Включение в список недобросовестных поставщиков
Организация заключила договор государственной закупки через электронный аукцион. Впоследствии договор был расторгнут по причине неоднократного неисполнения подрядчиком своих обязательств путем направления заказчиком уведомления подрядчику об одностороннем отказе от исполнения договора.
Следует ли организации в такой ситуации включить сведения о поставщике в список недобросовестных поставщиков? Кто должен инициировать такое включение: сам заказчик или МАРТ? Достаточно ли указанных нарушений для включения поставщика в список?
При неисполнении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (далее – поставщики) договоров государственной закупки организации следует включать таких субъектов в список поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, за исключением случаев, предусмотренных Указом № 143. Инициирует такое включение сам заказчик.
Перечень случаев, когда юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, включаются в список, определен п. 1 ст. 17 Закона № 419-З. Одним из таких случаев является неисполнение договоров либо исполнение их ненадлежащим образом. Недобросовестный поставщик включается в список в случае расторжения такого договора (абзац третий части первой п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Информация о юридическом или физическом лице (индивидуальном предпринимателе), подлежащем включению в список, направляется заказчиком (организатором) в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение 1 месяца со дня расторжения договора (часть вторая п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).
Такая информация направляется в виде заявления с указанием сведений, предусмотренных в п. 5 Инструкции № 92. К заявлению прилагаются документы и сведения, подтверждающие, в частности, факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора в случае его расторжения и факт расторжения заказчиком договора в случае одностороннего отказа от исполнения договора с поставщиком.
Один из случаев одностороннего отказа от исполнения договора государственной закупки предусмотрен п. 4 ст. 25 Закона № 419-З, а порядок расторжения такого договора закреплен п. 5 ст. 25 Закона № 419-З.
С учетом того что рассматриваемая нами ситуация не подпадает под этот случай, представляется, что следует применять нормы ГК.
Исходя из п. 3 ст. 420 ГК односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон. При этом договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Для договора строительного подряда случаи одностороннего отказа от исполнения договора предусмотрены пп. 2–4 ст. 669, п. 3 ст. 670 и п. 3 ст. 676 ГК.
Кроме того, непосредственно в договоре строительного подряда могут быть предусмотрены случаи одностороннего отказа от его исполнения, перечень которых установлен п. 79 Правил № 1450.
Нормы п. 80 Правил № 1450 содержат также порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора. При этом оговаривается, что иное может быть предусмотрено договором.
Для одностороннего отказа от исполнения договора достаточно уведомления об этом другой стороны. Согласия другой стороны на расторжение договора, а также обращения с соответствующим требованием в суд не требуется (часть восьмая п. 19 постановления Пленума ВХС № 16).
Справочно:
уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора направляется заинтересованной стороной другой стороне в письменном виде (заказным письмом с уведомлением). В 2-недельный срок с даты получения другой стороной уведомления сторонами составляется акт о прекращении договорных отношений с учетом требований, установленных в п. 78 Правил № 1450.
Согласно части десятой п. 19 постановления Пленума ВХС № 16 договор считается расторгнутым с момента получения другой стороной соответствующего уведомления либо по истечении срока предупреждения, установленного законодательством, если иной срок не установлен уведомлением, соглашением сторон либо законодательством.
Таким образом, возможность расторжения заказчиком договора государственной закупки путем одностороннего отказа от исполнения такого договора по причине неоднократного неисполнения подрядчиком своих обязательств будет зависеть от конкретных обстоятельств такого неисполнения, а также условий, содержащихся в договоре.
Включение в список таких подрядчиков должно осуществляться с учетом требований Закона № 419-З, описанных выше, а также исключений, предусмотренных частью второй п. 13 Указа № 143.
Так, включение в список не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:
- вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует БелТПП в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель);
- в связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92 (Инструкция № 92).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (Правила № 1450).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (постановление Пленума ВХС № 16).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
183
-
139
-
133
-
125
-
125
-
119