Репатриация валютной выручки: как будем возвращать валюту через год?
Важные детали:
- 09.07.2021 вступает в силу Закон № 36-З, который утвердил новую редакцию Закона № 226-З и тем самым внес существенные изменения в порядок возврата валютной выручки.
- Срок репатриации будет определяться условиями валютного договора, но порядок определения такого срока будет устанавливаться Нацбанком.
Репатриация валютной выручки
Репатриация – это зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусских рублей и (или) иностранной валюты, полученных при совершении экспортно-импортных операций (п. 1 ст. 19 Закона № 226-З в новой редакции).
Таким образом, действующее валютное законодательство не обязывает резидентов в обязательном порядке перечислять полученные на свои счета в иностранных банках денежные средства от экспорта (импорта) на счета в белорусском банке (ранее данная обязанность была связана с обязательной продажей иностранной валюты и была отменена с утратой силы постановления Нацбанка № 129).
Однако в этой же статье (п. 3 ст. 19 Закона № 226-З в новой редакции) мы находим норму, согласно которой экспортер (импортер) в случае зачисления выручки, подлежащей репатриации и рок репатриации на счета экспортера (импортера), открытые в иностранных банках, обязан перевести ее на свой счет, открытый в банке Республики Беларусь, в течение 5 рабочих дней с даты ее зачисления. То есть экспортер (импортер) все-таки вправе получить от нерезидента выручку на свои иностранные счета с последующим ее переводом на свои счета в белорусском банке. Однако не совсем понятно правовое регулирование денежных средств, подлежащих репатриации и зачисленных не в срок репатриации. Распространяется ли на них правило п. 3 ст. 19 Закона № 226-З в новой редакции? Возможно, данный пробел в законодательстве будет устранен в рамках актов валютного законодательства, принимаемых в развитие Закона № 36-З.
Обратите внимание!
Случаи, когда в рамках экспорта (импорта) можно не зачислять денежные средства на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, установлены п. 2 ст. 19 Закона № 226-З в новой редакции.
Срок репатриации
Казалось бы, субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно согласовывать такие сроки со своими контрагентами в договоре. Однако оговорка о том, что порядок определения такого срока будет регламентирован Нацбанком, ставит под сомнение такое утверждение. Полагаем, данная норма будет в дальнейшем конкретизирована.
Увеличение срока репатриации
Исключение составляет единственный пока случай автоматического продления сроков завершения внешнеторговых операций на 100 дней в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в первой половине 2020 г. (см. постановление № 192/6).
Срок репатриации увеличивается на период:
- рассмотрения белорусским или иностранным банком требования о платеже по банковской гарантии;
- проведения медиации и исполнения медиативного соглашения;
- рассмотрения обращения юридического лица – резидента страховщиком, судебными или арбитражными органами;
- исполнительного производства;
- производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении нерезидента;
- урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке.
Норма об увеличении срока репатриации не применяется в случае, когда дата окончания периода, на который увеличивается срок репатриации, предшествует дате истечения срока репатриации.
Обязанность по репатриации в случае перемены лиц в обязательстве
С одной стороны, теперь станет ясно, на кого переходит обязанность по репатриации в случае перемены лиц в обязательстве. С другой, жаль, что Закон № 226-З в новой редакции не предусматривает случаи частичной перемены лиц в обязательстве. И если с уступкой права требования в рамках экспорта или даже импорта более или менее понятно, то о какой репатриации идет речь в случае перевода долга в рамках импорта, когда товар поставлен, а новый должник должен заплатить нерезиденту, остается неясным.
Прекращение обязанности по репатриации
Отметим, что данная возможность Законом № 226-З в новой редакции не предусмотрена.
Резюме
В условиях ограниченного объема статьи, подробно не углубляясь, можно констатировать, что проанализированные нормы Закона № 226-З в новой редакции во многом идут вразрез с действующим валютным законодательством и потребуют, по всей видимости, существенной переработки Указа № 178 и ряда нормативных правовых актов, принятых в его развитие.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон № 226-З).
Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (Закон № 36-З).
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (Указ № 178).
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» (постановление Нацбанка № 129) (в настоящее время утратило силу).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (постановление № 1483/22).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 01.04.2020 № 192/6 «О проведении внешнеторговых операций и открытии счетов в банках-нерезидентах» (постановление № 192/6).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
129
-
129
-
125
-
120