9 сентябрь 2018
Статья 5 из 25 ( Материал id: 1392 Журнал id: 117304 )
Страница № 9

Взыскание доходов коммерческой организации при признании недействительной ее государственной регистрации

Государственные уполномоченные органы при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации коммерческой организации вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о признании государственной регистрации недействительной и взыскании с такой организации доходов в местный бюджет и иском о ликвидации коммерческой организации (п. 26 Положения о регистрации).

В статье анализируются последствия удовлетворения судом такого иска в виде взыскания полученных коммерческой организацией доходов в местный бюджет.

 

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).

 

В указанной ситуации белорусский законодатель требует в обязательном порядке предъявления «триединого» иска, т.е. иска с тремя предметами, к которым относятся:

1) признание государственной регистрации коммерческой организации недействительной;

2) взыскание полученных коммерческой организацией доходов в местный бюджет;

3) ликвидация коммерческой организации.

Суть требования

Требование о взыскании полученных коммерческой организацией доходов в местный бюджет должно быть заявлено следующим образом (п. 26 Положения о регистрации):

во-первых, одновременно с требованием о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации;

во-вторых, истребуются именно доходы такой организации, а не выручка;

в-третьих, доходы взыскиваются не в республиканский, а местный бюджет;

в-четвертых, взыскание осуществляется только в судебном порядке.

Таким образом, законодатель исходит из того, что в рамках административно-правового подхода нельзя изымать у соответствующего субъекта (который исходя из законодательной формулы таковым и не является) полученные им в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности доходы. Он переводит эти действия в гражданско-правовую плоскость.

При этом в качестве основания для взыскания законодатель в п. 26 Положения о регистрации указывает, что речь идет о доходах, полученных от незаконной и запрещенной деятельности, а если деятельность незаконна и запрещена, то доходы от нее должны быть изъяты в пользу и интересах государства.

Определение места нахождения коммерческой организации, государственная регистрация которой признана недействительной

Затем законодатель однозначно указывает, что доходы взыскиваются не в бюджет Республики Беларусь, а исключительно в бюджет той административно-территориальной единицы, где находится соответствующая коммерческая организация, чья государственная регистрация признана недействительной. Считаем, что речь идет о бюджете той административно-территориальной единицы, в которой располагается постоянно действующий исполнительный орган коммерческой организации, чья государственная регистрация признана недействительной, а в случае отсутствия такого органа – в бюджет той административно-территориальной единицы, где располагается иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени коммерческой организации без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

В данном случае, если имеется в виду хозяйственное общество, чья государственная регистрация признана недействительной, его доходы взыскиваются в бюджет именно той административно-территориальной единицы, где согласно уставу располагается директор (генеральный директор) и (или) дирекция (правление).

Отметим, что по сложившейся правоприменительной практике, если в хозяйственном обществе образуются одновременно и единоличный, и коллегиальный исполнительные органы, коллегиальный исполнительный орган располагается по месту нахождения единоличного исполнительного органа, так как лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, одновременно возглавляет и коллегиальный исполнительный орган (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах).

В ряде судебных дел, особенно связанных с соблюдением требований Декрета № 6, белорусские экономические суды определяли местонахождение хозяйственных обществ не по месту нахождения их исполнительных органов, отраженному в уставе соответствующего хозяйственного общества, а по фактическому месту нахождения соответствующего исполнительного органа.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах).

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

 

Считаем, что такая позиция судов не может быть использована для рассматриваемых нами отношений, так как соответствующие действия с хозяйственным обществом, чья государственная регистрация признана недействительной, должны осуществляться именно с учетом так называемого юридического адреса соответствующего хозяйственного общества, т.е. по месту нахождения его исполнительного органа, отраженному в уставе, даже если фактически исполнительные органы располагаются в ином месте.

Все указанное выше в полной мере может быть применено и к иным организационно-правовым формам коммерческих организаций, за исключением хозяйственных товариществ.

В полных или коммандитных товариществах не формируются исполнительные органы, так как управление осуществляется полными товарищами (ст. 68, 69, 83 ГК). Такие полные товарищи могут иметь различное местонахождение или место жительства.

Считаем, что при определении административно-территориальной единицы, в чей бюджет взыскиваются доходы полного или коммандитного товарищества, чья государственная регистрация признана недействительной, необходимо исходить из места нахождения полного или коммандитного товарищества, отраженного в учредительном договоре соответствующего товарищества. В противном случае применительно к анализируемым нами отношениям возможна путаница.

Доходом коммерческой организации, чья государственная регистрация признана недействительной, взыскиваемым в местный бюджет, считается сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат на производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения, в т.ч. затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения, а также уплаченных налогов, сборов, пошлин, арендной платы на земельные участки, находящие в государственной собственности, не относящихся к таким затратам. При этом при осуществлении операции по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду) выручка определяется с учетом дохода от таких операций. Доход, полученный в натуральной форме, определяется в денежном выражении (примечание к ст. 12.7 КоАП).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Позиция законодателя относительно рассматриваемых отношений отличается от подходов, содержащихся в ст. 170 ГК: последствием признания государственной регистрации коммерческой организации недействительной является взыскание в местный бюджет не всей выручки или иного имущественного удовлетворения, полученных коммерческой такой организацией, а лишь ее дохода. Иными словами, законодатель «разрешает» исключить из выручки затраты, связанные с получением такой выручки, а также налоги и сборы, уплаченные опять же в связи с рассматриваемой выручкой.

Подобный подход законодателя объясняется тем, что коммерческая организация, чья государственная регистрация признана недействительной, осуществляла деятельность, в связи с которой была получена соответствующая выручка, не в абстрактном пространстве, а в гражданском обороте при взаимодействии с иными его участниками, которые не совершили никаких противоправных деяний. При этом коммерческая организация, чья государственная регистрация признана недействительной, отчуждала имущество, в т.ч. денежные средства, в пользу иных участников имущественного оборота в рамках указанного взаимодействия. Следовательно, исходя из существа отношений у такой коммерческой организации указанного имущества на момент взыскания просто нет. В связи с этим белорусский законодатель и исключает взыскание такого имущества с интересующей нас коммерческой организации.

Именно указанные выше обстоятельства и составляют существо рассматриваемой нами части триединого предмета иска, предъявляемого в связи с признанием государственной регистрации коммерческой организации недействительной на основании п. 26 Положения о регистрации.

 

Ян Функ, д-р юрид. наук, профессор,

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.