10 октябрь 2020
Статья 20 из 21 ( Материал id: 2553 Журнал id: 118891 )
Страница № 55

    

    

    

    

   

Способ ухода от кредиторской задолженности: что делать кредиторам

Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов
Марина Кобринец, юрист

Главное в статье:

  • реорганизация юридического лица путем разделения и выделения в Республике Беларусь используется недобросовестными контрагентами для уклонения от исполнения обязательств. Уйти от данной схемы возможно лишь путем внесения изменений в действующее законо­дательство.

 

В чем суть схемы

Реорганизация юридического лица является одной из законных форм ухода от кредиторской задолженности. Для реализации данной схемы достаточно действовать по отработанному сценарию. Для начала учредитель должен принять соответствующее решение. Затем необходимо выделить из своего состава новую компанию или разделить старую на несколько вновь созданных. Дальше составляются пере­даточный акт и разделительный баланс, по которому передаются неликвидные активы и долги предприятия правопреемнику (которое можно через какое-то время обанкротить). Завершаем процесс реорга­низации государственной регистрацией вновь возникшего юридического лица (п. 4 ст. 53 ГК).
Предусматривая данный механизм в ГК, законодатель, к сожалению, забыл предусмотреть работающий механизм защиты прав добро­совестных кредиторов от недобросовестной реорганизации долж­ников.
Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусмотрены ст. 56 ГК и ограничиваются правом получения уведомления от реорганизуемого юрлица (п. 1 ст. 56 ГК) и более реальным правом – правом потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п. 2 ст. 56 ГК). В Законе № 2020-XII законо­датель конкретизирует данные нормы:

  • уведомление кредиторов необходимо сделать в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации (часть вторая ст. 23 За­кона № 2020-XII);
  • кредиторы, в свою очередь, могут предъявлять требования в течение 30 дней с момента направления им соответствующего уведомления (часть четвертая ст. 23 Закона № 2020-XII).

На этом законодатель отходит в сторону и далее не вмешивается в деятельность субъектов хозяйствования.
В теории все просто – получил уведомление и потребовал досрочной уплаты долга. Но на практике все иначе – если это схема ухода от долгов, то на счетах организации денег для уплаты должного в нужный момент не окажется. Более того, должник может направить уведомление о реорганизации и одновременно подать заявление о государственной регистрации реорганизованного юридического лица. Законодательство не содержит никаких ограничений в этой части. Таким образом реорганизация начинается и заканчивается в один день – день регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 15 Закона № 2020-XII; ст. 53 ГК).
Перечень представляемых документов сложно нарушить. В регистрирующий орган представляются (часть первая п. 14 Положения № 1):

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. устав;
  3. легализованная выписка из торгового регистра, если новым собственником имущества, участником является иностранная органи­зация;
  4. копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык, если новым собственником имущества, участником является иностранное физическое лицо;
  5. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
  6. оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

Также определен исчерпывающий перечень документов, которые представляются регистрирующему органу для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (часть первая п. 16 Положения № 1):

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате doc или rtf).
  3. оригинал свидетельства о государственной регистрации;
  4. легализованная выписка из торгового регистра, если новым собственником имущества, участником является иностранная органи­зация;
  5. копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык, если новым собственником имущества, участником является иностранное физическое лицо;
  6. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В заявлении о государственной регистрации подтверждается, в частности, что судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), и сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в т.ч. в заявлении о государственной регистрации, достоверны (абзацы 12 и 13 части первой п. 19 Положения № 1).


Пример из судебной практики
Судом был выдан судебный приказ о взыскании с ООО «Должник» в пользу ОАО «Кредитор» денежной суммы. Возбуждено исполнительное производство. С течением времени из ООО «Должник» в порядке реорганизации выделилось ООО «Правопреемник». ООО «Должник» обратилось к судебному исполнителю для замены его как стороны в исполнительном производстве на ООО «Правопреемник». Судебный исполнитель удовлетворил заявление. Вынесенное постановление судебного исполнителя было обжаловано ОАО «Кредитор» в суде.
При этом ОАО «Кредитор» ссылалось на то, что по разделительному балансу ООО «Правопреемник» передана неликвидная дебиторская задолженность, на балансе ООО «Правопреемник» отсутствуют основные средства, запасы, вложения в долгосрочные активы, на которые можно возложить взыскания, в связи с чем инициируемая замена стороны в исполнительном производстве позволит снять арест на наложенное единственное имущество в рамках исполнительного производства ООО «Должник», а задолженность перед ОАО «Кредитор» не будет погашена.
При оценке указанных доводов экономический суд исходил из положений ст. 19 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В связи с этим судебный исполнитель при разрешении вопроса о замене стороны обязан оценить правоустанавливающие документы, подтверждающие переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, и только!
В соответствии с разделительным балансом, актом-справкой передачи с расшифровкой строк разделительного баланса, выпиской из разделительного баланса, пояснительной запиской к акту-справке к ООО «Правопреемник» перешли права и обязательства ОДО «Кредитор», вытекающие из судебного приказа.
На основании указанных документов судебным исполнителем сделан право­мерный вывод о наличии оснований для замены стороны в исполнительном производстве ее правопреемником. При этом в компетенцию судебного исполнителя не входит оценка активов правопреемника должника.
В связи с изложенным в удовлетворении жалобы на действия судебного исполнителя было отказано. Вышестоящими судами решение суда первой инстанции оставлено в силе.


Как быть кредитору?

После завершения реорганизации судебный исполнитель не имеет права оценивать активы должника. В его компетенции лишь сделать механическую замену стороны в исполнительном производстве.
Как же тогда быть кредитору? Возможно ли оспорить государственную регистрацию вновь созданного юридического лица?
Недействительной может быть признана только государственная регистрация, которая осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы (часть вторая п. 26 Положения № 1). Согласно разъяснению ВХС № 02-38/309 дела о признании недействительной государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений (дополнений), внесенных в учредительные документы субъектов хозяйствования, могут быть рассмот­рены в порядке гл. 25 ХПК по заявлениям субъектов хозяйствования и граждан, чьи права и законные интересы нарушены.
Из анализа данных актов мы видим, что оспорить решение теоретически можно, и даже есть механизм, но на практике для этого нужно иметь неопровержимые доказательства того, что реорганизуемое юридическое лицо представило в регистрирующий орган заведомо ложные сведения. Реалии сегодня таковы, что субъекту, решившему избежать таким образом уплаты долгов, нет необходимости представлять государственным органам ложные сведения. Это обусловлено тем, что законодателем не урегулирован вопрос о том, какие сведения должны содержаться в разделительном балансе, нет нормы о том, что вместе с долгами новому предприятию нужно передать и ликвидные активы. Действующее законодательство не устанавливает обязанность пропорционально распределять имущество и обязательства при проведении реорганизации.
Полагаем, разрешением данного пробела необходимо заниматься на государственном уровне – путем внесения изменений в действу­ющее законодательство. Примером для нас может стать норма ГК РФ. Так, если при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ). В Республике Беларусь солидарная ответственность возникших в результате реорганизации юридических лиц предусмот­рена лишь в случае, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника (п. 3 ст. 56 ГК). Надо отметить, что в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь», вынесенном на общественное обсуждение в 2018 г., была предусмотрена аналогичная норма. Однако, к большому сожалению, в настоящее время данная норма все еще отсутствует в гражданском законодательстве.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение № 1).

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон обисполнительном производстве).

Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.02.2010 № 02-38/309 «О признании недействительной государственной регистрации» (разъяснение ВХС № 02-38/309).

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.