1 январь 2018
Статья 4 из 25 ( Материал id: 1134 Журнал id: 116275 )
Страница № 6

С 23 января 2018 года транспортная отрасль страны заживет по новым правилам

23 января 2018 г. вступают в силу изменения в Закон об автомобильных перевозках, внесенные Законом № 50-З. Что нового для субъектов хозяйствования, занимающихся перевозками грузов и пассажиров?

Документ:

Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильных перевозках).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 50-З).

Значительно изменилось определение автомобильной перевозки для собственных нужд

С 23 января 2018 г. автомобильной перевозкой для собственных нужд будет являться автомобильная перевозка, которая:

– носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– выполняется ими для перемещения транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях:

своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях;

прибывших к указанным лицам (принимающей стороне) контрагентов;

– выполняется работниками этого юридического лица или индивидуального предпринимателя либо самим индивидуальным предпринимателем.

Справочно:

контрагент – юридическое или физическое лицо (его представители), с которым принимающая сторона заключила гражданско-правовой договор, за исключением договора автомобильной перевозки пассажира или договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров, либо которое прибыло по приглашению принимающей стороны для участия в переговорах и иных мероприятиях.

 

С 23 января 2018 г. разрешен каботаж, но не для всех, а только для перевозчиков государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок автомобильными перевозчиками государств – членов ЕАЭС осуществляется на основании международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, с соблюдением условий, установленных законодательством.

О документах при перевозках грузов: транспортных и грузосопроводительных

К грузосопроводительным документам отнесены документы, которые должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке, в соответствии с национальным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Однако перевозчик не обязан знать полный перечень документов, которые должны оформляться на груз и сопровождать его при перевозке. Это обязанность грузоотправителя, который обеспечивает предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, а также несет ответственность за их непредставление в полном объеме.

Таким образом, автомобильный перевозчик:

– не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов;

– не несет ответственности за неправильность их оформления.

Однако в случае утери или ненадлежащего использования грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик обязан возместить убытки, которые понесет грузоотправитель в связи с такими действиями.

Возлагаются обязанности по составлению:

– путевого листа – на автомобильного перевозчика;

– товарно-транспортной накладной – на грузоотправителя;

– заказа-поручения – на автомобильного перевозчика, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон.

Исходя из измененных норм, перевозчик при приеме груза товарного характера к перевозчике, за исключением случаев, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза, обязан проверить:

– наличие транспортных документов;

– внешнее состояние груза, его упаковку и количество;

– температуру груза – при необходимости.

Таким образом, с 23 января 2018 г. перевозчик обязан будет проверить только наличие транспортных документов, но не правильность их оформления. При этом на грузоотправителя возложена ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона об автомобильных перевозках).

О путевом листе

Сейчас транспортные организации обязаны заполнять путевой лист при использовании транспортных средств для автомобильных перевозок как пассажиров, так и грузов.

Закон оставляет путевой лист по-прежнему в списке транспортных документов. И это понятно, ведь в нем аккумулируются различные сведения, в т.ч. о пробеге автомобиля и израсходованном топливе. А бухгалтерия стоимость израсходованного топлива включает в учитываемые при налогообложении прибыли затраты только с учетом установленных норм.

Однако с 23 января 2018 г. утрачивает силу Инструкция № 138, которая определяет порядок оформления в т.ч. путевого листа (постановление № 36). Кроме того, подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 при осуществлении транспортной деятельности разрешает не использовать путевой лист.

Полагаем, что в ближайшее время вопрос с правилами оформления путевого листа разрешится. Но считаем необходимым в случае упразднения путевого листа все необходимые данные отражать в ином документе.

Документ:

Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 (далее – Инструкция № 138).

 

Документ:

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – постановление № 36).

 

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7.)

О пассажирских перевозках

Закон структурировал виды пассажирских перевозок, относящихся к автомобильным перевозкам в нерегулярном сообщении. Напомним, что автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.

Закон определил момент, когда начинает работать договор автомобильной перевозки пассажира: как только пассажир совершил посадку в транспортное средство, то считается, что с ним заключен договор (ст. 20 Закона об автомобильных перевозках).

Изменения коснулись правил, регулирующих правила договора фрахтования. Если с вами заключен договор фрахтования, то вам запрещено требовать плату с пассажиров. Рассчитаться с вами за такую перевозку должен непосредственно заказчик перевозки.

Организациям придется определиться со статусом: если ваша организация является оператором автомобильных перевозок пассажиров или оператором такси, то ей запрещено непосредственно выполнять автомобильные перевозки пассажиров или же автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси соответственно.

О документах при перевозке пассажиров и багажа

Сдача пассажиром багажа подтверждается багажной квитанцией.

Заключением договора автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении могут являться:

– проездной документ. Формы бланков билетов и багажных квитанций, формы (образцы) электронного билета на городские, пригородные, междугородные внутриобластные, междугородные межобластные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении устанавливают заказчики автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а на международные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

– иные документы в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

При заключении договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров оформляется заказ-наряд.

Внутриреспубликанская автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении, за исключением автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, должна быть оформлена списком пассажиров, а международная автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении – формуляром поездки.

 

Анна Шинкевич, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!