12 декабрь 2020
Статья 8 из 25 ( Материал id: 2604 Журнал id: 118893 )
Страница № 25

    

    

    

    

   

Условия допуска товаров иностранного происхождения к госзакупкам: ситуации из практики

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, медиатор

Из статьи вы узнаете:

  • товары каких стран и при каких условиях могут закупаться на территории Республики Беларусь, а также как подтверждается страна происхождения товара.

 

Особенности закупки импортных товаров в законодательстве о государственных закупках

На основании Договора о ЕАЭС для Республики Беларусь и других государств-членов для сферы государственных закупок действует национальный режим.

Национальный режим – режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый на территории своего государства. Страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории ЕАЭС (п. 2 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением 25 к Договору о ЕАЭС).

Учитывая нормы международного договора, в законодательстве Республики Беларусь данный национальный режим для товаров, работ и услуг и поставщиков остальных государств-членов должен обеспечиваться.

В связи с этим какие-либо особенности в целом приобретения импортного товара в законодательстве о государственных закупках отсутствуют. Относительно же отдельных товаров установлены условия допуска. Но они не касаются товаров и поставщиков, их предлагающих, происходящих с территории государств – членов ЕАЭС.

Ситуация 1

При проведении электронного аукциона как процедуры государственной закупки заказчиком (бюджетное торговое предприятие) установлены условия допуска товаров на основании постановления № 206.

 

Что должны представить участники в составе своего предложения для его применения?

Законодательством о государственных закупках установлены условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок на основании постановления № 206.

Так, если предметом государственной закупки (его частью, лотом) является товар, включенный в перечень (приложение к постановлению № 206), то заказчику необходимо в состав аукционных документов включить соответствующие условия допуска (например, указать, что процедура проводится в соответствии с постановлением № 206 по предмету государственной закупки или его части, лоту).

В ходе проведения процедуры государственной закупки к участию в ней допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Армения, Рес­публики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, и соответствующих требованиям аукционных документов.

Тем самым участник в предложении представляет сведения о стране происхождения товара. Одновременно, если такой страной происхождения является одна из стран ЕАЭС, участником могут быть представлены документы, подтверждающие страну происхождения, указанные в п. 2 постановления № 206, при их наличии.

Так, если страна происхождения товара – Республика Беларусь, то подтверждающими документами являются:

  • документ о происхождении товара (или его копия), выданный Белорусской торгово-промышленной палатой (БелТПП) или ее унитарными предприятиями: сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Указанный документ заполняется в порядке, определенном для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ), в частности, постановлением № 21;
  • сертификат продукции собственного производства (или его копия), выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами. В случае представления сертификата или его копии участником, не являющимся производителем товара, к нему прилагается документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.

Если страной происхождения товара является страна, которой в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами, то подтверждающим документов является сертификат о происхождении товара (его копия). Это также сертификат о происхождении товара формы СТ-1.

Он выдается:

  • БелТПП и ее унитарными предприятиями – если участник является резидентом;
  •  уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, – если участником является нерезидент.

Как следствие, если двумя и более участниками заявлена страна происхождения из числа стран ЕАЭС и представлены документы из перечня в п. 2 постановления № 206, предложения иных участников, заявивших о стране происхождения не из числа стран ЕАЭС, как не представивших документы, указанные в п. 2 постановления № 206, подлежат отклонению, как не соответствующие аукционным документам.

Ситуация 2

В документах по процедуре государственной закупки (процедура запроса ценовых предложений) указано на условия допуска товаров в соответствии с постановлением № 206 и условия применения преференциальной поправки. Участник (белорусское производственно-торговое предприятие) представил сертификат, подтверждающий, что страна происхождения товара – Республика Беларусь.

 

Может ли данный сертификат подтверждать и условия допуска, и преференциальную поправку?

В соответствии с законодательством о государственных закупках предусмотрены условия допуска товаров и условия применения преференциальной поправки, регулируемые соответственно постановлением № 206 и постановлением № 395.

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрены также и документы, подтверждающие условия допуска и применения преференциальной поправки, если предлагается товар происхождения Республики Беларусь.

Так, согласно п. 2 постановления № 206 документами, подтверж­дающими страну происхождения товара для целей проведения процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) для товаров, происходящих из Республики Беларусь, являются документ о происхождении товара (он также заполняется в порядке, определенном для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых МАРТ, в частности, постановлением № 21) или сертификат продукции собственного производства, или их копии.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 постановления № 395 для подтверждения права на применение преференциальной поправки в размере 15 % представляются те же документы, что и предусмотренные п. 2 постановления № 206.

Для подтверждения права на применение преференциальной поправки в размере 25 % представляются:

  • документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки. В документе должны быть указаны общее количество работников, численность инвалидов, номера удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроки их действия;
  • сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия.

Таким образом, представленный участником сертификат о происхождении товара из Республики Беларусь может подтверждать и условия допуска, и преференциальную поправку в размере 15 %.

 

Документ:

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (вступил в силу 1 января 2015 г.) (Договор о ЕАЭС).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (постановление № 206).

Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок, утвержденный постановлением № 206 (перечень).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ­1 для целей проведения процедур государственных закупок» (постановление № 21).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!