Выбор процедуры закупки: разбираем ситуацию
Ситуация
Организации необходимо закупить многооперационную лесозаготовительную технику «Форвардер и Харвестер» (код ОКРБ 28.30.86.300).
Какую процедуру закупки необходимо применить: открытый конкурс или электронный аукцион, если ориентировочная стоимость закупки составляет 250 000 евро?
Закупка осуществляется полностью или частично за счет бюджетных средств
В соответствии с законодательством, если приобретение товаров не связано со строительством объектов (не включено в проектную документацию, дефектный акт, предпроектную (предынвестиционную) документацию) и осуществляется полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, то применяется законодательство о государственных закупках (ст. 1 Закона).
Им, в частности, предусмотрена необходимость включения требуемых заказчику товаров в годовой план государственных закупок (п. 2 ст. 18 Закона), где указывается товар и соответствующий ему код ОКРБ 007-2012 (определяется по подвиду – 8 цифровых знаков кода).
Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки. Тем самым в рассматриваемой ситуации годовая потребность в многооперационной лесозаготовительной технике составляет, к примеру, 2 единицы стоимостью 575 050 бел. руб. (250 000 евро по курсу Национального банка Республики Беларусь на 08.09.2017), или
25 002 базовые величины (БВ).
Код 28 (машины и оборудование, не включенные в другие группировки) включен в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденный постановлением № 778. Электронный аукцион проводится в случае государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь (п. 2 ст. 41 Закона). Таким образом, заказчик проводит электронный аукцион, предмет которого по коду 28 ОКРБ 007-2012 составляет многооперационная лесозаготовительная техника «Форвардер и Харвестер». Однако в соответствии со ст. 20 Закона указание на производителей, товарные знаки и т.п. возможно при отсутствии конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, но также требуется внесение слов «или аналог». А по общему правилу, технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 ст. 20 Закона).
Помимо этого, поскольку требуемое заказчику оборудование включено в перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок, утвержденный постановлением № 206, то заказчику при проведении электронного аукциона необходимо установить такие условия допуска в аукционных документах.
В приглашении к участию в процедуре государственной закупки, аукционных документах необходимо указать требования к предложению участников согласно постановлению № 206. При этом при рассмотрении и оценке предложения нужно учитывать условия допуска, а также наличие либо отсутствие сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.10.2017 № 14-01-04/282К «О разъяснении законодательства»).
Для подтверждения того, что участником в электронном аукционе предлагается товар, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации, такому участнику необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный соответственно уполномоченным органом (организацией) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации для целей участия в процедуре государственной закупки.
В случае предложения двумя и более участниками товара, включенного в указанный перечень, страной происхождения которого является Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и (или) Российская Федерация, предложение участника с товаром из иных государств отклоняется.
Товар приобретается за счет собственных средств
Если товары приобретаются за счет собственных средств и на заказчика распространяется действие постановления № 229, то следует проводить процедуру закупок, предусмотренную порядком осуществления закупок за счет собственных средств, действующим у такого заказчика.
Следует учитывать, что код 28.30 (машины для сельского и лесного хозяйства) включен в перечень товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики (приложение 3 к постановлению № 229).
Так, к участию в процедурах закупки товаров согласно приложению 3
стоимостью свыше 2 000 БВ допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации.
В случае закупки товаров, названных в приложении 3 к постановлению № 229, происходящих не из государств, указанных выше, стоимостью свыше 2 000 БВ поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики, образованной в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2015 № 525 «О Комиссии по вопросам промышленной политики» (подп. 2.16 п. 2 постановления № 229).
Юлия Амельченя, доцент кафедры гражданского
и хозяйственного права Академии управления при
Президенте Республики Беларусь, канд. юрид. наук, доцент, медиатор
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95