Временный ввоз транспортного средства. Что нужно знать, чтобы не заплатить слишком дорого
Ситуация, рассматриваемая в данной статье, имела место до изменения таможенного законодательства Республики Беларусь. 23 апреля 2014 г. Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее – ТмК) утрачивает силу в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З). Применительно к рассматриваемой в статье ситуации со вступлением в силу данного закона изменились терминология, некоторые ограничения по пользованию и распоряжению товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), по сути, не меняя практических способов разрешения подобных ситуаций, равно как и оснований их возникновения. Сама ситуация и рекомендуемые автором правовые решения все равно остаются актуальными для отечественных субъектов хозяйствования.
Временный ввоз – это таможенный режим, допускающий использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного ввоза) (ст. 190 ТмК[1]). В статье мы рассмотрим данный таможенный режим применительно к ввозу транспортного средства на территорию Республики Беларусь.
Льготы и преимущества такого таможенного режима могут быть применены как резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь.
Что касается нерезидентов, то ввоз транспортного средства в режиме временного ввоза актуален для организаций с иностранными инвестициями, организаций, в которых работают иностранные граждане, представительств иностранных организаций в Республике Беларусь, а также для частных иностранных инвесторов, являющихся гражданами других государств.
Товары помещаются под таможенный режим временного ввоза без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или с исполнением налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном ТмК[2].
Применение таможенного режима временного ввоза, несомненно, имеет свои преимущества. Однако следует отметить, что оформление транспортного средства в данном таможенном режиме налагает на его владельца ряд обязательств, незнание либо несоблюдение которых может привести к значительным финансовым потерям.
Итак, запрет на передачу транспортного средства третьим лицам без разрешения таможенного органа установлен ст. 192 ТмК [3].
К исключительным случаям, в которых транспортное средство может быть на законном основании передано третьим лицам без получения разрешения таможенного органа относятся техническое обслуживание, ремонт (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранение, транспортировка, а также передача в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь (п. 3 ст. 192 ТмК[4]).
Последствием передачи управления транспортным средством третьему лицу без разрешения таможенного органа, когда это прямо не разрешено законодательством, является уплата (взыскание) таможенных платежей в таком размере, как если бы транспортное средство было ввезено в таможенном режиме свободного обращения (п. 5 ст. 194 ТмК).
Помимо уплаты таких платежей на подлежащую уплате (взысканию) сумму начисляются пени за весь период начиная с даты ввоза автомобиля и до момента фактической уплаты таможенных платежей в полном объеме (п. 1 ст. 270 ТмК).
Действия лица, передавшего транспортное средство третьему лицу, квалифицируются как административное правонарушение, которое влечет уплату штрафа с конфискацией транспортного средства либо без конфискации (ст. 14.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
На примере практической ситуации рассмотрим, какие последствия может повлечь незнание либо несоблюдение такого требования, как запрет на передачу транспортного средства иным лицам без разрешения таможенного органа, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Ситуация
Гражданин одной из стран Европейского союза передал управление транспортным средством своему другу, также гражданину этой страны, находящемуся в Республике Беларусь. Оба иностранных гражданина находились в Беларуси на законных основаниях, осуществляли законную предпринимательскую деятельность. Ввезенный автомобиль был оформлен в таможенном режиме временного ввоза. О том, что передавать транспортное средство третьим лицам запрещено, его владелец не знал. При остановке автомобиля работниками ГАИ был выявлен факт управления им иным лицом, а не владельцем. Материалы по данному факту ГАИ передало в таможенный орган. Как следствие, автомобиль изъят и помещен на хранение. В отношении владельца составлен протокол об административном правонарушении. При рассмотрении этого дела судом вынесено определение о привлечении владельца к административной ответственности в виде уплаты штрафа без конфискации автомобиля.
В свою очередь таможенный орган вынес решение о взыскании с владельца транспортного средства сумм таможенных платежей в размере, рассчитанном так, как если бы автомобиль был выпущен в свободное обращение, и пени за весь период с момента ввоза автомобиля до момента вынесения решения. Общая сумма, подлежащая оплате владельцем автомобиля, согласно решению таможенного органа составила 150 млн. бел. руб. (приблизительно 17,5 тыс. долл. США) (при ориентировочной стоимости автомобиля 10 тыс. долл. США).
В рассматриваемой ситуации иностранный гражданин действительно нарушил условия таможенного режима временного ввоза
автомобиля. Однако сумма подлежащих уплате таможенных платежей и пени была крайне высока по сравнению со стоимостью самого транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 243 ТмК обязательство по уплате таможенных платежей прекращается в следующих случаях:
«2.1. его исполнения в виде:
уплаты таможенных пошлин, налогов;
взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь;
2.2. использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
2.3. использования тарифных преференций;
2.4. отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;
2.5. принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;
2.6. помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;
2.7. утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения – в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
2.8. взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней – в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;
2.9. если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базовой величины определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях – на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
2.10. в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь».
Соответственно, в тех случаях, когда уплата таможенных платежей весьма затруднительна для иностранного гражданина либо является экономически нецелесообразной, как в рассматриваемой ситуации при сопоставлении размера таможенных платежей и стоимости автомобиля, владелец транспортного средства вправе подать в таможенный орган заявление об оформлении в отношении данного автомобиля таможенного режима отказа в пользу государства (п. 4 ст. 192 ТмК[5]). Оформление такого режима прекращает обязательство по уплате таможенных платежей, возникшее до момента его оформления.
Также при рассмотрении дела об административном правонарушении в ситуации, аналогичной рассматриваемой, суд может не просто наложить взыскание в виде штрафа, но и вынести определение о конфискации автомобиля.
Что касается иных способов, то среди них можно назвать таможенный режим уничтожения, который применяется только в зависимости от специфики предмета, а также с учетом оценки расходов заявителя на оформление данного таможенного режима.
Полагаем важным обратить внимание на то, что не является решением проблем указанного характера применение распространенного на практике способа не явиться за получением транспортного средства, которое в силу закона по истечении 2 месяцев будет признано бесхозным и соответственно обращено в доход государства. Признание транспорта в рассматриваемом случае бесхозным и его обращение в доход государства не указаны в качестве оснований прекращения обязательств по уплате таможенных платежей, что делает данный способ весьма условным.
Рекомендация
Подводя итоги, важно отметить, что допускаемое иностранными гражданами правонарушение в подобных ситуациях явно несопоставимо с его последствиями.
В связи с этим, по мнению автора, целесообразным было бы разграничить характер допускаемых правонарушений и возникающие последствия на законодательном уровне. Более того, во избежание подобных ситуаций при оформлении таможенных режимов, предусматривающих определенные условия, как иностранным гражданам, так и таможенным органам можно порекомендовать не ограничиваться формальной распиской об ознакомлении с условиями таможенного режима, а фактически довести до сведения иностранного гражданина, а последнему принять к сведению, основные условия и наиболее часто встречающиеся правонарушения.
Татьяна Кучма,
директор юридической фирмы
«Агентство Юридических Бизнес Решений»
[1] После 23 апреля 2014 г. – ст. 219 Закона № 129-З.
[2] После 23 апреля 2014 г. временный ввоз будет осуществляться с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (ст. 219 Закона № 129-З).
[3] После 23 апреля 2014 г. – ст. 220 Закона № 129-З.
[4] После 23 апреля 2014 г. – п. 4 ст. 220 Закона № 129-З.
[5] После 23 апреля 2014 г. – ст. 222 Закона № 129-З.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117