Удержание груза до оплаты услуг
После завершения услуги по организации перевозки заказчик не оплатил услуги экспедитора, груз пока находится у экспедитора.
Может ли экспедитор использовать груз для того, чтобы заставить заказчика рассчитаться? Как долго экспедитор может удерживать груз?
Удержание груза экспедитором возможно до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Может при соблюдении требований законодательства.
Заказчик (грузоотправитель или грузополучатель) по договору транспортной экспедиции обязан возместить расходы, понесенные экспедитором в его интересах, и выплатить экспедитору причитающееся вознаграждение (ст. 22 Закона о ТЭД). Если заказчик не выполняет свои обязательства по договору, то экспедитор вправе взыскать с должника сумму полагающегося ему по договору вознаграждения, неустойку (если она предусмотрена договором), проценты за пользование чужими денежными средствами (если расчеты производятся в рублях Республики Беларусь) и убытки, возникшие в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств, по общим правилам ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, установленных ГК.
Что касается удержания груза, то законодательством установлена общая норма о праве перевозчика на такое удержание (п. 4 ст. 744 ГК), а также специальная норма о праве экспедитора на удержание груза (ст. 24 Закона о ТЭД). Вместе с тем реализация экспедитором этого права ограничена, что отражено в постановлении Пленума ВХС № 9. Экспедитор имеет право удерживать перевозимый груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке при соблюдении следующих условий:
1) это должна быть плата и другие платежи именно по организации перевозки данного груза (такое право не может быть ограничено договором);
2) удержание осуществляется после наступления срока оплаты (часть первая ст. 24 Закона о ТЭД).
Таким образом, если сроки оплаты организованной экспедитором перевозки уже наступили, экспедитор может использовать груз для того, чтобы заставить заказчика рассчитаться, удерживая его. В этом случае удержание груза экспедитором возможно до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено либо до предоставления заказчиком надлежащего обеспечения исполнения своих обязанностей в части выплаты причитающегося вознаграждения и возмещения расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, в т.ч. расходов экспедитора, связанных с удержанием груза (п. 45 постановления Пленума ВХС № 9).
Если заказчик так и не выполнит свои обязательства по договору, то требования экспедитора могут быть удовлетворены из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом, т.е. в судебном порядке. Если иное не предусмотрено договором, удержание груза обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов перевозчика, экспедитора на содержание удержанного груза и расходов по взысканию (п. 46 постановления Пленума ВХС № 9).
Документы:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Закон о ТЭД).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (постановление Пленума ВХС № 9).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
147
-
145
-
124
-
124
-
117
-
116