Регламент работы комиссии при организации и проведении госзакупок
Порядок подготовки и проведения заседаний комиссии по госзакупкам определяется регламентом ее работы, утверждаемым руководителем (уполномоченным должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем (часть третья п. 16 Положения о комиссии). Таким образом, разработка и утверждение регламента работы комиссии по госзакупкам являются обязательными.
Документ:
Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Положение о комиссии).
Вопросы организации государственных закупок, в т.ч. распределения полномочий между конкретными должностным лицами и структурными подразделениями, как правило, закрепляются на уровне приказа руководителя заказчика или иного ЛНПА. Например, для удобства пользования заказчик может разработать в качестве ЛНПА Положение о порядке организации государственных закупок. Разработка и утверждение данного Положения не обязательны с точки зрения законодательства, но в целях минимизации рисков при осуществлении государственных закупок их осуществление представляется оптимальным вариантом*.
Применение указанных двух документов в совокупности позволяет выстроить систему управления госзакупками у конкретного заказчика с четким определением зон ответственности должностных лиц и структурных подразделений при осуществлении госзакупок.
Пример Регламента работы комиссии, создаваемой при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупок из одного источника
<…> 1. Настоящий Регламент работы комиссии, создаваемой при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупок из одного источника (далее – Регламент) в _____________________________ (далее – Заказчик), определяет порядок работы постоянно действующей комиссии, создаваемой Заказчиком при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупок из одного источника в случаях, предусмотренных п. 4 настоящего Регламента (далее – комиссия). 2. Комиссия создана для выполнения определенных Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Положение о комиссии), задач и функций при организации и проведении процедур государственных закупок. 3. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого обсуждения и решения вопросов, связанных с реализацией функций, предусмотренных законодательством о государственных закупках и настоящим Регламентом по организации и проведению процедур государственных закупок в _____________________________. (наименование Заказчика) Деятельность комиссии не распространяется на отношения, складывающиеся после заключения договора на государственную закупку. 4. Комиссия правомочна при организации и проведении процедуры закупки из одного источника, если она проводится как следствие признания процедуры государственной закупки (открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) несостоявшейся по основаниям, предусмотренным законодательством. По письменному поручению руководителя Заказчика комиссия правомочна при организации и проведении определенной в поручении процедуры закупки из одного источника для закупок товаров (работ, услуг), включенных в годовой план государственных закупок Заказчика. 5. Комиссия в своей работе руководствуется законодательством Республики Беларусь, в т.ч. Положением о комиссии, а также настоящим Регламентом. 6. Комиссия является подотчетной руководителю Заказчика и выполняет его задания и поручения, оформленные в письменном виде. 7.Задачи комиссии: организация и проведение процедур государственных закупок (открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупок из одного источника в случаях, предусмотренных п. 4 настоящего Регламента) с учетом функций комиссии, указанных в п. 8 настоящего Регламента; рассмотрение и оценка предложений участников в соответствии с требованиями документов, представляемых участникам для подготовки предложений (при проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений); при проведении процедуры закупки из одного источника в случаях, предусмотренных п. 4 настоящего Регламента, – определение участника (участников) для направления ему (им) приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку для заключения с ним (ними) договора по результатам проведения процедуры закупки из одного источника на основании представленных в комиссию документов в порядке, предусмотренном п. 23 настоящего Регламента; привлечение при необходимости экспертов в целях принятия обоснованного решения по процедуре государственной закупки; выполнение заданий и поручений руководителя Заказчика. 8. Комиссия выполняет следующие функции: открывает предложения (рассматривает первые разделы предложений в случае проведения электронного аукциона); проверяет предложения на их соответствие требованиям документов, представляемых участникам для подготовки предложения; при необходимости предлагает участникам обеспечить приведение предложений в соответствие с требованиями документов, представляемых участникам для подготовки предложения. Данное полномочие реализуется при проведении открытого и закрытого конкурса, запроса ценовых предложений с учетом требований законодательства о государственных закупках о допустимых изменениях и (или) дополнениях предложений участников; при необходимости запрашивает у участников дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений; проводит проверку соответствия участников требованиям к составу участников, исходя из установленных законодательством о государственных закупках ограничений для участия в процедурах государственных закупок (пп. 2 и 3 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», подп. 1.18 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»), в порядке, предусмотренном п. 9 настоящего Регламента; проводит проверку соответствия участников требованиям к квалификационным данным участников, если это предусмотрено документами, представляемыми участникам для подготовки предложения; отклоняет предложения; оценивает и сравнивает предложения, определяет одного или нескольких (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) участников-победителей; признает процедуру государственной закупки несостоявшейся и рекомендует заказчику проведение повторной аналогичной процедуры государственной закупки или иной процедуры государственной закупки; вправе рекомендовать заказчику отменить процедуру государственной закупки при наличии оснований, установленных законодательством; при необходимости привлекает экспертов для получения экспертного заключения по оценке предложений. Комиссия может просить участников дать разъяснения по их предложениям, но не вправе допускать изменения сути предложений. При проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов и процедуры запроса ценовых предложений не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям документов, представляемых участникам для подготовки предложения, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению комиссии). Под ошибками, включая арифметические, и неточностями следует понимать: несоответствие предложения требованиям по его оформлению и содержанию (включая отсутствие подписей на документах либо самих документов) при условии, что устранение такого несоответствия не приведет к существенному изменению предложения в части предмета государственной закупки и условий проекта договора, а также к недобросовестной конкуренции; расхождение между ценой (тарифом) единицы товара (работы, услуги) и общей ценой, полученной в результате умножения цены (тарифа) единицы товара (работы, услуги) на количество (объем), или между промежуточными итогами и общей ценой. Преимущество имеют цена (тариф) единицы товара (работы, услуги) или промежуточные итоги; расхождение между словами и цифрами при указании цены (тарифа). Преимущество имеет цена (тариф), указанная(-ый) прописью. 9. В качестве подтверждения факта проверки соответствия участников требованиям к составу участников, исходя из установленных законодательством о государственных закупках ограничений для участия в процедурах государственных закупок, к протоколу заседания комиссии прилагаются соответствующие документы, в т.ч. скриншоты сайтов, на которых осуществлялся поиск информации об участниках: http://justbel.info/Liquidation/FindMyRequest – сведения о субъектах хозяйствования, в отношении которых принято решение о ликвидации (прекращении деятельности); http://www.icetrade.by/articles/view/12 – сведения о субъектах хозяйствования, включенных в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; http://www.economy.gov.by/ru/restructuring-insolvency/perechen-organizaciy-v-procedurah-bankrotstva – перечень организаций, находящихся в процедуре банкротства; http://bankrot.gov.by/ – Единый государственный реестр сведений о банкротстве; http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/ – реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Проверка соответствия участников требованиям к составу участников исходя из установленных законодательством о государственных закупках ограничений для участия в процедурах государственных закупок осуществляется секретарем комиссии или по поручению председателя комиссии иным членом комиссии. Сведения о субъектах хозяйствования – поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми Заказчиком расторгнут договор на государственную закупку по соглашению сторон, если предметом расторгнутого договора был товар (работа, услуга), закупаемый в данной процедуре государственной закупки, представляются в комиссию отделом организационного и технического обеспечения. 10. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии назначаются из числа членов комиссии при утверждении руководителем Заказчика ее персонального состава. 11. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в т.ч. физические лица, подавшие предложения, работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области. При наличии указанных выше оснований член комиссии должен сообщить об этом руководителю Заказчика и председателю комиссии, в т.ч. в случае, если такое основание возникнет в ходе организации и проведения процедуры государственной закупки, для целей исключения его из состава комиссии и (или) замены другим членом комиссии. 12. Руководство деятельностью комиссии осуществляет ее председатель, а на период его отсутствия – заместитель председателя. 13. Председатель комиссии: определяет время проведения заседаний комиссии и повестку дня заседания комиссии; распределяет функции и обязанности между членами комиссии; председательствует на заседаниях комиссии; дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии; выполняет иные функции в соответствии с Положением о комиссии и настоящим Регламентом. 14. Секретарь комиссии: обеспечивает организацию заседаний комиссии в сроки, установленные законодательством о государственных закупках, в т.ч. доводит до сведения членов комиссии не позднее чем за один рабочий день до даты заседания комиссии путем устного или письменного извещения информацию о дате, времени, месте очередного заседания комиссии, повестке дня заседания комиссии и другую информацию, связанную с работой комиссии; оформляет и регистрирует протоколы заседаний комиссии; обеспечивает наличие бумажных копий и (или) электронных файлов с предложениями участников, размещенными официальном сайте, на электронной торговой площадке, для ознакомления с ними членов комиссии; изготавливает копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний комиссии; обеспечивает до заседания комиссии получение сведений о субъектах хозяйствования – поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми Заказчиком расторгнут договор на государственную закупку по соглашению сторон, если предметом расторгнутого договора был товар (работа, услуга), закупаемый в проводимой процедуре государственной закупки; передает протоколы заседаний комиссии отделу организационного и технического обеспечения для размещения на официальном сайте, электронной торговой площадке сразу после подписания всеми присутствующими на заседании комиссии членами комиссии; выполняет иные функции в соответствии с Положением о комиссии и настоящим Регламентом. 15. Члены комиссии: принимают участие в работе комиссии по вопросам, включенным в повестку дня заседания комиссии; принимают участие в голосовании по вынесенным на обсуждение вопросам; обеспечивают выполнение принятых комиссией решений; заблаговременно информируют секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии с указанием причины; выполняют поручения председателя комиссии и информируют об их выполнении в установленный срок. Члены комиссии не вправе передавать иному лицу свои полномочия на участие в деятельности комиссии. 16. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря комиссии их обязанности могут быть возложены председателем комиссии на других членов комиссии. В ходе работы комиссии члены комиссии должны соблюдать принципы осуществления процедур государственных закупок, обеспечивать соблюдение режима защиты информации, составляющей коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами. 17. Работа комиссии организуется в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от ее общего состава. Каждый член комиссии голосует и имеет право одного голоса по вопросу повестки заседания комиссии. 18. Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании. При равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии. Если кто-либо из членов комиссии имеет особое мнение по принятому комиссией решению, то такое мнение отражается в протоколе заседания комиссии или прилагается в виде отдельного документа к протоколу заседания комиссии. 19. Комиссией могут привлекаться эксперты для консультаций и (или) получения экспертного заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений. Экспертом признается не заинтересованное в результате процедуры государственной закупки лицо, обладающее специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки. Эксперт может привлекаться на возмездной или безвозмездной основе. Эксперт может быть приглашен на заседание комиссии для консультаций, а также им может быть представлено экспертное заключение по рассмотрению, оценке и сравнению предложений, которое рассматривается комиссией в заседании без приглашения эксперта на заседание комиссии. В последнем случае заключение эксперта озвучивается членом комиссии по поручению председательствующего. Консультации эксперта и (или) экспертное заключение по рассмотрению, оценке и сравнению предложений могут учитываться комиссией при оценке и сравнении предложений участников. При обсуждении вопросов члены комиссии, эксперты могут выступать с обоснованием своих предложений. 20. В случае если в ходе заседания комиссии, в т.ч. после выступления членов комиссии, получения консультации эксперта и (или) экспертного заключения, а также в иных случаях требуется время для получения более подробной информации, заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату в пределах срока, установленного для проведения процедуры государственной закупки. 21. Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством. 22. Решение комиссии оформляется протоколом, ведение, оформление и регистрацию которого обеспечивает секретарь комиссии. Протокол подписывает председательствующий на заседании, секретарь и члены комиссии, участвовавшие в заседании в день проведения комиссии или, за исключением протокола открытия предложений, при возникновении причин организационного характера не позднее дня, следующего за днем проведения заседания комиссии. 23. В протоколе заседания комиссии по определению участника (участников) для направления ему приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку для заключения с ним договора по результатам проведения процедуры закупки из одного источника должно содержаться обоснование направления приглашения и проекта договора определенному участнику. Согласованный проект договора на государственную закупку, проект приглашения к участию в процедуре государственной закупки из одного источника, а также результаты исследования конъюнктуры рынка представляются отделом организационного и технического обеспечения комиссии для принятия решения по определению участника (участников) и направлению участнику (участникам) приглашения к участию в процедуре государственной закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку. В случае если такой участник отказывается от заключения договора на государственную закупку, проводится повторное заседание комиссии с обсуждением причин отказа и принятия решения о направлении другому участнику (участникам) приглашения к участию в процедуре государственной закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку. В случае если участник (участники) в ходе проведения переговоров при закупке из одного источника предлагает изменить существенные (обязательные) условия проекта договора на государственную закупку, такое изменение условий должно быть согласовано в порядке, предусмотренном Положением о порядке организации государственных закупок в _____________________________, для согласования проекта договора на государственную закупку. (наименование Заказчика) 24. Решения комиссии, а также действия (бездействие) членов комиссии могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством о государственных закупках. 25. В случае обжалования действий (бездействия) Заказчика, решений комиссии в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь комиссии и (или) иные члены комиссии по поручению руководителя Заказчика присутствуют на заседании комиссии по рассмотрению жалоб Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, а также принимают меры по выполнению решения комиссии по рассмотрению жалоб Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
|
Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент
Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент
Анна Третьякова, магистр юрид. наук, доцент
* С примером Положения о порядке организации государственных закупок вы сможете ознакомиться в следующем номере журнала.
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
100
-
97
-
96
-
96
-
95