9 сентябрь 2020
Статья 5 из 22 ( Материал id: 2497 Журнал id: 118890 )
Страница № 14

    

    

    

    

   

Закупки услуг обязательного аудита

Владимир Степанов, ведущий юрисконсульт РУП СГ-ТРАНС, магистр юрид. наук

Чем поможет статья:

  • познакомит с практикой проведения закупки услуг по обязательному аудиту государственными предприятиями.

 

В 2020 г. на белорусском рынке аудиторских услуг произошли важные изменения. Одно из них – закупка услуг по обязательному аудиту государственных предприятий и организаций должна проводиться путем объявления конкурса. Анализируем, какие требования законодательства необходимо учесть при формировании конкурсных документов.

 

Кому необходим обязательный аудит?

Основные случаи обязательного аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности предусмотрены ст. 22 Закона № 56-З, однако обязательность аудита может быть предусмотрена и иными законодательными актами.

Из нормы п. 3 ст. 22 Закона № 56-З следует, что обязательный аудит, помимо банков, бирж, страховых и иных специализированных организаций, проводят следующие субъекты хозяйствования:

  • акционерные общества, обязанные согласно законодательству раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  • иные юридические лица, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).

 

Обратите внимание!

Годовая финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту, если обязательность составления такой отчетности установлена законодательными актами. В этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями, отвечающими специальным требованиям п. 4 ст. 8 Закона № 56-З.

 

Заказчикам таких аудиторских услуг нужно учитывать, что в соответствии со ст. 19 Закона № 56-З в случае проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, они обязаны представить информацию о факте проведения такого аудита в Министерство финансов для формирования информационного банка данных.

 

Справочно:

уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (ст. 12.31 КоАП).

 

Кроме того, если аудируемые лица находятся в подчинении или входят в систему органов, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов или их акции (доли в уставных фондах) переданы в управление указанных органов, они также обязаны представить в эти органы аудиторское заключение по результатам обязательного аудита годовой отчетности.

 

Необходимость процедур закупок для заключения договора обязательного аудита

Значительную долю рынка услуг обязательного аудита занимают предприятия с полной или значительной долей государственной собственности. Для них с 2020 г. закупка подобных услуг должна происходить с обязательным использованием конкурентной процедуры – конкурса. Это новшество было введено в целях сокращения коррупционных рисков и создания здоровой конкуренции среди аудиторских организаций.

Документом, непосредственно регулирующим закупки за счет собственных средств услуг по проведению обязательного аудита годовой отчетности, стало постановление № 936, установившее следующие требования.

1. Закупки осуществляются организациями с применением конкурсов независимо от стоимости таких услуг, и лишь в случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника.

Обращаем внимание, что требования к проведению конкурсов закреплены в постановлении № 229, а также содержатся в локальных правовых актах (например, порядках закупок), разрабатываемых каждым субъектом хозяйствования и размещаемых в информационной системе «Тендеры».

Конкурс является самой «строгой» из процедур закупок за счет собственных средств. Срок для подготовки и подачи предложений на участие в нем должен составлять не менее 20 календарных дней. Информация о проведении таких конкурсов также размещается в информационной системе «Тендеры».

Отметим, что некоторые организаторы рассматриваемых закупок в качестве способа их проведения указывают иные формы (например, запрос ценовых предложений), что является нарушением действующего законодательства.

 

Справочно:

нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ст. 11.77 КоАП).

 

2. В документации о закупке в составе требований к участникам должны быть установлены следующие обязательные требования:

  • наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций;
  • представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости.

 

Обратите внимание!

Соблюдение первого из указанных выше требований любой организатор закупки может проверить самостоятельно на сайте Министерства финансов по этому адресу.

 

Что касается принципа независимости, то согласно ст. 3 Закона № 56-З он заключается в обязательности отсутствия у аудитора финансовой, имущественной или иной заинтересованности в деятельности аудируемого лица, а также какой-либо зависимости от третьих лиц, которая может повлиять на объективность аудиторского мнения. На практике в качестве подтверждения этого критерия участники закупок представляют заявление-декларацию о соблюдении принципа независимости.

 

3. В документации о закупке нельзя закреплять некоторые ограничительные требования к участникам.

В частности, запрещено требовать от участников конкурса обязательного наличия в штате определенной численности аудиторов; минимальную страховую сумму по договору страхования гражданской ответственности аудитора за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности (подп. 1.4 п. 1 постановления № 936).

При этом запрет на некоторые ограничения не распространяется на закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

 

4. Должны соблюдаться критерии сравнения предложений участников, а также рамки удельного веса таких критериев при определении победителя конкурса.

Исходя из требований постановления № 936 для сравнения конкурсных предложений должно использоваться не менее 4 критериев: цена предложения, удельный вес которой при сравнении должен составлять не менее 40 %, но не более 50 %, и не менее 3 нестоимостных критериев, удельный вес каждого из которых при сравнении не должен превышать 20 %.

 

Обратите внимание!

Сравнение предложений участников по критерию «цена предложения» производится без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету.

 

При формировании нестоимостных критериев могут учитываться:

  • наличие у участников опыта проведения аудита отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком;
  • соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности;
  • результаты (при наличии) проведенной Министерством финансов проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников.

В настоящее время при формировании конкурсных документов распространенными нестоимостными критериями оценки выступают:

  • размер страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности аудитора за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
  • место аудитора в популярных национальных рейтингах (например, ежегодный рейтинг журнала «Главный Бухгалтер»);
  • количество аудиторов в штате участника;
  • количество положительных отзывов о проведении обязательного аудита в компаниях, аналогичных или смежных с организатором закупки.

 

Справочно:

уже в III квартале т.г. существенно возросло количество размещенных в информационной системе «Тендеры» конкурсов на закупку аудиторских услуг: на 01.09.2020 – более 200. Это связано с тем, что многие предприятия практикуют проведение обязательного аудита в 2 этапа: первый – по результатам финансово­хозяйственной деятельности 1­го полугодия, второй – по итогам всего года.

 

 

Проблемы правоприменения закупок обязательного аудита

Отметим, что все исследованные нововведения обязательны к исполнению в отношении закупок за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности начиная с отчетности за 2020 г. Согласно ст. 22 Закона № 56-З такой аудит должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.

На практике начали возникать некоторые проблемные вопросы, которые, возможно, потребуют нормативного урегулирования.

Во-первых, обязательность применения процедуры закупки, с одной стороны, стимулировала конкуренцию между аудиторами, но в некоторых случаях породила фактический демпинг со стороны отдельных участников закупок. Дело в том, что и качество, и стоимость обязательного аудита напрямую связаны с количеством человеко-дней, исходя из которых формируется конкурсное предложение аудитора. Однако учет этого критерия нормативно никак не урегулирован, поэтому некоторые аудиторы пытаются выиграть конкурсы путем максимального снижения цены за счет сокращения человеко-дней до того уровня, когда проверка превращается в профанацию.

В связи с этим организаторам конкурсов целесообразно оценить минимальное количество человеко-дней, необходимых для качественного оказания услуг, и оговорить это в конкурсных документах как обязательный критерий.

Во-вторых, недостаточно четко урегулирован вопрос о возможности и способе проведения переговоров по снижению цены на закупаемые услуги по проведению обязательного аудита.

Так, в соответствии с подп. 1.6 п. 1 постановления № 936 при оценке и сравнении предложений участников по решению организации допускается проведение с участниками, получившими равную максимальную оценку по нестоимостным критериям, переговоров по снижению цены, в ходе которых эти участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20 % от первоначальной цены предложения.

На наш взгляд, указанная норма нуждается в разъяснениях со стороны Министерства финансов Республики Беларусь на предмет того, допустимо ли проведение переговоров о снижении цены в иных случаях и в каких пределах возможно такое снижение стоимости.

В настоящее время организаторы закупок обязательного аудита фактически используют инструмент переговоров о снижении цен, но абсолютные суммы таких закупок невелики. В связи с этим уместным было бы закрепление нормы о том, что заказчик вправе предложить участникам произвести однократное улучшение своего предложения в части цены, сообщив минимальную цену поступивших предложений, а также соответствующее ей минимальное количество человеко-дней оказания услуг.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56­-З «Об аудиторской деятельности» (Закон № 56­З).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (постановление № 936).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.