Взыскание убытков с перевозчика
РУП «Белинтерпром» приобрело у немецкого партнера товар, который нужно привезти из Гамбурга в Минск. РУП заключило договор организации всей перевозки с ООО «Перевозка и логистика». В свою очередь ООО перепоручило организацию перевозки ООО «Экпедитор», а оно привлекло к участию в перевозке УП «Сервистранс». Фактически покупателю груз был доставлен водителем УП «Сервистранс» Ивановым И.И. на автомобиле, принадлежащем УП «Сервистранс».
Товар был принят в Гамбурге и шел под СМR-накладной. При разгрузке товара вес оказался на 200 кг меньше, чем по документам.
Кто кому должен предъявлять иски, в какие сроки и как в таком случае распределяется ответственность?
У получателя груза есть 3 варианта взыскания суммы причиненных убытков с 3 возможных должников.
1. Обратиться к экспедитору, с которым у него заключен договор по организации перевозки груза.
2. Обратиться непосредственно к перевозчику груза, указанному в накладной.
3. Обратиться к грузоотправителю – продавцу товара.
Вариант 1. Предъявляем требование в полном объеме к первому экспедитору.
Для того чтобы иск к экспедитору был удовлетворен, следует помнить, что экспедитор – это лицо, оказывающее транспортно-экспедиционные услуги, т.е. услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта. Перечень таких услуг не ограничивается только организацией процесса перевозки груза. Значит, в первую очередь следует обратить внимание на договорные обязанности экспедитора и фактические обстоятельства процесса перевозки.
Основным договором является договор экспедиции, заключенный между РУП «Белинтерпром» (заказчик) и ООО «Перевозка и логистика» (экспедитор). Экспедитор по общему правилу несет ответственность за всех перевозчиков и иных лиц, которых он привлек для организации перевозки (ст. 26 Закона о ТЭД), поэтому к нему и предъявляем требование о возмещении убытков, причиненных частичной утратой груза.
В рассматриваемой ситуации надо установить, что уменьшение количества груза произошло в момент перевозки, т.е. имела место несохранная перевозка, которую организовывал экспедитор. Зачастую грузы, доставляемые из-за рубежа, проходят несколько этапов транспортировки. Например, до границы с еврозоной груз везет и соответственно отвечает за него один перевозчик. Далее груз хранится на складе, а потом принимается к перевозке следующим перевозчиком. Чтобы установить, при перевозке каким из участвовавших в рассматриваемой цепочке перевозчиков был частично утрачен груз, необходимо изучить транспортные документы (в частности, CMR-накладные), которые могут содержать специальные оговорки или отметки, сделанные лицами, участвующими в процессе перевозки.
Претензия по несохранной перевозке или иск могут быть предъявлены непосредственно экспедитору в случае, если экспедитор:
– принял на себя обязанность доставить груз свои транспортом (п. 23 Закона о ТЭД);
– принял груз в свое ведение и выдал клиенту (заказчику перевозки) один из экспедиторских документов (ст. 27 Закона о ТЭД);
– согласовал путем внесения в договор транспортной экспедиции предъявление таких требований непосредственно экспедитору (ст. 27 Закона о ТЭД).
Заявить требование к экспедитору можно в течение установленного законодательством специального срока – 10 месяцев (ст. 31 Закона о ТЭД). Обращаем внимание: до предъявления иска обязательно соблюдение претензионного порядка.
Если экспедитор будет признан судом виновным в нарушении договорных обязанностей и выплатит грузополучателю сумму причиненного ущерба, он вправе обратиться к последующему экспедитору или перевозчику. При предъявлении этих требований необходимо помнить о сроке исковой давности. Если в процессе первого судебного разбирательства станет понятно, что экспедитор не укладывается в сроки исковой давности, рекомендуем сразу заявить ходатайство о привлечении в дело последующего экспедитора и перевозчика, на этапе перевозки которого был утрачен груз.
Вариант 2. Обращаемся с требованием возмещения ущерба, причиненного несохранной перевозкой, непосредственно к перевозчику.
Это право прямо вытекает из п. 1 ст. 17 КДПГ. Ошибочным является мнение о том, что перевозчик не имеет договорных отношений с владельцем груза (грузополучателем). Отношения существуют и подтверждаются составлением CMR-накладной, а следовательно, право на обращение к перевозчику у получателя груза существует в силу действия норм КДПГ.
При этом варианте надо помнить, что получатель должен принять груз и установить состояние груза в присутствии перевозчика и в достаточно короткие сроки:
– в момент принятия груза (когда речь идет о заметных утратах или повреждениях);
– в течение 7 дней со дня приема груза (не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, когда речь идет о незаметных снаружи утратах или повреждениях).
Справочно:
перечень услуг, входящих в транспортно-экспедиционную деятельность, закреплен в ст. 8 Закона о ТЭД.
Факт обнаруженных повреждений должен быть отражен в транспортном документе (CMR-накладной). В противном случае получатель теряет право на заявление требования о возмещении ущерба, причиненного несохранной перевозкой.
Сроки исковой давности по требованиям, предъявляемым перевозчику, составляют 1 год и исчисляются в соответствии с правилами, установленными КПДГ (ст. 32 КДПГ).
Вариант 3. Обращаемся с требованием к грузоотправителю (продавцу товара).
Если в момент приемки товара станет ясно, что вина перевозчика никак не доказана, т.е. груз прибыл в исправной таре, печати и пломбы не нарушены, в пути не зафиксированы никакие непредвиденные обстоятельства, перевозчиком сделаны специальные оговорки в гр. 8 всех экземпляров CMR-накладной*, то претензию следует заявлять грузоотправителю (ст. 10, 11 КДПГ).
При таком варианте предъявления требований применяется не специальный, а общий срок исковой давности – 3 года, установленный ст. 197 ГК. Претензионный порядок также обязателен в силу общих требований хозяйственного процессуального законодательства.
Таким образом, приведенная ситуация не может быть решена однозначно. Выбор варианта действий и субъекта, к которому будут предъявляться требования, должен осуществляться в зависимости от конкретных обстоятельств: например, от наличия или отсутствия сведений недобросовестного поведения перевозчика, наличия протокола о нарушении ПДД или иного происшествия, правильности и достоверности сделанных участниками перевозки отметок в CMR-накладной и т.п. При отсутствии подобных документов и сведений подавать требования следует экспедитору, т.е. руководствоваться вариантом 1.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Закон о ТЭД).
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (Правила автомобильных перевозок грузов).
Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (Женева, 1956 г.) (КДПГ).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
121
-
112
-
107
-
105
-
104
-
104