4 апрель 2018
Статья 17 из 21 ( Материал id: 1259 Журнал id: 116682 )
Страница № 45

Составляем договор франчайзинга

Франчайзинг – способ ведения бизнеса, а не бизнес сам по себе. Смысл франчайзинга заключается в том, что правообладатель (франчайзер) пытается воспроизвести в другой стране через пользователей (франчайзи и субфранчайзи) бизнес-концепцию, которая принесла ему успех.  В нашем праве франчайзинг появился сравнительно недавно, поэтому большого опыта в составлении таких договоров у белорусских субъектов хозяйствования нет. В статье предлагаются условия и формулировки, которые рекомендуется включить в договор.

 

Предмет договора франчайзинга

Предметом договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) является комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс или франшиза), передаваемых правообладателем (франчайзером) пользователю (франчайзи).

Перечень передаваемых исключительных прав является открытым. Входящий в лицензионный комплекс набор основных прав включает в себя 3 группы:

· право использования фирменного наименования правообладателя;

· право использования других объектов интеллектуальной собственности; предусмотренных договором франчайзинга,

· право использования нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.

Объектами интеллектуальной собственности, передаваемыми по договору франчайзинга, могут быть:

• патенты на изобретения и полезные модели;

• патенты на промышленные образцы;

• товарные знаки (знаки обслуживания), включая различные наименования изделий или сервисных сетей;

• фирменные наименования;

• объекты авторского права;

• ноу-хау и прочая нераскрытая информация.

Договор франчайзинга предусматривает использование вышеуказанного лицензионного комплекса в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории его использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности, а также на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока.

Предлагаем следующую формулировку предмета договора:

 

1. Предмет договора

1.1. По настоящему Договору Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав (далее по тексту – Лицензионный комплекс), а именно:

1.1.1. право на использование фирменного наименования Правообладателя:

полное: __________________________________________________;

сокращенное:  ____________________________________________;

1.1.2. право на использование товарных знаков Правообладателя согласно Приложению № 1 к настоящему Договору. Товарные знаки могут использоваться Пользователем в соответствии с настоящим Договором только для обозначения товаров и услуг, указанных в свидетельствах на данные товарные знаки;

1.2.3. право на использование секретов производства («ноу-хау») и нераскрытой информации Правообладателя (далее по тексту – нераскрытая информация), перечень которой содержится в Приложении № 2 к настоящему Договору;

1.2.4. право на использование ____________________________________________________________

_________________________________ (прочие объекты интеллектуальной собственности, при их наличии).

1.2. Объем передаваемых прав: __________________________________________________________.

1.3. Право использования Лицензионного комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав предоставляется Пользователю для организации объектов розничной торговли (общественного питания, производства и т.п.), именуемые далее – объекты Пользователя.

1.4. Пользователь вправе использовать предоставленный лицензионный комплекс на следующей территории: _______________________________________________ (указать территорию).

 

Вознаграждение франчайзи

Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором франчайзинга.

Например, в договор можно включить следующую формулировку:

 

2. Вознаграждение

2.1. Размер вознаграждения за пользование лицензионным комплексом составляет: _______ (_________) Евро, в том числе НДС по ставке 20% и выплачивается в форме  _______________________________________________________________________ (фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки,  наценки на оптовую цену товаров, передаваемых Правообладателем для перепродажи и др.).

2.2. Вознаграждение уплачивается Пользователем ежемесячно в срок до ___ числа месяца, следующего за отчетным, на основании акта выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры на вознаграждение, представленных Правообладателем.

2.3. Размер вознаграждения за пользование лицензионным комплексом установлен в Евро и подлежит оплате в белорусских рублях по курсу Нацбанка Республики Беларусь на день оплаты.

2.4. Вознаграждение уплачивается за фактическое время использования Лицензионного комплекса в течение всего срока дейсвия договора (либо следует установить ограниченный срок выплаты вознаграждения). В том случае, если в течение срока действия настоящего Договора Пользователь не будет иметь возможности использования Лицензионного комплекса по вине Правообладателя, вознаграждение Правообладателю за это время не уплачивается.

 

Особенности исполнения договора франчайзинга

Передача лицензионного комплекса включает в себя их фактическую и юридическую передачу.

Фактическая передача – это передача всей документации, содержащей коммерческую тайну, всей технической и иной документации и информации, которая будет способствовать осуществлению пользователем предоставленных ему прав. Если правообладатель представит пользователю неполную или недостаточную информацию, у последнего есть право запросить недостающую документацию или иную информацию о переданном ему по договору лицензионном комплексе.

Юридическая передача прав заключается в оформлении этой передачи в порядке, установленном национальным законодательством (в частности, актом приемки-передачи).

При передаче прав на использование товарных знаков целесообразно приложить к договору копии свидетельств на товарные знаки (знаки обслуживания) с приложениями, где будут указаны товары (услуги), на которые товарные знаки зарегистрированы.

Указанные особенности закрепляются в договоре в разделе о правах и обязанностях сторон. Предлагаем следующую формулировку данного условия:

 

3. Обязанности сторон

3.1. Правообладатель обязан:

3.1.1. выдать Пользователю предусмотренные настоящим Договором лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, указанных в п. 1.1 настоящего Договора, обеспечив их оформление в установленном порядке, в следующие сроки: _________________________;

3.1.2. передать Пользователю всю необходимую техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав по настоящему Договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

3.1.3. обеспечить своими силами и за свой счет регистрацию настоящего Договора в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь в патентном органе (ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности») в установленном порядке в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания настоящего Договора;

3.1.4. оказывать Пользователю техническое и консультационное содействие по следующим направлениям:

в области маркетинга: _____________________________________ (указать, какое конкретно);

в сфере подбора, оценки и обучения персонала: _______________ (указать, какое конкретно);

в рамках организационной поддержки: _______________________ (указать, какое конкретно);

в рамках информационной поддержки: _______________________ (указать, какое конкретно);

3.1.5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего Договора;

3.1.6. не предоставлять другим лицам Лицензионный комплекс для использования на закрепленной за Пользователем территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

3.2. Пользователь обязан:

3.2.1. по требованию Правообладателя предоставить все документы, необходимые для регистрации настоящего Договора;

3.2.2. использовать Лицензионный комплекс в пределах переданного ему объема прав;

3.2.3. обеспечивать соответствие качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основе настоящего Договора, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно Правообладателем;

3.2.4. соблюдать установленные Правообладателем цены (тарифы) на товары (работы, услуги), реализуемые в объектах Пользователя;

3.2.5. соблюдать инструкции и выполнять указания Правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования Лицензионного комплекса тому, как он используется Правообладателем, в т.ч. выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых Пользователем при осуществлении предоставленных ему по настоящему Договору исключительных прав. В случае, когда перечисленные требования и указания Правообладателя оказывают, либо могут оказать впоследствии, отрицательное влияние на финансовый результат деятельности Пользователя, либо вступают в противоречие с действующим законодательством Республики Беларусь, Пользователь вправе делать отступления от данных требований (указаний) либо вовсе не соблюдать их, предварительно уведомив об этом Правообладателя;

3.2.6. по требованию Правообладателя предоставлять ему для ознакомления оригиналы документов (налоговые декларации, первичные учетные документы, кассовую отчетность, банковские выписки и др.), подтверждающие размеры выручки по франшизным объектам, а также предоставлять доступ в режиме просмотра к своей бухгалтерской программе (программному обеспечению), обеспечивающей учет выручки;

3.2.7. осуществлять предпринимательскую деятельность в объектах исключительно с использованием Лицензионного комплекса Правообладателя;

3.2.8. не получать и не использовать аналогичные лицензионные комплексы, исключительные права и нераскрытую информацию у конкурентов (потенциальных конкурентов) Правообладателя;

3.2.9. оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя;

3.2.10. информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу настоящего Договора;

3.2.11. не разглашать нераскрытую информацию Правообладателя и обеспечивать ее конфиденциальность в режиме коммерческой тайны в течение срока действия настоящего Договора и ___ лет после прекращения его действия;

3.2.12. для обеспечения контроля за качеством товаров (работ, услуг) Пользователя, а также контроля за использованием товарных знаков (знаков обслуживания) Правообладатель вправе направлять своих представителей на объекты Пользователя. Контроль деятельности Пользователя проводится по следующим параметрам:

·  стандарты качества товаров (работ услуг), в том числе процедуры рассмотрения жалоб, претензий;

·  стандарты обслуживания покупателей (заказчиков);

·  стандарты внешнего вида персонала;

·  стандарты помещений;

·  мерчендайзинг;

·  достоверность предоставляемой периодической отчетности;

·  конфиденциальность документации и иной информации, полученных Пользователем по настоящему Договору;

·  выполнение Пользователем иных условий настоящего Договора.

3.3. Пользователь вправе разрешать другим лицам использование предоставленного ему лицензионного комплекса или части этого комплекса на условиях, согласованных им с Правообладателем.

 

Объем использования

Объем использования франшизы может быть указан следующим образом:

• путем перечисления конкретных способов использования объектов лицензионного пользования/прав предоставляемых пользователю (право на использование в рекламе, использование в коммерческой документации и т.п.);

• путем указания, что лицензионный комплекс может быть использован любым способом в определенной сфере, виде деятельности (например, использование в торговле товарами детского ассортимента либо использование в рекламе);

• указанием, что пользователь вправе использовать лицензионный комплекс любым способом в своей коммерческой деятельности (максимальный объем прав). В данном случае необходимо учитывать, что пользователь не может иметь больше прав, чем правообладатель;

• указанием на использование лицензионного комплекса любыми способами, но только для развития конкретных объектов (например, торговых объектов или объектов общественного питания);

• иным способом, позволяющим установить объем прав.

Пример:

 

5. Развитие и продвижение франшизной сети

5.1. Стороны распределили между собой обязанности по развитию и продвижению франчайзинговой сети следующим образом:

5.1.1. Правообладатель продвигает и развивает франшизную сеть путем: ___________________

__________________________________________________________________(указать конкретные способы).

5.1.2. Пользователь развивает франшизную сеть путем: _____________________________________

__________________________________________________________________(указать конкретные способы).

5.2. Пользователь обязан участвовать в проводимых Правообладателем сетевых акциях и мероприятиях.

5.3. В рамках отдельных соглашений Стороны могут проводить совместные рекламные кампании, мероприятия по развитию и продвижению франшизной сети.

 

 

Форма договора франчайзинга

Договор франчайзинга заключается в письменной форме (простой либо, по желанию сторон, в нотариальной форме) и подлежит регистрации в патентном органе в установленном порядке (ст. 910¹ ГК).

Процедура регистрации договоров франчайзинга регламентирована:

• п. 22.25 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156;

• постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

 

Людмила Шерснева, юрист

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!