Техническое нормирование и подтверждение соответствия: разбираемся в процедурах
В последние годы политика государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, желающих стать участниками того или иного рынка товаров, работ, услуг, ведется следующим образом: сначала в рамках либерализации отменяется, например, лицензирование вида деятельности, а затем вводится новая контрольная процедура, скажем, сертификация. Показательным примером может служить строительная деятельность, в отношении которой лицензирование было отменено, а затем введено подтверждение соответствия строительной продукции и работ. Сейчас целый ряд товаров, работ, услуг подпадает под процедуры технического нормирования, стандартизации, декларирования соответствия, сертификации и пр. Предлагаем разобраться в этих процедурах.
Когда субъект хозяйствования еще только планирует начать заниматься каким-либо видом деятельности, он должен проверить, подлежит ли лицензированию этот вид деятельности согласно приложению 1 к Положению о лицензировании*. Однако, если вид деятельности, которым планирует заниматься субъект хозяйствования, отсутствует в указанном документе, это еще не значит, что его можно начинать осуществлять с завтрашнего дня. Вполне возможно, что для этого нужно пройти иные процедуры, имеющие целью все тот же контроль допуска к хозяйственной деятельности.
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании).
Техническое нормирование и оценка соответствия
Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг (ст. 1 Закона о техническом нормировании).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о техническом нормировании).
Техническое нормирование осуществляется с помощью технических регламентов (далее – ТР), технических кодексов, государственных стандартов (далее – ГОСТ) и других документов. Для субъектов хозяйствования важным является не само техническое нормирование, а вытекающие из него процедуры подтверждения соответствия в виде декларирования или сертификации продукции или работ (услуг).
Пример 1
Так, например, в строительстве установлен Перечень строительных материалов и изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме (1) декларирования соответствия, либо (2) обязательной сертификации, либо (3) декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности. Техническое нормирование здесь осуществлено на основе ТР 2009/013/BY, а оценку соответствия производит сам субъект хозяйствования по правилам, введенным постановлением № 125.
Документ:
технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY) (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 № 125 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1748») (далее – ТР 2009/013/BY и постановление № 125 соответственно).
Документ:
Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), являющийся приложением к ТР 2009/013/BY (далее – Перечень строительных материалов и изделий).
Деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТР или ГОСТам регламентируется нормами Закона об оценке соответствия. Результатом оценки соответствия является получение соответствующих документов (сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат компетентности). Одним из видов оценки соответствия является подтверждение соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия).
Объектами оценки соответствия при подтверждении соответствия являются (ст. 8 Закона об оценке соответствия):
а) продукция;
б) процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
в) выполнение работ;
г) оказание услуг;
д) система управления качеством;
е) система управления окружающей средой;
ж) система управления безопасностью продукции;
з) система управления охраной труда;
и) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг);
к) иные объекты.
Таким образом, техническое нормирование и оценка соответствия – это процедуры, существенно отличающиеся от лицензирования и преследующие иные цели. Если вернуться к нашему примеру, то субъекту хозяйствования, намеревающемуся осуществлять деятельность в области строительства, следует учитывать, что лицензию на такой вид деятельности получать не нужно, зато необходимо пройти добровольное либо обязательное подтверждение соответствия согласно Перечню строительных материалов и изделий.
Добровольное и обязательное подтверждение соответствия
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.
Обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования ТР, а также (до 1 января 2016 г.) объекты оценки соответствия, в отношении которых требования ТР не установлены и которые включены в Перечень Госстандарта № 60. Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются (ст. 26 Закона об оценке соответствия).
Документ:
Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 (далее – Перечень Госстандарта № 60).
Обратите внимание! Обязательное подтверждение соответствия по Перечню Госстандарта № 60 будет действовать до 1 января 2016 г. Начиная с этой даты, как определено в Законе об оценке соответствия, обязательному подтверждению соответствия будут подлежать только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования ТР.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в 2 формах:
1) обязательной сертификации, которую осуществляет аккредитованный орган по сертификации на основе договора на подтверждение соответствия с заявителем;
2) декларирования соответствия, которое осуществляет сам изготовитель (продавец) путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Необходимость проведения обязательной сертификации обычно прямо указана в законодательстве. Например, в Перечне строительных материалов и изделий есть раздел, который прямо устанавливает, какие объекты подлежат подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации.
Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются соответствующим ТР, а в случаях его отсутствия – Правилами подтверждения соответствия. Если схемой подтверждения соответствия* установлена необходимость проведения испытаний объекта оценки соответствия, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора на проведение испытаний с заявителем или с аккредитованным органом по сертификации.
Документ:
Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23 (далее – Правила подтверждения соответствия).
Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованных органах по сертификации. Одна из ближайших целей нашего государства – переход преимущественно к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности и качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество товаров (подп. 3.5 п. 3 Директивы № 4).
Документ:
Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
При добровольной сертификации порядок, сроки, перечень документов и т.п. установлены пп. 23.1–23.8 Единого перечня административных процедур. Как и в случае с обязательной сертификацией, могут проводиться испытания, если это предусмотрено ТР или иным нормативным правовым актом. Изготовитель (продавец) вправе вместо декларирования соответствия продукции, включенной в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, выбрать проведение обязательной сертификации такой продукции.
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).
Пример 2
В строительстве оценку соответствия осуществляют аккредитованные в установленном порядке организации (например, РУП «БелГИМ», РУП «Стройтехнорм») по схемам и в порядке, предусмотренным ТКП 5.3.13-2007 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 № 67, и ТКП 5.1.04-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23. Обязанность по сертификации работ (услуг) в строительстве возложена на юридические лица (в т.ч. иностранных) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующие строительные работы (услуги).
Таким образом, в отличие от лицензирования, которое охватывает организационный «макроуровень» (виды деятельности), техническое нормирование проводится на «микроуровне» (отдельные работы, услуги, материалы). Если лицензия выдается на вид хозяйственной деятельности, то сертификации подлежат продукция, технологические и бизнес-процессы и средства их осуществления.
За нарушение требований ТНПА в области подтверждения соответствия выявлено значительное количество составов административных правонарушений. Так, например, реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в т.ч. импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь влечет ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 200 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления – до 500 базовых величин (п. 1 ст. 23.11 КоАП).
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица Госстандарта (по ч. 1 ст. 12.25 КоАП, ст. 23.11–23.12 КоАП и др.), а также иных государственных органов, перечисленных в ст. 3.30 ПИКоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Справочно:
1 базовая величина составляет 180 000 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2014 № 1255 «Об установлении размера базовой величины»).
Кроме административной, в случае особой общественной опасности деятельности без подтверждения соответствия субъект подлежит привлечению к уголовной ответственности, в частности, за нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований ТНПА при производстве строительно-монтажных работ с тяжкими последствиями (ст. 305 УК).
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
О правильном выполнении иных процедур мы расскажем в следующих номерах нашего журнала.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук,
юридический центр «Эрудит»
* О процедуре лицензирования мы подробно писали ранее (см.: «Я – юрисконсульт организации». – № 9. – 2015.).
* Схема подтверждения соответствия – совокупность и последовательность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия объекта оценки соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации. Заявители вправе выбирать любую схему подтверждения соответствия из числа схем, предусмотренных для этого объекта оценки соответствия с учетом условий применения.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
160
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122