В Интернете размещены необоснованные отзывы об организации: идем в суд
Образец искового заявления к лицу, распространившему недостоверные сведения, см. в рубрике «Правильный документ» на с. 31 журнала.
Образец заявления в случае, когда лицо, распространившее недостоверные сведения, не установлено, см. в рубрике «Правильный документ» на с. 33 журнала.
Чем поможет статья:
правильно действовать в случае обращения в суд за защитой деловой репутации, если в Интернете размещены не соответствующие действительности отзывы клиентов или иных лиц.
Ситуация
На веб-сайте ООО «К», предоставляющего услуги образования для взрослых, 05.05.2019 был размещен отзыв гражданина И. следующего содержания: «Записался на курс «Photoshop для начинающих», проводимый данной организацией. Курс длился шесть дней, а стоимость они берут такую, что в государственном университете можно учиться целый семестр! Преподаватели молодые, сами недавно окончили такие курсы и уже берутся учить других. Абсолютно некомпетентные работники. По окончании курсов выдают бумажку, отпечатанную на принтере, такую можно изготовить и в домашних условиях, особенно зная основы Photoshop. Дозвониться по телефонам, указанным на сайте, невозможно, постоянно занято либо никто не поднимает. Короче, очередная шарашкина контора! Я не то что не советую обращаться в данную организацию, советую избегать ее. Обещают скидку на обучение на других их курсах, но не верьте таким обещаниям, деньги выгребут, а знаний не дадут!».
Рассмотрим, какие действия может предпринять организация для защиты своей деловой репутации в таком случае.
Внесудебные меры
Прежде всего следует установить лицо, разместившее необоснованный отзыв на сайте, и выяснить суть его претензий или причины обиды на организацию.
Если такое лицо удалось установить, то в первую очередь нужно попытаться уладить дело без суда. О несудебных способах мы уже подробно писали ранее[1].
Если же не удалось идентифицировать лицо, написавшее такой отзыв, то требование об опровержении можно предъявить редакции средства массовой информации или владельцу интернет-ресурса (п. 1 ст. 42 Закона о СМИ).
Если внесудебные способы не помогли решить проблему с отзывом, то целесообразно переходить к судебным способам защиты деловой репутации. При этом следует помнить, что в суд можно обращаться и за защитой деловой репутации, и за обжалованием отказа интернет-ресурса в опубликовании опровержения.
Обратите внимание!
Организация вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих ее деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, без предварительного соблюдения досудебного порядка обращения с таким требованием к лицу, распространившему эти сведения (п. 4 постановления Пленума ВХС № 16).
Порядок обращения в суд, если установлено лицо, распространившее недостоверные сведения
Особенности. В этом случае подается иск об опровержении не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию.
Ответчиками по таким искам могут являться авторы материалов, содержащих об истце сведения, не соответствующие действительности и порочащие его деловую репутацию, а также лица, распространившие такие материалы и (или) сведения (п. 7 постановления Пленума ВХС № 16).
В случае если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель этого средства массовой информации.
Если оспариваемые истцом сведения распространены средством массовой информации при наличии исключающих его ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 52 Закона о СМИ, экономический суд может привлечь к участию в деле в качестве ответчика наряду с редакцией средства массовой информации организацию или физическое лицо, явившиеся источником таких сведений (часть третья п. 7 постановления Пленума ВХС № 16).
Обратите внимание!
Требование о защите деловой репутации является требованием о защите неимущественного права, и на него согласно ст. 209 ГК исковая давность не распространяется (часть вторая п. 4 постановления Пленума ВХС № 16).
Подведомственность. Данные споры рассматриваются экономическими судами независимо от того, являются ли их участниками юридические лица, индивидуальные предприниматели или граждане (ст. 47 ХПК).
Подсудность. Иски по данной категории дел должны предъявляться в соответствии со ст. 49 ХПК по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Госпошлина исчисляется по ставке для исковых заявлений неимущественного характера (п. 3 приложения 15 к НК). Если дополнительно заявляется возмещение убытков, то в соответствии со ст. 128 ХПК цена иска определяется исходя из взыскиваемой суммы. Поэтому нужно будет доплатить пошлину, как для исковых заявлений имущественного характера (подп. 1.1 п. 1 приложения 15 к НК).
Доказательства. В суде истцу необходимо будет доказывать такие обстоятельства, как факт распространения недостоверных сведений о нем, несоответствие их действительности, порочащий деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности характер этих сведений. При отсутствии доказательств наличия хотя бы одного из указанных обстоятельств требование о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности не будет подлежать удовлетворению (п. 11 постановления Пленума ВХС № 16).
Наряду с этим истец вправе представлять доказательства несоответствия действительности распространенных о нем сведений и их негативного влияния на его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Поскольку местом размещения недостоверных или порочащих сведений является Интернет, у истца могут быть опасения, что информация на сайте может быть изменена и представить ее в суд в первоначальном виде будет затруднительно или невозможно. В связи с этим он при подготовке к делу может обратиться к нотариусу за обеспечением письменных доказательств[2].
Решение. В резолютивной части решения об удовлетворении требований о защите деловой репутации экономический суд указывает, какие сведения признаны им не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца, и определяет способ их опровержения.
Применительно к рассматриваемой нами ситуации суд вынес следующее решение:
«1. Исковые требования ООО «К» удовлетворить.
2. Признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО следующие сведения:
«…стоимость они берут такую, что в государственном университете можно учиться целый семестр!..», «…Абсолютно некомпетентные работники…», «…По окончании курсов выдают бумажку, отпечатанную на принтере, такую можно изготовить и в домашних условиях, особенно зная основы Photoshop…», «…Короче, очередная шарашкина контора!..», «…не то что не советую обращаться в данную организацию, советую избегать ее...», «…деньги выгребут, а знаний не дадут!».
3. Обязать ОДО «П» (владельца интернет-ресурса) удалить с информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет отзыв гражданина И., размещенный 05.05.2019 на веб-сайте ООО «К».
Выдать приказ.
4. Обязать гражданина И. в срок не позднее 14 календарных дней со дня вступления судебного решения в законную силу разместить на веб-сайте ООО «К» на том же месте страницы и тем же шрифтом, что и опубликованный отзыв, в качестве опровержения распространенных сведений текст следующего содержания:
«Сведения, опубликованные 05.05.2019 в отношении ООО «К», не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию организации. Приношу свои извинения ООО «К», а также сотрудникам компании за размещение недостоверной информации».
Выдать приказ.
5. Взыскать с гражданина И. в пользу ООО «К» убытки, причиненные распространением сведений, не соответствующих действительности, в размере 1 500,00 руб.; 1 215,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; 800,00 руб. в возмещение расходов по оплате юридических услуг; 54,00 руб. в возмещение расходов по оплате нотариального тарифа за совершение нотариальных действий по обеспечению письменных доказательств.
Выдать приказ.
Решение экономического суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда в течение пятнадцати дней с момента его принятия».
Исполнение. Судебный исполнитель предоставляет должнику 7-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (ст. 46 Закона № 439-З).
В связи с этим истец по истечении указанного срока может требовать от судебного исполнителя:
- проверить исполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе (ст. 114 Закона № 439-З);
- в случае неисполнения принять меры по привлечению должника к административной ответственности по ст. 24.10 КоАП.
Если требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены должником после привлечения его к ответственности, судебный исполнитель предлагает взыскателю самостоятельно исполнить эти требования за счет должника.
В случае отказа взыскателя исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, за счет должника исполнительный документ возвращается взыскателю в порядке, установленном ст. 53 Закона № 439-З.
Порядок обращения в суд, если лицо, распространившее недостоверные сведения, не установлено
Особенности. В этом случае подается иск о признании таких сведений не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности в порядке гл. 26 ХПК.
В делах данного вида производства только устанавливается юридический факт, влекущий за собой юридические последствия (абзац шестой части второй ст. 231 ХПК), но не рассматривается спор о праве.
Подведомственность и подсудность. Данная категория дел, как указано выше, подведомственна суду, рассматривающему экономические споры.
Подсудность дел о признании порочащих деловую репутацию сведений не соответствующими действительности относится к исключительной подсудности: они рассматриваются по месту нахождения или месту жительства заявителя (часть пятая ст. 51 ХПК).
Госпошлина. Ставка государственной пошлины за рассмотрение заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подаваемого в экономический суд, составляет 10 базовых величин (подп. 9.2 п. 9 приложения 15 к НК).
Доказательства. Истец должен позаботиться о представлении суду убедительных сведений, подтверждающих невозможность получения им надлежащих доказательств иным способом. Также истцу придется доказывать, что распространенная информация оказывает негативное влияние на его репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Решение. При удовлетворении судом заявления об установлении юридического факта в решении суда указывается на наличие юридического факта и излагается установленный факт.
Решение суда об установлении юридического факта является документом, подтверждающим юридический факт, и основанием для регистрации такого факта или оформления соответствующими органами прав, возникающих в связи с установленным юридическим фактом, но не заменяет собой документы, издаваемые этими органами (ст. 234 ХПК).
Резюме
В заключение отметим, что если ожидания потребителя остались неоправданными, например он приобрел товар или услугу ненадлежащего качества, то целесообразным представляется применить надлежащий порядок ремонта, замены или возврата некачественного товара либо оказания качественной услуги в порядке, установленном ГК и законодательством о защите прав потребителей. Такие действия позволят реализовать основной интерес потребителя в приобретении в итоге качественного товара и его использовании по назначению.
Описанные же действия эмоционального характера по оставлению необоснованного отзыва в Интернете не только не помогут с реализацией интереса в приобретении соответствующего качественного товара, но и могут навлечь на потребителя проблемы с судом и значительные судебные расходы.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» (постановление Пленума ВХС № 16).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).
Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон № 439-З).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
[1]* См.: Дубовик, Э., Ефремова, А. Действия организации по защите деловой репутации, если в Интернете размещены необоснованные отзывы // Я – юрисконсульт организации. – 2020. – № 3. – С. 25–28.
[2]* См.: Котух, Ю. Доказательства обеспечивает нотариус: разбираемся в процедуре // Я – юрисконсульт организации. – 2019. – № 8. – С. 22–27.