6 сентябрь 2014
Статья 4 из 22 ( Материал id: 93 Журнал id: 105846 )
Страница № 10

Страховая деятельность регулируется по-новому (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165)

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165)

Указ № 165, вступивший в силу с 1 июля 2014 г., призван усилить защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, а также создать более благоприятные условия для развития и функционирования страхового рынка в Республике Беларусь. Рассмотрим, какие изменения Указ № 165 внес в страховые отношения.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» (далее – Указ № 165).

В первую очередь Указ № 165 ввел 2 новых вида государственного страхования:

– страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов (абз. 9 подп. 4.1 п. 4 Положения).

 

Документ:

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение).

Отдельные объекты перечислены в приложении 1 к Положению. В частности, к ним относятся опасные производственные объекты, а также здания и сооружения организаций торговли, общепита, учреждений образования, поликлиник, гостиниц, общежитий, концертных залов, клубов, спортивных сооружений, санаториев, относящиеся к отдельным классам по функциональной пожарной опасности согласно ТКП 45-2.02-142.2011 (02250) «Здания, строительные конструкции, материалы и изделия. Правила пожарно-технической классификации». Страхование ущерба, связанного с эксплуатацией таких объектов, будет производить Белгосстрах. Субъекты хозяйствования, уже осуществляющие подобную деятельность, должны заключить договоры страхования до 1 января 2015 г.;

– страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов (абз. 10 подп. 4.1 п. 4 Положения).

Здесь страховщиком может стать государственная компания либо юридическое лицо, в уставном фонде которого доля более 50 % находится в республиканской собственности (при этом организация должна иметь лицензию на выполнение страхования, включая обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов). Заключить договоры также необходимо до 1 января 2015 г. Однако нет необходимости заключать страховой договор при международной перевозке грузов за пределами Республики Беларусь, а также в некоторых иных случаях (абз. 10 подп. 4.1 п. 4, абз. 5 и 8 п. 460, п. 463 Положения).

Порядок взимания страховых платежей по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств изменился следующим образом:

– размер страховой выплаты каждому потерпевшему при оформлении ДТП без сообщения в ГАИ увеличен с 200 до 400 евро (абз. 8 части третьей п. 192 Положения);

– сняты ограничения по общему размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю (п. 182 Положения);

– с момента вступления Указа № 165 в силу потерпевший может получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей.

Перечень транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, расширен, а также установлены страховые взносы для электромобилей (от 7,7 евро на 1 месяц до 43,1 евро на год), гибридных автомобилей (от 10,6 евро на 1 месяц до 59,7 евро на год).

Справочно:

с 1 июля 2014 г. участники ДТП могут разъехаться без вызова ГАИ при условиях: они должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более 2 автомобилей, ущерб в них не должен превышать 400 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей; оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения и страховки.

 

Важно!

В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира с перевозчика взимается сумма страховой выплаты в размере 5 000 евро. Напомним, что до вступления Указа № 165 в силу сумма могла быть определена по соглашению сторон, но не менее 3 000 евро.

 

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим на территории Республики Беларусь, теперь предоставлена возможность использовать иностранный страховой полис без заключения дополнительного договора со страховыми организациями Республики Беларусь. Для них размер страховой суммы также увеличен с 5 000 до 10 000 евро.

Для повышения заинтересованности лиц в заключении договоров добровольного медицинского страхования введена обязанность для государственных и частных страховых организаций включать страховые взносы по договорам добровольного страхования медицинских расходов в затраты, учитываемые при налогообложении. Форма собственности организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь, при этом не учитывается (подп. 1.2 п. 1 Указа № 165).

Сведения о лицах, заключивших договор добровольного страхования, будут храниться в страховой истории, создание которой предусмотрено Указом № 165 с января 2016 г. Сведения из страховой истории могут быть предоставлены только страховой организации; иным лицам такие сведения предоставляются только с письменного согласия лица, на которое ведется страховая история.

 

Справочно:

страховая история включает в себя информацию о ДТП, наступлении страховых случаев, сумме и порядке страховых выплат по всем страховщикам, услугами которых пользовался гражданин.

 

Справочно:

в страховую историю юридического лица будет включаться не только непосредственно его собственная история, но и информация из страховых историй реорганизованных юридических лиц, прекративших свою деятельность, если такие факты имелись (абз. 2, 3 и 5 п. 84, часть четвертая п. 89 Положения).

 

Одной из актуальных проблем национального законодательства в области страховой деятельности до недавнего момента считалось отсутствие в законодательных актах понятия «страховой (перестраховочный) пул». Данное понятие введено Указом № 165, что позволит страховщикам принимать более активное участие в крупных рисках, а также предложить страховщикам лучшие условия гарантии выплат при наступлении страхового случая.

Указом № 165 увеличен минимальный размер уставного фонда страховых организаций до 5 млн. евро (п. 15 Положения). Эта норма распространяется на организации, занимающиеся не только страхованием жизни, но и иными видами страхования. Им предоставлена возможность увеличить страховой фонд до установленной суммы не единовременно, а поэтапно до 1 мая 2017 г. При этом сняты ограничения по размеру вклада в уставный фонд страховой организации и вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации.

Нововведения коснулись и страховых организаций с иностранными инвестициями: они получили право заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами Республики Беларусь.

 

Важно!

Страховые организации, занимающиеся страхованием жизни, обязаны направлять на увеличение накоплений граждан не менее 50 % прибыли от инвестирования и размещения средств страховых резервов.

 

Указ № 165 обязал страховых брокеров постоянно иметь соответствующие денежные средства на счетах в белорусских банках. Как и в случае со страховыми организациями, страховые брокеры могут произвести необходимое увеличение страхового фонда поэтапно до 1 января 2015 г.

Также установлен список организаций, которые могут выступать в качестве страховых агентов: к ним, в частности, относятся банки, РУП «Национальный аэропорт Минск», РУППС «Белпочта» (и его структурные подразделения), туристические предприятия, а также иные организации, внесенные в реестр страховых агентов Минфина. Как неоднократно отмечалось, подобный реестр очевидно даст Беларуси возможность осуществлять практику аттестации и сертификации страховых агентов, существующую на данный момент во многих государствах мира*.

Страховым агентам запрещено заключать договоры страхования в отношении самих себя или выступать в качестве выгодоприобретателя по заключенным им договорам страхования, а также передоверять совершение действий, на которые он уполномочен страховой организацией, иному лицу. Кроме того, посредническая деятельность страхового агента, являющегося организацией, не может выступать в качестве единственного или основного вида его деятельности.

 

Маргарита Полевая, юрист

 

 


* См., например: http://www.minfin.gov.by/upload/insurance/komm/komm_140414_
165.pdf.

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.