Возврат некачественного товара
Наша организация занимается розничной торговлей мебелью для кухни по предварительным заказам. Мы приобретаем кухни у поставщика под параметры покупателя, затем доставляем и устанавливаем мебель у покупателя. При установке кухонного гарнитура уже не первый раз обнаруживается, что некоторые фасады некачественные. Мы писали претензии по каждому выявленному нами факту дефектов, выписывали возвратную накладную, но поставщик ни разу не принял от нас данные документы. Как взаимодействовать с таким поставщиком?
Удостоверить наличие некачественного товара
Возможность возврата товара предусмотрена гражданским законодательством при поставке товара ненадлежащего качества (ст. 445 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Обратите внимание! Возврат товара ненадлежащего качества осуществляется в рамках исполнения первоначального договора поставки и не рассматривается как обратная реализация товара.
Для того чтобы зафиксировать поставку некачественного товара покупатель, даже если это и не предусмотрено договором поставки, вправе вызвать представителя поставщика для составления акта выявленных недостатков. Такая процедура осуществляется с участием представителя поставщика. Для его вызова покупателю необходимо в течение 24 ч (а в отношении скоропортящегося товара – безотлагательно) с момента обнаружения недостатков направить продавцу уведомление по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи.
Обратите внимание! Гражданское законодательство обязывает поставщика реагировать на такой вызов!
Если поставщик находится в том же населенном пункте, то его представитель обязан явиться не позднее следующего дня после получения уведомления о вызове (если в нем не указан иной срок явки) (абзац первый п. 8 Положения № 1290).
Если поставщик находится в ином населенном пункте, то он обязан не позднее следующего дня после получения вызова покупателя сообщить ему, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества товара, а затем явиться в срок не позднее 3 дней после получения уведомления о вызове (не считая времени на проезд) (абзацы второй и третий п. 8 Положения № 1290).
Документ:
Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290).
Если в установленные сроки представитель продавца не явится (либо уведомит о своем отказе от участия в приемке), покупатель должен вызвать представителя третьих лиц из вышестоящей организации (при ведомственной подчиненности), или торгово-промышленной палаты, или органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории.
Обратите внимание! Не допускается приемка товара по качеству покупателем самостоятельно.
Составить документы на возврат
При частичном или полном возврате некачественного товара покупатель должен оформить:
1) акт возврата товара (соответственно, всей партии или части);
2) накладную с пометкой «возврат товара».
Акт о выявленных недостатках товара обычно является двусторонним документом и подписывается уполномоченными лицами поставщика и продавца. В нем отдельными пунктами фиксируется:
• какие недостатки выявлены;
• какие составляющие товара являются некачественными;
• в чем заключается несоответствие качественных показателей.
Перечень сведений, которые указываются в акте, закреплен в п. 40 Положения № 1290.
При отказе представителя поставщика от подписания акта или его несогласии с содержанием акта в нем делается об этом запись.
Акт утверждает руководитель юридического лица, осуществлявший приемку товаров, или индивидуальный предприниматель не позднее следующего дня после составления акта.
В рассматриваемом случае поставщик игнорирует документы о недостатках качества товара, предъявляемые покупателем. Рекомендуем в такой ситуации подписать акт в одностороннем порядке и отправить заказной почтой или доставить курьером под подпись. Если и таким образом невозможно добиться реакции поставщика, остается только собрать доказательства получения им данного акта для дальнейшего разбирательства в суде.
К акту о выявленных недостатках целесообразно приложить документы, подтверждающие факт брака или иного недостатка товара, в частности, фотографии, описания, образцы, результаты экспертизы и т.п.
Справочно:
в претензии, выставляемой покупателем до суда, обычно указываются реквизиты и товарной (товарно-транспортной) накладной, по которой был возвращен товар, и акта о выявленных недостатках товара как основания его возврата.
Обязательным документом при возврате товара является товарная накладная (ТН-2) или товарно-транспортная накладная (ТТН-1), оформленная в установленном законодательством порядке (см. Инструкцию № 58). Специалисты советуют в накладной делать запись «Возврат товара». Место указания записи организация вправе определить самостоятельно.
Документ:
Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58).
Предъявить требования
Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору (ст. 445 ГК):
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
– потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
Если покупатель требует замены части товара, оказавшего некачественным, то он вправе осуществить оценку этой части и согласовать эту сумму в акте. Если при этом поставщик не согласен с оценкой, то покупатель обязан пригласить эксперта либо иного представителя третьих лиц (п. 42 Положения № 1290).
Если поставщик не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров в установленный покупателем срок, то покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на счет поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (п. 1 ст. 490 ГК).
Покупатель также вправе отказаться от оплаты тех товаров, которые оказались ненадлежащего качества, а если такие товары уже оплачены, – потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо их замены (п. 3 ст. 490 ГК).
Если покупатель отказался от переданного поставщиком некачественного товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (взять на ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (ст. 484 ГК). Поставщик в свою очередь обязан вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или распорядиться им в указанный покупателем срок или разумный срок.
Если поставщик не выполнил указанные обязанности, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Накладные расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом поставщику, подлежат возмещению поставщиком. При этом средства, вырученные от реализации товара, передаются поставщику за вычетом компенсации расходов, понесенных покупателем.
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
160
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122