Спонсорская помощь: последовательность действий и риски
Чем полезна:
изложены алгоритм действий лиц, оказывающих и принимающих спонсорскую помощь, а также содержание договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
В связи с пандемией коронавируса COVID-19 спонсорская помощь становится действенным способом решить определенную часть финансовых проблем. Например, она уже оказывается белорусским учреждениям здравоохранения, испытывающим дополнительную потребность в материальных ресурсах. Кроме того, на фоне экономического спада, вызванного пандемией, на грани выживания могут оказаться некоторые субъекты хозяйствования в сфере производства и оказания услуг, ранее никогда не использовавшие спонсорскую помощь. В связи с этим предлагаем рассмотреть основные правила оказания такой помощи и напомнить о рисках для спонсоров и получателей.
Основные вопросы, требующие разрешения при принятии решения об оказании спонсорской помощи
1. Кто может оказывать спонсорскую помощь?
Спонсорами в порядке, установленном Указом № 300, могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.
Обратите внимание!
Если физическое лицо (гражданин) хочет оказать спонсорскую помощь субъекту хозяйствования, то такие отношения регулируются не Указом № 300, а нормами гл. 32 «Дарение» ГК. Эти отношения по своей правовой природе и содержанию наиболее близки к такой форме дарения, как пожертвование, т.е. дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 543 ГК).
2. Кому может быть оказана спонсорская помощь?
Спонсорская помощь может быть оказана как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.
3. Что может быть предметом оказания спонсорской помощи?
Денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (имущество), работы, услуги, имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
Если, например, государственному учреждению здравоохранения безвозмездно передаются денежные средства, то применяются нормы Указа № 143. Если же передаются средства защиты, маски и т.п. (т.е. товары), то следует обратиться к нормам Указа № 169.
Обратите внимание!
Безвозмездная передача имущества с участием государственных организаций регулируется Указом № 169. Действие Указа № 300 не распространяется на отчуждение, передачу без перехода права собственности государственного имущества, а также приобретение имущества в госсобственность.
4. Когда передача указанных выше предметов не будет являться спонсорской помощью?
Исключения предусмотрены п. 1 Указа № 300. Это, в частности:
- предоставление организациями денежных средств и иного имущества профессиональным союзам в соответствии с заключенными коллективными договорами;
- отчуждение, передача без перехода права собственности государственного имущества;
- выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов.
5. В каких целях может быть оказана спонсорская помощь?
Исчерпывающий перечень целей изложен в п. 2 Указа № 300. В частности, таковыми являются:
- создание и укрепление материально-технической базы;
- приобретение товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством;
- приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств;
- поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, и др.
Кроме того, по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия спонсоры могут оказывать помощь или выделять средства и на иные цели, не предусмотренные в п. 2 Указа № 300. При этом п. 4 Указа № 300 отдельно оговаривает цели, которые для спонсорской помощи прямо запрещены.
Оформление договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
Договор заключается в письменной форме. Обязательные требования к нему закреплены в п. 5 Указа № 300.
Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением № 779.
Особый порядок заключения договора спонсорской помощи предусмотрен для тех случаев, когда спонсорами выступают государственные органы и иные государственные организации (в т.ч. предприятия).
Помимо подписания договора спонсором и получателем помощи требуется его согласование с субъектом, вышестоящим по отношению к спонсору. В этом случае договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи считается заключенным с момента его согласования в установленном порядке. Перечень субъектов, согласовывающих оказание спонсорской помощи, изложен в части первой п. 9 Указа № 300.
Кроме того, для государственных спонсоров существуют ограничения, касающиеся размера оказания спонсорской помощи: совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Увеличить указанный лимит могут только субъекты, которые согласовывают «подчиненным» организациям и предприятиям договор спонсорской помощи.
Обратите внимание!
Для отдельных организаций могут существовать дополнительные ведомственные правила оказания спонсорской помощи, регламентирующие форму договора, документооборот по исследуемому вопросу, а также предъявляющие особые требования к перечню документов, представляемых для согласования договора о спонсорской помощи. Например, Министерство энергетики Республики Беларусь требует представления получателем помощи дополнительного ходатайства от соответствующего областного исполнительного комитета о предоставлении такой помощи.
Таким образом, примерный алгоритм юридического сопровождения спонсорской помощи можно описать следующим образом:
Шаг 1
Поступление обращения от получателя
Шаг 2
Истребование спонсором дополнительных документов и данных, необходимых для составления договора
Шаг 3
Заключение договора
Шаг 4
Согласование договора с вышестоящей инстанцией (если предусмотрено Указом № 300)
Шаг 5
Непосредственно передача спонсорской помощи
Шаг 6
Получение спонсором отчета о целевом использовании помощи
Риски сторон и их должностных лиц
Белорусское законодательство не только жестко регламентирует правила оказания спонсорской помощи, но и устанавливает ответственность за нарушение таких правил. Причем ответственность за нарушения процедуры оказания спонсорской помощи несут как спонсор, так и получатель такой помощи.
Возможные нарушения со стороны получателя помощи, влекущие ответственность, можно сгруппировать следующим образом.
1. Незаконное использование «административного ресурса» для получения спонсорской помощи.
О подобных нарушениях предостерегает сам Указ № 300, согласно п. 14 которого требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Аналогичные действия, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшие причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влекут уголовную ответственность (ст. 424, 426 УК).
2. Представление заведомо ложных сведений о нуждаемости в спонсорской помощи.
В этом случае, в зависимости от обстоятельств дела и конечного результата, действия получателей помощи (в т.ч. их должностных лиц) могут быть квалифицированы вплоть до уголовной ответственности за преступления против интересов службы (ст. 426, 427 УК) либо за хищение предмета оказания спонсорской помощи (ст. 209, 210 УК).
3. Нецелевое использование спонсорской помощи.
Как уже было сказано выше, законодатель определил фактически исчерпывающий перечень целей, на которые может быть направлена полученная спонсорская помощь, а также установил дополнительные запреты в отношении иных целей. Следовательно, получатель помощи не может использовать ее на иные цели, нежели согласованные в договоре.
Если по объективным причинам к моменту получения помощи получатель не имеет возможности направить ее на первоначально заявленные цели, то он должен либо возвратить такую помощь, либо (если это возможно) составить дополнительное соглашение к договору, изменив цель предоставления помощи на иную, предусмотренную Указом № 300.
За нецелевое использование спонсорской помощи предусмотрена административная ответственность (ч. 2–4 ст. 23.84 КоАП). Согласно указанным нормам административным правонарушением является:
- использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении;
- использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора;
- использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора.
Кроме того, вышеперечисленные нарушения влекут дисциплинарную ответственность должностных лиц получателя помощи, а также их материальную ответственность, поскольку в договоре об оказании помощи могут предусматриваться штрафные санкции за нецелевое использование помощи, которые в последующем удерживаются с виновных.
Риски другой стороны – спонсора – отчасти зависят от того, выступают спонсорами государственные или частные субъекты.
При нарушении спонсором или его должностным лицом требований законодательных актов о безвозмездной (спонсорской) помощи они могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 23.84 КоАП.
Указанная норма носит универсальный характер. К наиболее типичным нарушениям, которые могут повлечь наложение взыскания, относятся:
- оказание спонсорской помощи в целях, не предусмотренных или запрещенных Указом № 300;
- оказание спонсорской помощи без составления договора.
Для государственных спонсоров дополнительными нарушениями являются:
- предоставление помощи с превышением лимита, установленного частью второй п. 9 Указа № 300;
- оказание спонсорской помощи без согласования договора вышестоящей инстанцией.
Кроме того, при грубых нарушениях порядка оказания спонсорской помощи, повлекших в конечном счете нецелевое использование или хищение предмета спонсорской помощи, причинивших ущерб государственному имуществу в особо крупном размере, причастные должностные лица спонсора могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 428 УК.
Таким образом, должностным лицам, причастным как к оказанию, так и к получению спонсорской помощи, следует четко соблюдать соответствующее законодательство, чтобы «доброе дело осталось безнаказанным».
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (Указ № 300).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (Указ № 169).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» (постановление № 779).
Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
152
-
147
-
127
-
127
-
123
-
120