Указание максимальной цены предмета закупки при проведении закупок за счет собственных средств
Наша организация осуществляет закупку за счет собственных средств.
Можем ли мы указать в конкурсных документах максимальную цену предмета закупки и условие о том, что предложения, содержащие более высокую цену, комиссией рассматриваться не будут?
Можете.
При осуществлении закупок за счет собственных средств необходимо руководствоваться:
– постановлением № 229;
– порядком закупок за счет собственных средств, утвержденным в организации (подп. 2.1 п. 2 постановления № 229).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Постановлением № 229 указанный вопрос прямо не урегулирован. Однако организациям предоставлено право самостоятельно определять не только виды конкурентных процедур закупок, но также:
– условия применения и проведения конкурентных процедур закупок;
– требования к заключению и исполнению договоров на закупки;
– иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств (часть вторая подп. 2.1 постановления № 229).
При определении вышеперечисленных условий следует помнить, что ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки, не предусмотренное законодательством, не допускается. Участником может быть любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств (подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).
Организация может предусмотреть в документах о закупке право или обязанность конкурсной комиссии на отклонение предложений участников, предлагающих товар (работу, услугу), превышающие по стоимости ориентировочную стоимость предмета закупки, указанную в конкурсных документах и в приглашении, размещенном на официальном сайте. Такое указание не будет нарушением, поскольку к участию в процедуре будет допускаться любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Однако к рассмотрению и оценке предложений будут допускаться только те, которые соответствуют требованиям, установленным в конкурсных документах.
Дополнительно стоит отметить, что определение ориентировочной стоимости предмета закупки должно быть тесно взаимосвязано с теми лимитами финансирования (по аналогии с государственными закупками, имеется ввиду, в контексте госзакупок, что объем бюджетного финансирования диктует объем предмета госзакупки), которые выделены или предполагаются к выделению (согласно бизнес-плана или по иному основанию) заказчиком. Однако, стоит отметить, что определение ценового порога тогда действенно и обеспечивает добросовестную конкуренцию, когда до начала процедуры, до формирования условий по ней (документов о закупке) проведены маркетинговые исследования конъюнктуры рынка. В противном случае определение порога по стоимости приводит зачастую к занижению стоимости и к признанию процедуры конкурентной закупки несостоявшейся, ввиду невыполнения участниками требования по цене предложения. Из чего также следует проведение либо повторно процедуры конкурентной закупки (что целесообразно) или применение процедуры закупки из одного источника (что повышает риск иметь претензии, особенно при перманентности такого рода предпосылок к признанию конкурентной процедуры закупки несостоявшейся, со стороны компетентных органов).
Антон Богатко, юрист