7 июль 2022
Страница № 22

    

    

    

    

   

Рекламный сбор: правила уплаты при размещении рекламы в сети Интернет

Михаил Ходосевич, старший юрист Arzinger Law Offices
Милена Рак, младший юрист Arzinger Law Offices

Чем полезна:

  • в статье разбираются наиболее проблемные вопросы уплаты сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) на практических примерах.

 

Плательщики рекламного сбора

Одним из основных понятий, которые используются при регулировании сбора, является понятие «рекламодатель». По общему правилу, рекламодателями считаются организации и граждане (абзац 13 части первой ст. 2 Закона о рекламе):

1) деятельность или товары которых рекламируются;

2) которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;

3) которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

Но не все рекламодатели являются плательщиками сбора.

Плательщиками сбора могут быть только те рекламодатели, которые являются юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь (подп. 2.1 п. 2 Указа № 131).


Обратите внимание!

Указ № 131 предусматривает лишь 2 исключения из перечня субъектов, в обязанность которых входит уплата сбора: организации, численность инвалидов в которых составляет не менее 30 % численности работников, а также исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД. Все иные организации независимо от формы собственности обязаны уплачивать сбор на общих основаниях.

 

Указ № 131 также вводит определение такого субъекта, как рекламное агентство (п. 5 приложения к Указу № 131). Отметим, что для признания субъекта рекламным агентством не требуется соблюдать какие-либо дополнительные критерии, так как законодательство Республики Беларусь не устанавливает специальные требования в отношении осуществления рекламной деятельности, в т.ч. требования о лицензировании, сертификации, аттестации, особом порядке регистрации.

Во избежание проблемы двойного обложения сбором Указ № 131 устанавливает лишь 2 случая, когда субъект, выполняющий функции рекламного агентства, будет обязан уплачивать сбор:

1) в отношении рекламы деятельности или услуг рекламного агентства либо если объект рекламирования определен рекламным агентством (т.е. случай, когда рекламное агентство рекламирует само себя);

2) в отношении деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо если объект рекламирования и (или) содержание рекламы определены иностранным рекламодателем.

 

Пример 1

Торговый центр на основании маркетинговых договоров с арендаторами торговых мест разрабатывает и распространяет в Интернете на платной основе рекламный ролик, включающий рекламу самого торгового центра и рекламу арендаторов.

Так как рекламный ролик содержит рекламу как торгового центра, так и арендаторов, плательщиками сбора будут и те, и другие. Арендаторы имеют возмездные договорные отношения с торговым центром на распространение рекламы своей деятельности, поэтому торговый центр будет выступать в качестве рекламного агентства, и на основании вознаграждения торгового центра за соответствующие услуги арендаторы будут обязаны рассчитывать и уплачивать сбор. Сам торговый центр, в свою очередь, заказывает услуги по распространению и своей рекламы, содержащейся в ролике, из-за чего он также будет обязан уплачивать рекламный сбор исходя из уплаченных рекламораспространителям вознаграждений за распространение рекламы своей (а не арендаторов) деятельности.


Объект обложения сбором

Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, в т.ч. в сети Интернет, а именно услуги, предусматривающие наличие распространения (размещения) в любой форме с помощью любых средств информации об объекте рекламирования, с привлечением внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. Отмечаем, что деятельность по размещению (распространению) рекламы является частью, составляющей рекламную деятельность, наряду с деятельностью по проектированию и производству рекламы (абзац 11 части первой ст. 2 Закона о рекламе).


Обратите внимание!

Обложению сбором подлежит не рекламная деятельность как таковая, а лишь рек­ламная деятельность в части услуг по размещению (распространению) рекламы (например, производство по заказу брендированной продукции или услуги по монтажу наружной рекламы сбором не облагаются).


Размещение собственной рекламы на своем интернет-сайте

Как правило, размещение рекламы на собственном интернет-ресурсе не влечет необходимость уплаты рекламного сбора. Рекламодатель в случае размещения рекламы на собственном интернет-ресурсе зачастую не привлекает третьих лиц для оказания услуг по непосредственному размещению рекламы. Вместо этого он сам выступает в роли рекламораспространителя и собственными силами размещает информацию. Соответственно, так как рекламодатель и рекламо­распространитель совпадают в одном лице, услуги по размещению рекламы не оказываются и объект обложения сбором не возникает.

 

Пример 2

При размещении производственной организацией на собственном сайте информации о ценах на выпускаемую продукцию и фото изделий такое размещение не облагается сбором.

 

На практике также встречаются случаи оказания третьими лицами услуг, похожих на распространение рекламы, однако таковыми не являющихся. Главный критерий определения того, облагаются ли определенные услуги сбором, – наличие действий по непосредственному размещению рекламных материалов. Иными словами, нужно определить, «постят» ли подрядчики какой-либо рекламный контент на вашем сайте самостоятельно.

 

Пример 3

В организации имеется заключенный договор на оказание услуг по оптимизации и поддержке сайта организации в поисковых системах Интернета (SEO-оптимизация).

Затраты на SEO-оптимизацию не облагаются сбором. SEO-оптимизация включает в себя, помимо прочего, услуги по увеличению целевого трафика сайта, увеличению конверсии сайта, а также количества обращений и продаж с сайта путем создания условий для появления сайта на определенных позициях в результате выдачи поисковых систем. При этом в данные услуги не включается фактическое размещение рекламных материалов. Результатом их оказания являются лишь изменение структуры самого сайта и корректировка его наполнения.


Размещение рекламы на собственных страницах в соцсетях и контекстная реклама

При размещении постов на своих страницах в социальных сетях, так же как и на интернет-сайтах, владельцам таких страниц не нужно уплачивать сбор, поскольку размещение происходит собственными силами без уплаты средств интернет-платформе социальной сети.

Отличием, однако, является то, что размещение рекламы в социальных сетях часто происходит за вознаграждение (например, в случаях размещения контекстной рекламы).

Правила уплаты сбора при размещение контекстной рекламы просты: поскольку размещением рекламы на территории Республики Беларусь в сети Интернет считается размещение рекламы не только в национальном сегменте, но и за пределами национального сегмента, если такая реклама направлена на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь, то обязанность по уплате сбора возникает у рекламодателя в случае, когда размещаемая контекстная

рек­лама видна белорусским пользователям. При этом не имеет значения, через какой ресурс происходит размещение такой рекламы.

Таким образом, если рекламодатель имеет договор с определенной платформой и уплачивает средства за размещение рекламы, то с суммы затраченных средств и подлежит расчет рекламного сбора. В то же время сопутствующие услуги третьих лиц обложению сбором не подлежат.


Пример 4

Организация обращается к рекламному агентству за услугами по пополнению бюджета рекламного аккаунта в социальной сети, после чего само­стоя­тельно загружает и настраивает рекламу.

Сбор с услуг по обеспечению бюджета рекламного аккаунта уплачивать не требуется. Такая позиция также подтверждена мнением МАРТ. В то же время при расходовании бюджета рекламного аккаунта для размещения контекстной рекламы, направленной на пользователей в Республике Беларусь, у рекламодателя возникает обязанность по уплате сбора.


Справочно:

мнение МАРТ высказано в ответах на вопросы, опубликованных на официальном сайте: https://www.mart.gov.by/activity/regulirovanie-reklamnoy-deyatelnosti/



Размещение рекламы на сайтах и страницах в социальных сетях третьих лиц

Размещение рекламы на интернет-ресурсах третьих лиц в большинстве случаев происходит на платной основе. Это подразумевает заключение договоров на распространение рекламы и уплату вознаграждений подрядчикам. Рекламодатели в этом случае обязаны уплачивать рекламный сбор, который рассчитывается исходя из сумм таких вознаграждений.

Указ № 131, однако, предусматривает несколько случаев, когда размещение рекламы на ресурсах третьих лиц не влечет обязанность по уплате рекламного сбора. Это применимо, помимо прочего, по отношению к размещению рекламы (абзац шестой подп. 2.4 п. 2 Указа № 131):

– на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций;

– в средствах массовой информации, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации.

При размещении информации на ресурсах третьих лиц также важно определить, действительно ли такая информация является рекламной или она размещается в соответствии с требованиями законо­дательства, так как во втором случае законодательство о рекламе не применяется.


Обратите внимание!

Субъекты вправе требовать указания себя в качестве источника представляемой ими информации при ее распространении другими лицами (абзац четвертый части первой ст. 33 Закона об информации). Такое указание само по себе не является рекламой, и к нему не применяются нормы о сборе.


Размещение информации о продавце и товарах на маркетплейсах

Размещение информации на маркетплейсах следует рассматривать с двух сторон:

– во-первых, как размещение обязательной информации в рамках осуществления дистанционной торговли;

– во-вторых, как размещение информации непосредственно в рамках осуществления рекламной деятельности.

Так, отличием этих вариантов является то, что в случае с дистанционной торговлей у продавца есть определенные обязанности по размещению информации на странице интернет-магазина, установленные Правилами № 31. Отметим, что законодательство о рекламе не распространяется на случаи размещения информации в связи с требованиями иных актов законодательства (абзац третий п. 2 ст. 1 Закона о рекламе), поэтому в случае с дистанционной торговлей размещение информации не будет являться рекламой.

Вся информация, которая размещается продавцами, осуществляющими дистанционную торговлю, за пределами законодательных требований, может быть признана рекламой, и услуги по размещению такой информации могут облагаться сбором. При этом плательщиком сбора по общему правилу будет считаться рекламодатель, т.е. лицо, заказывающее размещение рекламы на маркетплейсе. В договорных отношениях рекомендуется четко определить пределы предоставляемых маркетплейсом услуг в части размещения рекламы.


Документы:

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон о рекламе).

Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (Указ № 131).

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (Закон об информации).

Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (Правила № 31). 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.