуживанием в течение (период времени)».
В составе размещаемых заказчиком (организатором) в определенных законодательством случаях и порядке сведений о заключенном договоре указывается, среди прочего, и цена за единицу товара, являющегося предметом закупки (абз. 5 п. 11 Положения о размещении информации).
Очевидно, что ввиду отсутствия четкого правового регулирования указываемая в сведениях цена за единицу товара может как учитывать цену обслуживания единицы товара, так и не учитывать ее в зависимости от того, выделяется ли стоимость обслуживания в цене договора, заключенного по результатам рассматриваемого варианта государственной закупки товара, или нет. Например, разделение стоимости закупаемых товаров и стоимости сопутствующих работ (услуг) предусматривается абз. 2 п. 7 ст. 25 Закона о государственных закупках.
Особенности оформления документов, если услуга не включена в предложение (вариант 2)
Если же обслуживание закупаемого товара в течение определенного промежутка времени в ориентировочную стоимость государственной закупки не включается, есть 2 варианта обеспечения последующего обслуживания такого товара: либо включить обслуживание товара в качестве одного из требований к закупаемому товару, либо не оговаривать вообще такое требование.
1. Если решено включить обслуживание товара в соответствии с перечисленными выше нормами Закона о государственных закупках в критерии оценки и сравнения предложений при проведении открытого конкурса в качестве одного из требований к закупаемому товару, то тогда будет правомерным предусмотреть условие о приобретении услуг и в договоре с участником-победителем (п. 7 Перечня). При разработке критериев его оценки можно воспользоваться Методическими рекомендациями по оценке конкурсных предложений, а также в обязательном порядке необходимо учитывать нормативные требования к критериям оценки и сравнения предложений, содержащиеся в п. 2 ст. 39 Закона о государственных закупках.
Документ:
Методические рекомендации по оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденные заместителем Министра экономики Республики Беларусь 20.06.2007 (далее – Методические рекомендации по оценке конкурсных предложений).
Справочно:
Методические рекомендации по оценке конкурсных предложений можно найти на официальном сайте (www.icetrade.by), созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках.
Однако с точки зрения эффективного расходования денежных средств данный подход при закупке оборудования, которое подлежит обслуживанию иным образом, чем то, что уже имеется у заказчика государственной закупки, представляется менее целесообразным по сравнению с вариантом 1. Это обусловлено тем, что если при осуществлении государственной закупки товара стоимость его обслуживания не оговорена, то в последующем при применении процедуры закупки из одного источника стоимость закупаемого сервисного обслуживания может быть и не самой оптимальной.
2. Если решено вообще не оговаривать требование об обслуживании товара при осуществлении государственной закупки данного товара, то сервисная услуга в последующем станет самостоятельным предметом государственной закупки, а применение при ее осуществлении п. 7 Перечня будет невозможным. Такой вариант целесообразен при закупке дополнительных (к уже имеющимся у заказчика) единиц однородного или схожего оборудования, когда возникает необходимость закупки сервисного обслуживания всего комплекса оборудования.
Применение ОКРБ 007-2007
Документ:
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 (далее – ОКРБ 007-2007).
Документ:
постановление Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене Общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее – постановление № 83).
Важно!
ОКРБ 007-2007 утратит силу 1 января 2016 г. (п. 3 постановления № 83). С этой же даты вводится в действие утвержденный постановлением № 83 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКРБ 007-2012) (п. 1 постановления № 83).
Точно классифицировать услуги (до уровня подвида) согласно ОКРБ 007-2007 зачастую бывает сложнее, чем товары, так как услуги чаще носят комплексный характер, а разд. 3 «Основные правила классификации» части первой ОКРБ 007-2007 более детально регламентирует классификацию прежде всего товаров.
Согласно разд. 2 «Общие положения» части первой ОКРБ 007-2012, определение кода продукции (товаров, услуг) юридическими или физическими лицами осуществляется самостоятельно за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь.
Во избежание возможных упомянутых выше обвинений или в особо сложных случаях рекомендуем обратиться к специалистам отдела классификации и каталогизации продукции Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС), которые, как указано на официальном сайте Министерства торговли www.mintorg.gov.by, осуществляют разъяснения по вопросам применения общегосударственного классификатора.
Учитывая, что абз. 8 ст. 1 Закона о государственных закупках (определение термина «однородные товары (работы, услуги)») ссылается именно на Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», до конца текущего года следует ожидать принятия мер по обеспечению единообразия правового регулирования данного вопроса.
Андрей Золотарев,
ведущий юрисконсульт РУП «Белдорцентр»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
148
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117