5 май 2020
Статья 9 из 20 ( Материал id: 2076 Журнал id: 118886 )
Страница № 25

    

    

    

    

   

Центры, обеспечивающие деятельность бюджетных организаций: МАРТ пояснил их права в сфере госзакупок

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

О чем статья:

  • функции, которые бюджетные организации могут передать центрам;
  • как центры осуществляют процедуры госзакупок после передачи им соответствующих функций;
  • какие документы необходимо оформить для передачи центрам соответствующих полно­мочий.

 

В соответствии с Указом № 475 в целях обеспечения деятельности бюджетных организаций в Республике Беларусь создаются специализированные центры для обслуживания структурных подразделений исполкомов (местных администраций районов в городах), исполкомов первичного территориального уровня, а также организаций здраво­охранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, соц­обслуживания и ряда иных организаций, подчиненных испол­комам (далее – организации).

Одной из целей создания таких центров является передача им бюджетными организациями ряда неосновных и непрофильных функций по обеспечению своей деятельности, которые ранее такие организации вынуждены были осуществлять собственными силами.

Право создания таких центров предоставлено исполкомам областного и базового уровней. На них же возложена обязанность опреде­лить перечни бюджетных организаций, которые должны обслуживаться центрами.

Взаимодействие центров с организациями при проведении государственных закупок осуществляется на основании договора об оказании услуг (подп. 1.2 п. 1 Указа № 475). Типовая форма такого договора установлена постановлением № 948.

Центры являются законными представителями организаций в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также представителями таких организаций по иным вопросам, переданным этим центрам в соответствии с договором об оказании услуг (подп. 1.6 п. 1 Указа № 475).

Центры выполняют обязанности организаций, включенных в перечни, в объеме, определенном договором об оказании услуг, и несут ответственность, в т.ч. установленную законодательными актами для организаций и их должностных лиц, в пределах переданных им по этому договору обязанностей, функций, документов, имущества и имущественных прав.

В перечень деятельности, которую должны осуществлять такие центры, вошли:

  • деятельность, связанная с ведением бухгалтерского и финансового учета;
  • процесс проведения государственных закупок;
  • ремонт и техобслуживание госимущества;
  • эксплуатация автоматизированных информационных систем;
  • автоперевозки;
  • реализация мероприятий по охране труда и пожарной безопас­ности;
  • хранение архивных документов, инвентаря, оборудования и иного госимущества.

В частности, согласно приложению к Указу № 475 в перечень видов деятельности, которые могут осуществлять центры в соответствии с заключенными договорами об оказании услуг, вошли:

  • формирование, утверждение и ведение годового плана государственных закупок, включающего сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в соответствующем финансовом году для организаций и согласовано с соответствующими распорядителями бюджетных средств;
  • проведение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) по сводным перечням, включенным в сформированные ими годовые планы государственных закупок, для нужд одной или нескольких организаций, заключение договоров государственных закупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечение их исполнения, в т.ч. приемка поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплата.

Таким образом, организации вправе передать центру в полном объеме все функции по проведению для них государственных закупок, включая составление годового плана государственных закупок, проведение процедур государственных закупок, а также заключение и исполнение договоров государственных закупок, включая оплату и приемку товаров (работ, услуг).

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) своим письмом от 16.04.2020 № 14-01-04/1344К дало разъяснения в отношении некоторых вопросов проведения центрами государственных закупок в интересах организаций.

 

Формирование, утверждение и ведение центрами годового плана государственных закупок

Поскольку согласно Указу № 475 центры вправе осуществлять формирование, утверждение и ведение годового плана государственных закупок, то после заключения организацией договора об оказании
услуг именно центр формирует и размещает на одной из электронных торговых площадок, определенных Советом Министров для проведения процедур государственных закупок, годовой план государственных закупок.

В такой годовой план включается сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано центром в соответствующем финансовом году (далее – сводный перечень) для всех организаций, обеспечение деятельности которых осуществляется центром. Если после публикации годового плана на электронной площадке произойдет изменение объема закупок, запланированных цент­ром, то соответствующие изменения в такой годовой план вносятся центром в порядке, установленном ст. 19 Закона № 419-З.

Отметим, что в текущем финансовом году в годовой план государственных закупок центрам необходимо включить только те товары (работы, услуги), поставщики (подрядчики, исполнители) по которым не определены заказчиками до передачи соответствующих полно­мочий центрам.

 

Обратите внимание!

После передачи центрам функций на основании договоров об оказании услуг не требуется вносить изменения в свои годовые планы государственных закупок, которые были размещены на электронных торговых площадках до передачи соответству­ющих полномочий центрам.

 

Как мы говорили выше, организации вправе передать центрам полно­мочия по формированию, утверждению и ведению годового плана государственных закупок, включающего сводный перечень.

В письме МАРТ указано, что с распорядителями бюджетных средств подлежит согласованию не годовой план государственных закупок, утверждаемый центром, а сводный перечень.

Формирование центрами годового плана государственных закупок осуществляется в соответствии с формой, установленной постановлением № 10. При этом в годовой план государственных закупок потребность в однородном товаре (работе, услуге) различных организаций включается отдельными позициями с указанием кодов расходов бюджетной классификации Республики Беларусь, присвоенных каждой из таких организаций.

 

Проведение центрами процедур государственных закупок в интересах организаций

Как было разъяснено МАРТ, к деятельности центров по организации и проведению процедур государственных закупок применяются положения Закона № 419-З, регламентирующие права и обязанности заказчика. Таким образом, центр при осуществлении государственных закупок выступает в качестве заказчика, который проводит процедуры государственных закупок, в т.ч. заключает договоры государственных закупок.

Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований ряда статей Закона № 419-З (п. 2 ст. 18 Закона № 419-З). Соответственно при выборе центром вида подлежащей применению процедуры государственной закупки ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) считается по совокупной потребности в однородных товарах (работах, услугах) всех организаций, в интересах которых центр проводит закупки.

 

Договоры государственных закупок

Центр может осуществлять обеспечение исполнения договора государственной закупки, в т.ч. приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплату (п. 3 приложения к Указу № 475). Однако как быть с исполнением договоров государственных закупок, заключенных до передачи центру полномочий на их исполнение? Как указано МАРТ, после передачи соответствующих полномочий центру между ним, организацией (заказчиком) и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо подписывать 3-стороннее дополнительное соглашение, предусматривающее в т.ч. изменение сторон договора государственной закупки.

Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (п. 2 ст. 25 Закона № 419-З). Таким образом, в случае заключения договора государственной закупки в простой письменной форме дополнительное соглашение также должно подписываться в простой письменной форме. Если же договор государственной закупки был заключен в письменной форме в виде электронного документа, то и дополнительное соглашение должно заключаться в виде электронного документа на электронной торговой площадке.

В настоящее время подобный функционал, учитывающий включение в правоотношения третьего лица, не предусмотрен на электронных торговых площадках. Однако, по разъяснению МАРТ, отсутствие указанного функционала не препятствует заключению дополнительного соглашения в простой письменной форме. При этом несоблюдение формы сделки (в данном случае ее заключение не в виде электронного документа) не влечет ее недействительность, что предусмотрено ст. 163 ГК.

После подписания дополнительного соглашения центр продолжает исполнение договоров государственных закупок, заключенных заказчиками до передачи соответствующих полномочий центру.

В заключение отметим, что до настоящего времени в бюджетных организациях очень остро стоит проблема отсутствия имеющих надлежащую подготовку специалистов в сфере проведения государственных закупок. В связи с этим руководители таких организаций вынуждены возлагать соответствующие функции на специалистов совершенно другого профиля, не имеющих надлежащего образования и подготовки в сфере государственных закупок.

Представляется, что принятие Указа № 475, позволяющего передать такие функции от бюджетных организаций центрам, в которых будут работать специалисты в сфере госзакупок, положительно скажется на качестве проведения таких закупок в интересах бюджетных организаций и освободит эти организации от выполнения не свойственных им функций.

 

Документы:

Указ Президента Рес­публики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (Указ № 475).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 № 948 «О реализации Указа Президента Респуб­лики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475» (постановление № 948).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок» (постановление № 10).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!