Займы под проценты: проверьте, правильно ли ваша организация их осуществляет
С принятием 30 июня 2014 г. Указа № 325 кардинально изменяется деятельность по привлечению и выдаче займов. Указ № 325 вступает в силу поэтапно, соответственно правила осуществления займов под проценты меняются каждый месяц. В связи с этим всем организациям следует проверить правильность и законность проводимых ими операций по выдаче и привлечению займов.
Указ № 325, во-первых, установил основы правового статуса новых субъектов финансового рынка – микрофинансовых организаций и, во-вторых, существенно ограничил возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по привлечению денежных займов от физических лиц, а также по предоставлению денежных займов (далее – займы).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ № 325).
Положения Указа № 325 относятся к 2 категориям субъектов:
1) нормы, касающиеся деятельности всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области предоставления займов;
2) нормы, относящиеся исключительно к деятельности микрофинансовых организаций.
Обратите внимание!
Действие Указа № 325 не распространяется, в частности, на займы между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей; на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях; на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также на учреждения финансовой поддержки предпринимателей (п. 13 Указа № 325).
Что такое микрозаем
Предметом подпадающей под действие Указа № 325 дятельности является не любой заем, а именно микрозаем, определение которого приведено в части первой п. 2 Указа № 325. Микрозаймом считается денежная сумма до 15 000 базовых величин (БВ), выданная одному заемщику на основании договора займа или иного договора, опосредующего передачу денежных средств на аналогичных условиях.
Законодатель при определении понятия «микрозаем» не конкретизирует, кто выступает в качестве «заемщика», в связи с чем из буквального толкования положений Указа № 325 следует, что указанное выше ограничение действует независимо от того, является заемщик юридическим или физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем.
Предоставление микрозаймов 3 раза и более в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам признается деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов, осуществлять которую вправе только специальные субъекты – микрофинансовые организации (далее – МФО).
Толкование п. 2 Указа № 325 приводит к выводу, что случаи предоставления денежных займов на сумму свыше 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора, а также займов в натуральной форме (независимо от суммы) не признаются деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов, следовательно, положения Указа № 325 на них не распространяются.
Важно!
Договоры займа, заключенные до вступления в силу Указа № 325, не подлежат приведению в соответствие с его нормами и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним (п. 14 Указа № 325).
Также юридические лица, осуществляющие на 3 июля 2014 г. (дата официального опубликования Указа № 325) деятельность, которую вправе осуществлять только МФО, могут осуществлять такую деятельность до 30 июня 2015 г. включительно (часть первая п. 15 Указа № 325).
Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не являющимися МФО, получению (привлечению) в нарушение требований Указа № 325 денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается (п. 12 Указа № 325). Субъекты, незаконно осуществляющие указанную деятельность, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 12.7 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно:
часть 2 ст. 12.7 КоАП: «Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств».
Привлечение займов от физических лиц
С 1 августа 2014 г. между физическими лицами и коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) отношения займа или иное привлечение денежных средств могут осуществляться при соблюдении следующих условий:
1) коммерческая или некоммерческая организация может получать денежные средства от физического лица только при условии, что последнее является собственником имущества, учредителем (участником), членом данной организации, посредством заключения договора займа или иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств. Если физическое лицо не попадает в указанную выше категорию, то от него организация может получить денежные средства не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 Указа № 325);
2) индивидуальный предприниматель может получить денежные средства от одного или нескольких физических лиц на основе договора займа или иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность таких средств, не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 325).
С 1 января 2015 г. привлечение займов от физических лиц дополнится следующими правилами:
1) коммерческие МФО и некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме фонда могут получать денежные средства от физического лица только при условии, что последнее является собственником имущества, учредителем (участником) таких организаций (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325);
2) некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме потребительского кооператива, могут получать денежные средства от физического лица только при условии, что оно является членом этого кооператива и учредителем. От иных членов, не являющихся учредителями, потребительский кооператив может привлекать денежные средства только при условии, что он соответствует критериям, установленным Нацбанком (абз. 3 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325);
3) все остальные организации, не относящиеся к перечисленным выше, и индивидуальные предприниматели вправе получать в заем (привлекать) денежные средства независимо от суммы от физических лиц не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 4 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325).
Представляется, что указанные выше правила были введены с целью ограничить осуществление МФО и иными субъектами хозяйствования деятельности по предоставлению займов за счет привлеченных денежных средств физических лиц, которая по сути своей является банковской.
Обратите внимание!
Нормы Указа № 325 ограничивают привлечение денежных средств от физических лиц не только на основании договора займа, но и на основании любого иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств.
Виды МФО
МФО признаются юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, предъявляемым Указом № 325 и нормативными правовыми актами Нацбанка, и включенные Нацбанком в реестр микрофинансовых организаций (п. 2 Указа № 325).
Указ № 325 предусматривает следующие виды МФО:
– коммерческие – юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия;
– некоммерческие – юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива (потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительский кооператив второго уровня) (п. 3 Указа № 325).
Деятельность МФО
Указом № 325 установлены существенные различия между кругом заемщиков и целей, на которые могут предоставляться микрозаймы различными видами МФО.
Так, коммерческие МФО осуществляют исключительно деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (подп. 3.1 п. 3 Указа № 325).
Некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме фонда, вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик – физическое лицо, и предоставлению микрозаймов субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на цели осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по предоставлению микрозаймов осуществляется фондом исключительно для достижения целей, определенных уставом.
Некоммерческие МФО, созданные в форме:
– потребительского кооператива финансовой взаимопомощи, – вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (физическим лицам) и только на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член кооператива;
– общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, – вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (субъектам малого и (или) среднего предпринимательства) и только на цели осуществления предпринимательской деятельности;
– потребительского кооператива второго уровня, – вправе предоставлять микрозаймы своим членам (потребительским кооперативам финансовой взаимопомощи, обществам взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) фондам) (подп. 3.2 п. 3 Указа № 325).
Причем устанавливается, что потребительский кооператив финансовой взаимопомощи и общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять займы (помимо микрозаймов) только потребительскому кооперативу второго уровня, членом которого являются эти кооператив, общество соответственно (часть четвертая подп. 3.2 п. 3 Указа № 325).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Справочно:
деятельность ломбардов также регулируется ст. 339, 809–810 ГК, а также Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.09.2004 № 138.
Справочно:
деятельность фондов регулируется ст. 118–119 ГК и Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 302.
Справочно:
деятельность потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи регулируется ст. 116 ГК и Законом Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Деятельность обществ взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется ст. 116 ГК, ст. 23 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», а также Положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 №1911.
Особенности предоставления микрозаймов
Микрозаем предоставляется МФО на основании договора микрозайма, который должен соответствовать требованиям, установленным п. 6 Указа № 325.
МФО запрещается предоставление заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой МФО по договорам микрозаймов при предоставлении такого микрозайма (микрозаймов) превысит 15 000 БВ на день заключения договора микрозайма (п. 5 Указа № 325).
Отметим, что, несмотря на положения п. 10 ст. 175 НК, с сумм микрозаймов, предоставляемых МФО физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется (п. 11 Указа № 325).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК).
На МФО также распространяются положения, установленные Законом о кредитных историях для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (п. 17 Указа № 325).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях» (далее – Закон о кредитных историях).
Указ регулирует и иные аспекты деятельности МФО, в т.ч.: порядок и условия включения юридических лиц в реестр МФО, квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю МФО, основания для отказа в принятии заявления о включении в реестр МФО, основания исключения из реестра МФО (п. 4 Указа № 325); полномочия Нацбанка в сфере регулирования деятельности МФО (п. 9 Указа № 325); основания для направления Нацбанком предписания о запрете привлечения МФО денежных средств, предписания о запрете предоставления МФО микрозаймов, требования об отстранении от занимаемой должности руководителя МФО (п. 10 Указа № 325); обязанности МФО (пп. 5, 7 Указа № 325)
Надежда Газдюк, юрисконсульт
ОДО «Центр юридических услуг»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
126
-
124
-
121
-
119