Центры, обеспечивающие деятельность бюджетных организаций: МАРТ пояснил их права в сфере госзакупок
О чем статья:
- функции, которые бюджетные организации могут передать центрам;
- как центры осуществляют процедуры госзакупок после передачи им соответствующих функций;
- какие документы необходимо оформить для передачи центрам соответствующих полномочий.
В соответствии с Указом № 475 в целях обеспечения деятельности бюджетных организаций в Республике Беларусь создаются специализированные центры для обслуживания структурных подразделений исполкомов (местных администраций районов в городах), исполкомов первичного территориального уровня, а также организаций здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, соцобслуживания и ряда иных организаций, подчиненных исполкомам (далее – организации).
Одной из целей создания таких центров является передача им бюджетными организациями ряда неосновных и непрофильных функций по обеспечению своей деятельности, которые ранее такие организации вынуждены были осуществлять собственными силами.
Право создания таких центров предоставлено исполкомам областного и базового уровней. На них же возложена обязанность определить перечни бюджетных организаций, которые должны обслуживаться центрами.
Взаимодействие центров с организациями при проведении государственных закупок осуществляется на основании договора об оказании услуг (подп. 1.2 п. 1 Указа № 475). Типовая форма такого договора установлена постановлением № 948.
Центры являются законными представителями организаций в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также представителями таких организаций по иным вопросам, переданным этим центрам в соответствии с договором об оказании услуг (подп. 1.6 п. 1 Указа № 475).
Центры выполняют обязанности организаций, включенных в перечни, в объеме, определенном договором об оказании услуг, и несут ответственность, в т.ч. установленную законодательными актами для организаций и их должностных лиц, в пределах переданных им по этому договору обязанностей, функций, документов, имущества и имущественных прав.
В перечень деятельности, которую должны осуществлять такие центры, вошли:
- деятельность, связанная с ведением бухгалтерского и финансового учета;
- процесс проведения государственных закупок;
- ремонт и техобслуживание госимущества;
- эксплуатация автоматизированных информационных систем;
- автоперевозки;
- реализация мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
- хранение архивных документов, инвентаря, оборудования и иного госимущества.
В частности, согласно приложению к Указу № 475 в перечень видов деятельности, которые могут осуществлять центры в соответствии с заключенными договорами об оказании услуг, вошли:
- формирование, утверждение и ведение годового плана государственных закупок, включающего сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в соответствующем финансовом году для организаций и согласовано с соответствующими распорядителями бюджетных средств;
- проведение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) по сводным перечням, включенным в сформированные ими годовые планы государственных закупок, для нужд одной или нескольких организаций, заключение договоров государственных закупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечение их исполнения, в т.ч. приемка поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплата.
Таким образом, организации вправе передать центру в полном объеме все функции по проведению для них государственных закупок, включая составление годового плана государственных закупок, проведение процедур государственных закупок, а также заключение и исполнение договоров государственных закупок, включая оплату и приемку товаров (работ, услуг).
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) своим письмом от 16.04.2020 № 14-01-04/1344К дало разъяснения в отношении некоторых вопросов проведения центрами государственных закупок в интересах организаций.
Формирование, утверждение и ведение центрами годового плана государственных закупок
Поскольку согласно Указу № 475 центры вправе осуществлять формирование, утверждение и ведение годового плана государственных закупок, то после заключения организацией договора об оказании
услуг именно центр формирует и размещает на одной из электронных торговых площадок, определенных Советом Министров для проведения процедур государственных закупок, годовой план государственных закупок.
В такой годовой план включается сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано центром в соответствующем финансовом году (далее – сводный перечень) для всех организаций, обеспечение деятельности которых осуществляется центром. Если после публикации годового плана на электронной площадке произойдет изменение объема закупок, запланированных центром, то соответствующие изменения в такой годовой план вносятся центром в порядке, установленном ст. 19 Закона № 419-З.
Отметим, что в текущем финансовом году в годовой план государственных закупок центрам необходимо включить только те товары (работы, услуги), поставщики (подрядчики, исполнители) по которым не определены заказчиками до передачи соответствующих полномочий центрам.
Обратите внимание!
После передачи центрам функций на основании договоров об оказании услуг не требуется вносить изменения в свои годовые планы государственных закупок, которые были размещены на электронных торговых площадках до передачи соответствующих полномочий центрам.
Как мы говорили выше, организации вправе передать центрам полномочия по формированию, утверждению и ведению годового плана государственных закупок, включающего сводный перечень.
В письме МАРТ указано, что с распорядителями бюджетных средств подлежит согласованию не годовой план государственных закупок, утверждаемый центром, а сводный перечень.
Формирование центрами годового плана государственных закупок осуществляется в соответствии с формой, установленной постановлением № 10. При этом в годовой план государственных закупок потребность в однородном товаре (работе, услуге) различных организаций включается отдельными позициями с указанием кодов расходов бюджетной классификации Республики Беларусь, присвоенных каждой из таких организаций.
Проведение центрами процедур государственных закупок в интересах организаций
Как было разъяснено МАРТ, к деятельности центров по организации и проведению процедур государственных закупок применяются положения Закона № 419-З, регламентирующие права и обязанности заказчика. Таким образом, центр при осуществлении государственных закупок выступает в качестве заказчика, который проводит процедуры государственных закупок, в т.ч. заключает договоры государственных закупок.
Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований ряда статей Закона № 419-З (п. 2 ст. 18 Закона № 419-З). Соответственно при выборе центром вида подлежащей применению процедуры государственной закупки ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) считается по совокупной потребности в однородных товарах (работах, услугах) всех организаций, в интересах которых центр проводит закупки.
Договоры государственных закупок
Центр может осуществлять обеспечение исполнения договора государственной закупки, в т.ч. приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплату (п. 3 приложения к Указу № 475). Однако как быть с исполнением договоров государственных закупок, заключенных до передачи центру полномочий на их исполнение? Как указано МАРТ, после передачи соответствующих полномочий центру между ним, организацией (заказчиком) и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо подписывать 3-стороннее дополнительное соглашение, предусматривающее в т.ч. изменение сторон договора государственной закупки.
Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (п. 2 ст. 25 Закона № 419-З). Таким образом, в случае заключения договора государственной закупки в простой письменной форме дополнительное соглашение также должно подписываться в простой письменной форме. Если же договор государственной закупки был заключен в письменной форме в виде электронного документа, то и дополнительное соглашение должно заключаться в виде электронного документа на электронной торговой площадке.
В настоящее время подобный функционал, учитывающий включение в правоотношения третьего лица, не предусмотрен на электронных торговых площадках. Однако, по разъяснению МАРТ, отсутствие указанного функционала не препятствует заключению дополнительного соглашения в простой письменной форме. При этом несоблюдение формы сделки (в данном случае ее заключение не в виде электронного документа) не влечет ее недействительность, что предусмотрено ст. 163 ГК.
После подписания дополнительного соглашения центр продолжает исполнение договоров государственных закупок, заключенных заказчиками до передачи соответствующих полномочий центру.
В заключение отметим, что до настоящего времени в бюджетных организациях очень остро стоит проблема отсутствия имеющих надлежащую подготовку специалистов в сфере проведения государственных закупок. В связи с этим руководители таких организаций вынуждены возлагать соответствующие функции на специалистов совершенно другого профиля, не имеющих надлежащего образования и подготовки в сфере государственных закупок.
Представляется, что принятие Указа № 475, позволяющего передать такие функции от бюджетных организаций центрам, в которых будут работать специалисты в сфере госзакупок, положительно скажется на качестве проведения таких закупок в интересах бюджетных организаций и освободит эти организации от выполнения не свойственных им функций.
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (Указ № 475).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 № 948 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475» (постановление № 948).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок» (постановление № 10).