С 23 января 2018 года транспортная отрасль страны заживет по новым правилам
23 января 2018 г. вступают в силу изменения в Закон об автомобильных перевозках, внесенные Законом № 50-З. Что нового для субъектов хозяйствования, занимающихся перевозками грузов и пассажиров?
Документ:
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильных перевозках).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 50-З).
Значительно изменилось определение автомобильной перевозки для собственных нужд
С 23 января 2018 г. автомобильной перевозкой для собственных нужд будет являться автомобильная перевозка, которая:
– носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– выполняется ими для перемещения транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях:
своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях;
прибывших к указанным лицам (принимающей стороне) контрагентов;
– выполняется работниками этого юридического лица или индивидуального предпринимателя либо самим индивидуальным предпринимателем.
Справочно:
контрагент – юридическое или физическое лицо (его представители), с которым принимающая сторона заключила гражданско-правовой договор, за исключением договора автомобильной перевозки пассажира или договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров, либо которое прибыло по приглашению принимающей стороны для участия в переговорах и иных мероприятиях.
С 23 января 2018 г. разрешен каботаж, но не для всех, а только для перевозчиков государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок автомобильными перевозчиками государств – членов ЕАЭС осуществляется на основании международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, с соблюдением условий, установленных законодательством.
О документах при перевозках грузов: транспортных и грузосопроводительных
К грузосопроводительным документам отнесены документы, которые должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке, в соответствии с национальным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.
Однако перевозчик не обязан знать полный перечень документов, которые должны оформляться на груз и сопровождать его при перевозке. Это обязанность грузоотправителя, который обеспечивает предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, а также несет ответственность за их непредставление в полном объеме.
Таким образом, автомобильный перевозчик:
– не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов;
– не несет ответственности за неправильность их оформления.
Однако в случае утери или ненадлежащего использования грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик обязан возместить убытки, которые понесет грузоотправитель в связи с такими действиями.
Возлагаются обязанности по составлению:
– путевого листа – на автомобильного перевозчика;
– товарно-транспортной накладной – на грузоотправителя;
– заказа-поручения – на автомобильного перевозчика, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон.
Исходя из измененных норм, перевозчик при приеме груза товарного характера к перевозчике, за исключением случаев, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза, обязан проверить:
– наличие транспортных документов;
– внешнее состояние груза, его упаковку и количество;
– температуру груза – при необходимости.
Таким образом, с 23 января 2018 г. перевозчик обязан будет проверить только наличие транспортных документов, но не правильность их оформления. При этом на грузоотправителя возложена ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона об автомобильных перевозках).
О путевом листе
Сейчас транспортные организации обязаны заполнять путевой лист при использовании транспортных средств для автомобильных перевозок как пассажиров, так и грузов.
Закон оставляет путевой лист по-прежнему в списке транспортных документов. И это понятно, ведь в нем аккумулируются различные сведения, в т.ч. о пробеге автомобиля и израсходованном топливе. А бухгалтерия стоимость израсходованного топлива включает в учитываемые при налогообложении прибыли затраты только с учетом установленных норм.
Однако с 23 января 2018 г. утрачивает силу Инструкция № 138, которая определяет порядок оформления в т.ч. путевого листа (постановление № 36). Кроме того, подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 при осуществлении транспортной деятельности разрешает не использовать путевой лист.
Полагаем, что в ближайшее время вопрос с правилами оформления путевого листа разрешится. Но считаем необходимым в случае упразднения путевого листа все необходимые данные отражать в ином документе.
Документ:
Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее – Инструкция № 138).
Документ:
постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 36).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7.)
О пассажирских перевозках
Закон структурировал виды пассажирских перевозок, относящихся к автомобильным перевозкам в нерегулярном сообщении. Напомним, что автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.
Закон определил момент, когда начинает работать договор автомобильной перевозки пассажира: как только пассажир совершил посадку в транспортное средство, то считается, что с ним заключен договор (ст. 20 Закона об автомобильных перевозках).
Изменения коснулись правил, регулирующих правила договора фрахтования. Если с вами заключен договор фрахтования, то вам запрещено требовать плату с пассажиров. Рассчитаться с вами за такую перевозку должен непосредственно заказчик перевозки.
Организациям придется определиться со статусом: если ваша организация является оператором автомобильных перевозок пассажиров или оператором такси, то ей запрещено непосредственно выполнять автомобильные перевозки пассажиров или же автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси соответственно.
О документах при перевозке пассажиров и багажа
Сдача пассажиром багажа подтверждается багажной квитанцией.
Заключением договора автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении могут являться:
– проездной документ. Формы бланков билетов и багажных квитанций, формы (образцы) электронного билета на городские, пригородные, междугородные внутриобластные, междугородные межобластные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении устанавливают заказчики автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а на международные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
– иные документы в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
При заключении договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров оформляется заказ-наряд.
Внутриреспубликанская автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении, за исключением автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, должна быть оформлена списком пассажиров, а международная автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении – формуляром поездки.
Анна Шинкевич, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
159
-
150
-
132
-
130
-
126
-
122