1 январь 2019
Статья 3 из 17 ( Материал id: 1524 Журнал id: 117851 )
Страница № 12

Транспортно-экспедиционная деятельность с февраля 2019 года: будьте готовы

О чем статья:

как изменились обязанности клиента и экспедитора;

что нового в предъявлении претензий и исков;

что включить в договор транспортной экспедиции в связи с грядущими изменениями.

 

 

В настоящее время услуги по оказанию транспортно-экспедиционных услуг регулируются несколькими документами, основными из которых являются Закон № 124-З и Правила.

В связи со вступлением в силу Закона № 145-З с 18 февраля 2019 г. Правила утрачивают свою силу, а экспедиторы в своей деятельности станут руководствоваться лишь нормами Закона № 124-З и договорными условиями.

Рассмотрим отдельные изменения, которые внесены Законом № 145-З, и что следует учитывать при работе в 2019 г.

Приведены в соответствие термины и определения

Большинство норм Закона № 145-З посвящено приведению норм Закона № 124-З в соответствие с действующим транспортным законодательством.

Так, по тексту Закона № 124-З исключены такие понятия, как «грузо­отправитель» или «грузополучатель» и «перевозчик», конкретизировано понятие «клиент». Таким образом, теперь клиент – лицо, которое заключает с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Однако это не означает, что лицо, которое заказывает услугу у экспедитора, не может быть грузоотправителем или грузополучателем. Просто теперь все они являются клиентами.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 124-З).

Документ:

Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766 (далее – Правила).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 09.11.2018 № 145-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 145-З).

 

Документы при оказании услуг

Транспортно-экспедиционные услуги – услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта. Это предполагает, что экспедитор работает с документами, в т.ч. с теми, которые сопровождают груз (ст. 8 Закона № 124-З).

Закон № 145-З уточнил понятие «сопроводительные документы». К ним отнесены транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформляемые при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Помимо сопроводительных документов, экспедитору необходимо пользоваться формами документов, рекомендованными международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности.

 

Обратите внимание! Экспедиторские документы регулируют отношения между экспедитором и грузовладельцем, грузоотправителем и грузополучателем. Их действие не распространяется на отношения экспедитора с перевозчиком.

 

Напомним, что к экспедиторским документам относятся:

экспедиторская расписка – документ удостоверяет факт передачи грузоотправителем или клиентом груза и его получения экспедитором. Когда оформляется экспедиторская расписка? Выдать экспедиторскую расписку экспедитор должен при приеме груза. Расписка дает экспедитору право владения грузом до того момента, когда по окончании перевозки груз передается клиенту либо указанному им иному грузополучателю;

экспедиторский сертификат перевозки – это документ, удостоверяющий принятие под ответственность экспедитора определенной партии груза с обязательством ее отправки;

оборотный мультимодальный транспортный коносамент – это товарораспорядительный (если в нем не указано противоположное – не товарораспорядительный) транспортный документ, устанавливающий полномочия экспедитора в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки груза;

складская расписка – предназначена для использования при производстве складских операций, осуществляемых экспедитором, представляет из себя унифицированный стандартный документ, предназначенный для использования главным образом внутри страны;

поручение экспедитору – предназначено специально для того, чтобы зафиксировать инструкции, полученные экспедитором от своего клиента;

декларация отправителя о перевозке опасных грузов. В этой декларации грузоотправитель отмечает, под действие какой конвенции ООН и каких международных правил по перевозке опасных грузов подпадает передаваемый им экспедитору груз для транспортно-экспедиционного обслуживания;

необоротная мультимодальная транспортная накладная – используется при перевозке грузов всеми видами транспорта в смешанном и прямом сообщениях. Накладная выступает в качестве дополнения к коносаменту ФИАТА;

интермодальное весовое свидетельство отправителя – служит доказательством ответственности стороны за неправильно предоставленные данные о весе груза, способствует обеспечению оптимальной загруженности транспортного средства и исключению его перегруженности;

нейтральная воздушная накладная – авианакладная IATA, применяемая экспедиторами. Накладная, служащая для оформления и
оплаты авиатранспортировки грузов международными и внутренними рейсами по указанным направлениям, является не оговариваемым, не оборотным документом авиатранспортировки, который служит актом приемки-передачи для отправителя, указывающим, что перевозчик принял указанные товары и берет на себя обязательство самостоятельно доставить груз в аэропорт назначения согласно указанным условиям.

О договоре транспортной экспедиции

Чаще всего это 2-сторонний договор, в котором стороны, клиент и экспедитор, согласовывают все необходимые условия услуги.

Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме (п. 4 ст. 755 ГК). Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен в виде поручения экспедитору (ст. 17 Закона № 124-З).

Договоры между резидентом и нерезидентом должны составляться только в простой письменной форме, поскольку несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки (п. 3 ст. 163 ГК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Рекомендация

Если клиент выдает поручение экспедитору при отсутствии ранее заключенного договора транспортной экспедиции, то не забудьте, что в этом случае требуется письменное подтверждение экспедитора (акцепт) о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. Только при получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.

 

(Несмотря на прямое указание Закона № 124-З о том, что договор транспортной экспедиции считается незаключенным, если нет письменного подтверждения экспедитора о согласии на оказание запрашиваемой услуги, судебная практика пошла по другому пути. Заключение договора доказывается конклюдентными действиями. – Прим. авт.)

Рекомендация

В настоящее время порядок оказания услуг экспедитором регламентирован Правилами. В связи с тем что с 18 февраля 2019 г. Правила действовать не будут, рекомендуем внести в договор все соответствующие условия, по которым следует работать, включая перечень тех услуг, которые будет для клиента оказывать экспедитор (ст. 8 Закона № 124-З).

Согласуйте в договоре условие о том, что на каждую отдельную услугу клиент будет выдавать экспедитору отдельное поручение. Это позволит вам скорректировать те или иные положения договора, не изменяя его в целом.

Изменились обязанности сторон

Обратите внимание, что клиент может:

– объявлять ценность груза;

– распоряжаться грузом или передавать право распоряжения грузом иным лицам;

– приостанавливать перевозку груза или изменять пункт назначения.

В то же время в обязанности клиента вменено:

своевременно письменно уведомить экспедитора о необходимости изменения условий перевозки груза.

Рекомендация

Для того чтобы избежать дополнительных расходов и не вступать в судебные споры, согласуйте заранее сроки, в пределах которых клиент вправе изменить поручение экспедитору. Не забудьте также согласовать размеры компенсаций, которые должен будет возместить клиент, когда его указания несвоевременны и экспедитор не сумеет выполнить их без дополнительных расходов;

 

обеспечить оформление сопроводительных документов, если обязанность оформления таких документов возложена на клиента, нести ответственность за их полноту и достоверность.

Рекомендация

Поскольку экспедитор физически не всегда может находиться на месте загрузки и проверить правильность оформления сопроводительных документов, рекомендуем решить данный вопрос с отнесением такой обязанности на конкретное лицо – клиента. В противном случае вся ответственность будет возложена на экспедитора;

 

– обеспечить предъявление груза, требующего защиты от повреждения, в исправных упаковке, таре, соответствующих установленным для них требованиям, если иное не указано в договоре транспортной экспедиции.

В свою очередь Закон № 145-З закрепил за экспедитором некоторые новые права:

выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя. Это значит, что экспедитор будет внесен в договор перевозки, выступая одной из его сторон. А это в свою очередь влечет за собой применение к таким отношениям норм определенного отраслевого транспортного законодательства;

принимать груз в свое ведение по внешним признакам (количество мест, вид и состояние упаковки, тары) и сопроводительным документам. Напомним, что принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-
транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора (п. 2 ст. 27 Закона № 124-З). Такая отметка, как правило, проставляется экспедитором в графе «Наименование перевозчика». Это дает право экспедитору вносить в транспортный документ оговорки, которые обычно делает перевозчик при приеме груза к перевозке.

(Судебная практика ряда стран идет по пути признания экспедитора, сведения о котором занесены в транспортные документы, первым перевозчиком. – Прим. авт.);

– при применении экспедитором процедуры удержания (ст. 24 Закона № 124-З) появились новые обязанности по уведомлению в письменной форме клиента о том, что груз будет удерживаться.

Определены сроки такого уведомления: не позднее дня, следующего за днем начала удержания груза.

Второй обязанностью экспедитора при проведении процедуры удержания является обеспечение сохранности груза путем сдачи или приема его на ответственное хранение.

 

Обратите внимание! Удержание – способ обеспечения какого-то реального обязательства, производимый кредитором, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником (ст. 340 ГК). Это значит, что экспедитор может заявить об удержании, если груз поступил в ведение экспедитора. В противном случае удержание будет являться неправомерным.

Что изменилось в предъявлении претензий и исков

Измененная ст. 30 Закона № 124-З сохранила обязательность предъявления претензии к экспедитору до предъявления к нему иска.

В то же время в момент заключения договора стороны могут отказаться от обязательного претензионного порядка, закрепив этот отказ в договоре.

В настоящий момент порядок предъявления претензий установлен Правилами. Нормы Правил перенесены в Закон № 124-З с некоторым текстовым редактированием.

Поэтому революции в порядке предъявления претензий к экспедитору не произошло.

В претензии должны быть указаны:

– суть предъявляемого требования;

– сумма ущерба;

– почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты;

– дата составления претензии.

Претензия должна быть подписана ее заявителем. К ней должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность.

Срок предъявления претензии исчисляется по правилам предъявления претензий к перевозчику, действующим на соответствующих видах транспорта. Например, если экспедитор организовывал перевозку груза авиационным транспортом, то в случае возникновения претензий, связанных с несохранной перевозкой, клиент должен обратиться к Авиационным правилам.

Письменная претензия предъявляется немедленно по обнаружении вреда, но не позднее:

– 14 дней со дня получения груза в случае его повреждения;

– 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя в случае просрочки в его доставке;

– 2 лет со дня прибытия воздушного судна в случае утраты груза (п. 298 Авиационных правил).

К претензии должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие право заявителя требовать возмещение, в т.ч. подлинный экземпляр грузовой накладной с отметкой «Для отправителя», если претензия подана грузоотправителем, или с отметкой «Для получателя», если претензия подана грузополучателем, коммерческий акт, расчет суммы вреда и т.п.

Если перевозка выполняется несколькими видами транспорта, например морским и автомобильным, то претензию следует подавать по правилам, установленным на том виде транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии.

Документ:

Авиационные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70 (далее – Авиационные правила).

 

Рекомендация

Если невозможно установить, в какой момент был поврежден груз (например), то применяйте правила транспорта, которым осуществлялась доставка груза в конечный пункт назначения, определенный договором транспортной экспедиции.

 

Обратите внимание! При выставлении претензии по правилам транспортного законодательства помните о том, что перевозка и экспедиция имеют разные сроки исковой давности. Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в 10 месяцев (ст. 31 Закона № 124-З).

 

Учитывайте, что при определении срока исковой давности по требованию, вытекающему из смешанного договора, содержащего элементы договоров транспортной экспедиции и автомобильной перевозки груза, по условиям которого обязанности экспедитора исполняет перевозчик, применяются правила п. 2 ст. 391 ГК (п. 27 постановления Пленума ВХС № 9).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее – постановление Пленума ВХС № 9).

 

 

Анна Шинкевич, арбитр Международного арбитражного суда
при БелТПП, директор ЗАО «ЮРЭКС»

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.